Жизнь Российского Телемедийного пространства
410,119 1,631
 

  tukan ( Слушатель )
06 июн 2013 20:05:54

Тред №577295

новая дискуссия Дискуссия  207

Чуть ранее я уже отмечал, что в основе, скажем так, нашей национальной метафизики, зрительского архетипа восприятия лежат две вещи

а) способность к синтезу посторонних влияний в нечто новое (именно поэтому так архетипичен оказался среди красных именно Сталин - не жестокостью -  са способностью к синтезу марксизма и русской истории)

б) как диалектическая обратная сторона способности к синтезу - традиционализм - четкое осознание несущих скреп национального и проявление этого в любой сторической ситуации.

Что, на мой взгляд, было взято из "белого", имперского прошлого страны - самую большую в мире страну не могли создать внутренне несвободные люди. У них были "свобода в душе - и "царь в голове". Собственный "царь в голове", а не царская плетка вдоль спины. Они понимали свои интересы, кто они и зачем им все это надо. И что самое интересное - власть это учитывала, не пытаясь ломать ни Дон, ни сибирских кержаков через колено. Возможно, Колчак добился бы и большего, слушай он в управлении свои инстинкты как русского, а не иностранных партнеров. Собственно, Сибирь сбросила его себя за порки крестьян. Тот же Сталин до 1934 года напряженно вслушивался в настроения партийных масс, чтобы понять - что именно думают те, с кем ему предстояло создать "орден меченосцев".

Из прошлого СССР стоит взять именно опыт формирования этого "царя в голове" - уникальную систему синтеза образования, спорта, науки, из которой благодапря тупому начетничеству сусловских идеологов, у которых подо все в шкафчике, как у их босса была цитатка классиков, выпал досуг (то самое свободное время как величайшее богатство человека, о котором писал еще Маркс). Поздний СССР создал из 300-миллионого населения не только Великую Спортивную Красную Машину, но и Великую Научную Машину, Великую Военную Машину и самых красивых женщин в истории человечества (а ведь именно красота женщин определяет генетическую жизнеспособность нации).
А вот с досугом и медиа не склалось. Шло колоссальное балабольство про временные трудности (на самом деле оно подменяло неспособность всей этой публики (Сталин не в счет, у него с кино(и видимо, с теле) вкусами все было нормально, равно как и с архитектурными, модными и кулинарными запросами - что называется "имперский стиль" он представлял себе получше отставного художника Шикльгрубера) пропустить "сквозь себя" реалии времени.) Идеологи империи занимались года с 70-го классическим натягиванием презерватива на глобус. В результате именно в эту "дыру" влезла западная фантоматная машина. Нельзя отрицать стремление женщин быть красивыми и шить уродливую одежду, нельзя отрицать стремление мужчин "выпендриваться" друг перед другом и не давать возможности строить красивые дома и средства передвижения, нельзя отрицать стремление подростков танцевать и веселиться, и драться. Это нужно осмысливать, этому нужно придавать красивые формы. Нельзя давать монополизировать эту сферу всяким там алкоголическим Веничкам Ерофеевым, и прочим диссидентствующим уродам. Вы уж простите, но вариант комиссии сенатора Маккарти по выявлению коммунистического влияния и антиамериканских настроений в Голливуде сегодня мог бы славно почистить ряды нашей "туворческой антеллигенции". Надо изучать полезные элементы жизни наших визави. Ну, как это было с законом FARA (наш закон об регистрации НКО).

