Цитата: tukan от 06.06.2013 20:05:54
Чуть ранее я уже отмечал, что в основе, скажем так, нашей национальной метафизики, зрительского архетипа восприятия лежат две вещи
а) способность к синтезу посторонних влияний в нечто новое (именно поэтому так архетипичен оказался среди красных именно Сталин - не жестокостью - са способностью к синтезу марксизма и русской истории)
б) как диалектическая обратная сторона способности к синтезу - традиционализм - четкое осознание несущих скреп национального и проявление этого в любой сторической ситуации.
Уважаемый Тукан, с Вашей трактовкой "национальной метафизики" не могу согласиться.
Дело в том, что Вы перечисляете некоторые внешние свойства, стесняясь, во-видимому, заглянуть в глубь. Способность к синтезу - это хорошо, однако русский народ, очевидно, синтезирует не что попало, а лишь определённые социальные конструкции, выражающие его подлинную метафизику. То внешнее, что могло быть использовано как строительный материал для будущего в своём понимании, было использовано, а остальное - твёрдой рукой отринуто. Собственно, Вы об этом и говорите во втором пункте, принимая это свойство за традиционализм. Дело, конечно же не в традициях, а в тех самых "несущих скрепах", которые Вы в рассмотрении стремитесь обойти, и которые являются ключом к обсуждаемому вопросу.
Повторю свою точку зрения на вопрос "подлинной метафизики" и "несущих скреп" - хотя, собственно, ничего нового я тут не придумываю, достаточно обратиться к авторитетным источникам. Основой русской метафизики является метафизика православная, исторически сформированное православной культурой миропонимание и ценностная картина. Целью и стремлением народа при этом является построение "царства Божьего на земле" - справедливого и человеколюбивого свободного общества, гармоничного и целостного, основанного на заповедях Христовых; не следует путать с хилиазмом. Общество, возвышающего человека до высокого, но достижимого идеала. Соответственно, когда общество и человек осознают и принимают эту цель как смысл существования, у них появляется "царь в голове" - и никакие внешние силы не могут сокрушить его. Когда же, помимо царя в голове, ещё и верховный правитель разделяет народные волю и устремления, тогда народ способен творить чудеса - что и было многократно проделано. И наоборот: когда народ забывает о своём предназначении, начинаются смута и безвременье. В этом суть "внутренней истины", на мой взгляд.
Теперь посмотрим, как эта ценностная картина развивалась на протяжении времени. Наибольший рассвет она получила во времена "Святой Руси". Во времена реформ Никона и Петра, был нанесён довольно мощный удар по самовосприятию народа: во-первых, отрицалась его историческая правота, во-вторых, навязывались чуждые западные ценности. Образовавшийся тогда раскол в обществе - на приверженцев западного и национального - в тех или иных формах существует и сейчас. В общем-то, страна с этим справилась, изменилась, став в чём-то сильнее, в чём-то потеряв, преобразившись в Российскую Империю, развившись культурно и технологически. К 1917 году неустранимые противоречия вынудили произвести "диалектическое отрицание" - советское государство было противоположно по форме, но полностью преемственно по содержанию и устремлениям.
Коммунизм инструментально дополнил и обогатил имеющийся идеал, впервые позволив приблизиться к нему на уровень досягаемости - экономическая и политическая теория наложилась на извечные представления народа о должном. Действительно, в 20-30-ых казалось - ещё вот-вот, и желаемое общество будет построено. Не срослось. Далее, по идеальному народа были последовательно нанесена серия ударов: сначала на XX съезде
отказались от своего Вождя, с кем выстроили страну и побеждали, далее - по целеполаганию (вместо мировой справедливости критерием стало догоняние по колбасе), далее - по экономической системе (косыгинские реформы). После этого смыслам, которыми держалась страна, был нанесён фактически смертельный удар, по инерции она продолжала продуцировать сложные формы, лучшие в мире системы (образования, наука, медицина) - но в
ранах уже завелись черви, и скоро всё было кончено. После распада СССР народ пребывает в травматическом шоке, не смея мечтать, не веря в свою историческую правоту, униженный, приземлённый. Лишь некоторое время назад начали появляться признаки восстановления, ещё пока слабые.
Собственно, в этом направлении и следует помогать восстанавливаться народу. Дать ему желаемый образ будущего, дать представления о его непостыдности, о его достижимости, его практической реализуемости. Тогда всё и будет.