Вот так получились люди первого поколения "новой России", отчаянно пытающиеся сейчас воспроизвести "царя в голове" в своих "душевно свободных" детях и внуках. Не коммунизм, не Красный проект, ни Сталина. Это и есть идейно политический запрос нынешнего общества. Оно уже наелось методов воспитания "душевной свободы". На наших просторах и в нашей тысячелетней истории "слишком свободные" могут, так сказать, шароебиться до полного отрицания Дня Победы, полета Гагарина, похода Ермака в СИбирь - впрочем, вы сами все видели. Отсюда - обреченность нынешних либералов как идеологов по меньшей мере на поколение. Это не дореволюционные кадеты, и не большевики - это люди, чужие стране. Их убивает простой показ в зеркале, смех (как у Щаранского), и там совсем не нужны ни "сжатые кулаки", ни ледорубы.
И в то же время наше общество пытается разобраться в обломках Красного проекта, чтобы понять - где направляющие того самого воспитания "внутренней истины" и ее защиты. Оно пытается это сделать само - наша задача (ТВ и других медиа, в особенности новых) -как помочь в этом, так и ускорить процесс. Только создав этот механизм, обеспечив его самовоспроизведение обществом (как это почти получилось у позднеимперских и позднесоветских лучших деятелей искусства и образования) можно говорить о завершении "русского идеологического проекта". Но вот упорно пытаться навалить в рабочую зону кучу другого хлама из прошлого, как это делают активисты "Сути времени" (не сам Сергей Ервандович), как это делают коммунисты - это мешает. Это не соответствует объективной сути происходящего - и поэтому СВ уже два года никак не может вырулить из сектантсско-начетнического тупика, хотя в основе имеет множество здравых идей.

Но это именно "внутрення истина", а не сказка. Иначе получается смешное потешное войско. Как это опять же было в нашей советской истории. Научная сказка стала былью - а вот реальной жизни баечники и гусляры как-то убоялись и начали путаться - то ли "железной рукой загоним человечество к счастью", то ли еще что.
  • +2.64 / 23
  • АУ
ОТВЕТЫ (2)
 
 
  r01338 ( Слушатель )
07 июн 2013 15:33:48

Способность к синтезу идей - это прекрасно. Правда. Но расскажите нам, кто и каким именно образом эту способность общества стремится задействовать?

Это глубоко чуждая нашей политической элите идея, отторгаемая уже на уровне рефлекса и инстинкта. И даже понятно, почему должно быть именно так и никак иначе.

Цитата
...
Вот так получились люди первого поколения "новой России", отчаянно пытающиеся сейчас воспроизвести "царя в голове" в своих "душевно свободных" детях и внуках. Не коммунизм, не Красный проект, ни Сталина. Это и есть идейно политический запрос нынешнего общества. Оно уже наелось методов воспитания "душевной свободы".


Наелось, не наелось... Мыши в известном анекдоте тоже наелись, но в связи с определенной скудостью предложенного им меню кактус жрать продолжали.

Цитата
На наших просторах и в нашей тысячелетней истории "слишком свободные" могут, так сказать, шароебиться до полного отрицания Дня Победы, полета Гагарина, похода Ермака в СИбирь - впрочем, вы сами все видели. Отсюда - обреченность нынешних либералов как идеологов по меньшей мере на поколение. Это не дореволюционные кадеты, и не большевики - это люди, чужие стране. Их убивает простой показ в зеркале, смех (как у Щаранского), и там совсем не нужны ни "сжатые кулаки", ни ледорубы.


Против серьезного противника очень наивно надеяться только на смех как оружие.

Цитата
И в то же время наше общество пытается разобраться в обломках Красного проекта, чтобы понять - где направляющие того самого воспитания "внутренней истины" и ее защиты. Оно пытается это сделать само - наша задача (ТВ и других медиа, в особенности новых) -как помочь в этом, так и ускорить процесс. Только создав этот механизм, обеспечив его самовоспроизведение обществом (как это почти получилось у позднеимперских и позднесоветских лучших деятелей искусства и образования) можно говорить о завершении "русского идеологического проекта".
...


Без отмашки элиты "помочь в этом, так и ускорить процесс" не получится.

Т.е. в то, что какой-то упор на традиционализм может быть будет сделан, и что историю до какой-то степени освободят от отложений сванидз - в это я еще могу поверить. В результате серьезных разборок с пятой колонной.

Но что она дозволит кому-то заняться актуализацией стратегического вопроса синтеза идеологии? Или хотя бы сама слезет в обсуждении будущего с ублюдочного языка "западных ценностей" и вдруг перейдет на язык русский, исторический и идеологический?

"Братья и сестры..." Ага.

Такое произойдет не раньше, чем в них проснется инстинкт физического выживания. А может и тогда не произойдет.
  • -0.41 / 5
  • АУ
 
  alexey_k ( Слушатель )
07 июн 2013 17:38:03


Уважаемый Тукан, с Вашей трактовкой "национальной метафизики" не могу согласиться.

Дело в том, что Вы перечисляете некоторые внешние свойства, стесняясь, во-видимому, заглянуть в глубь. Способность к синтезу - это хорошо, однако русский народ, очевидно, синтезирует не что попало, а лишь определённые социальные конструкции, выражающие его подлинную метафизику. То внешнее, что могло быть использовано как строительный материал для будущего в своём понимании, было использовано, а остальное - твёрдой рукой отринуто. Собственно, Вы об этом и говорите во втором пункте, принимая это свойство за традиционализм. Дело, конечно же не в традициях, а в тех самых "несущих скрепах", которые Вы в рассмотрении стремитесь обойти, и которые являются ключом к обсуждаемому вопросу.

Повторю свою точку зрения на вопрос "подлинной метафизики" и "несущих скреп" - хотя, собственно, ничего нового я тут не придумываю, достаточно обратиться к авторитетным источникам. Основой русской метафизики является метафизика православная, исторически сформированное православной культурой миропонимание и ценностная картина. Целью и стремлением народа при этом является построение "царства Божьего на земле" - справедливого и человеколюбивого свободного общества, гармоничного и целостного, основанного на заповедях Христовых; не следует путать с хилиазмом. Общество, возвышающего человека до высокого, но достижимого идеала. Соответственно, когда общество и человек осознают и принимают эту цель как смысл существования, у них появляется "царь в голове" - и никакие внешние силы не могут сокрушить его. Когда же, помимо царя в голове, ещё и верховный правитель разделяет народные волю и устремления, тогда народ способен творить чудеса - что и было многократно проделано. И наоборот: когда народ забывает о своём предназначении, начинаются смута и безвременье. В этом суть "внутренней истины", на мой взгляд.

Теперь посмотрим, как эта ценностная картина развивалась на протяжении времени. Наибольший рассвет она получила во времена "Святой Руси". Во времена реформ Никона и Петра, был нанесён довольно мощный удар по самовосприятию народа: во-первых, отрицалась его историческая правота, во-вторых, навязывались чуждые западные ценности. Образовавшийся тогда раскол в обществе - на приверженцев западного и национального - в тех или иных формах существует и сейчас. В общем-то, страна с этим справилась, изменилась, став в чём-то сильнее, в чём-то потеряв, преобразившись в Российскую Империю, развившись культурно и технологически. К 1917 году неустранимые противоречия вынудили произвести "диалектическое отрицание" - советское государство было противоположно по форме, но полностью преемственно по содержанию и устремлениям.

Коммунизм инструментально дополнил и обогатил имеющийся идеал, впервые позволив приблизиться к нему на уровень досягаемости - экономическая и политическая теория наложилась на извечные представления народа о должном. Действительно, в 20-30-ых казалось - ещё вот-вот, и желаемое общество будет построено. Не срослось. Далее, по идеальному народа были последовательно нанесена серия ударов: сначала на XX съезде
отказались от своего Вождя, с кем выстроили страну и побеждали, далее - по целеполаганию (вместо мировой справедливости критерием стало догоняние по колбасе), далее - по экономической системе (косыгинские реформы). После этого смыслам, которыми держалась страна, был нанесён фактически смертельный удар, по инерции она продолжала продуцировать сложные формы, лучшие в мире системы (образования, наука, медицина) - но в
ранах уже завелись черви, и скоро всё было кончено. После распада СССР народ пребывает в травматическом шоке, не смея мечтать, не веря в свою историческую правоту, униженный, приземлённый. Лишь некоторое время назад начали появляться признаки восстановления, ещё пока слабые.

Собственно, в этом направлении и следует помогать восстанавливаться народу. Дать ему желаемый образ будущего, дать представления о его непостыдности, о его достижимости, его практической реализуемости. Тогда всё и будет.
  • +0.29 / 5
  • АУ