Крах нео-османской Турции
271,286 1,169
 

  КиевлянинЪ ( Профессионал )
10 июн 2013 01:05:55

Тред №578499

новая дискуссия Дискуссия  193

Цитата: Comandante от 10.06.2013 00:02:42
Анкара: Россия обязана проинформировать о поставке Сирии С-300 через Босфор и Дарданеллы

Турецкие дипломатические источники сообщили 9 июня Today's Zaman, что Россия до сих пор не уведомила турецкие власти о планах по использованию проливов Босфор и Дарданеллы при поставке зенитно-ракетных комплексов С-300 в Сирию.

Турецкое издание отмечает, что в соответствии с конвенцией Монтре 1936 года российская сторона обязана уведомить Турцию за 15 дней о перевозке вооружений и боеприпасов через турецкие проливы. Согласно конвенции, Турция имеет полный контроль над проливами Босфор и Дарданеллы и регулирует весь морской транзит.

Подробности: http://www.regnum.ru…z2VkdLEJwv

Подмигивающий
А они ее читали вообще? Чисто справочно для любопытных...

"КОНВЕНЦИЯ О РЕЖИМЕ ПРОЛИВОВ" (Вместе с "ПРОТОКОЛОМ")
(Заключена в г. Монтре 20.07.1936)

О РЕЖИМЕ ПРОЛИВОВ (Монтре, 20 июля 1936 года) Е. В. Король Болгарии, Президент Французской Республики, Е. В. Король Великобритании, Ирландии и Британских Доминионов за морями, Император Индии, Е. В. Король Эллинов, Е. В. Император Японии, Е. В. Король Румынии, Президент Турецкой Республики, Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик, Е. В. Король Югославии; одушевленные желанием упорядочить проход и судоходство в проливе Дарданеллы, в Мраморном море и в Босфоре, обнимаемых общим определением "Проливы", в целях ограждения, в рамках отвечающих безопасности Турции и безопасности, в Черном море, прибрежных государств, принципа, закрепленного статьей 23 Мирного договора, подписанного в Лозанне 24 июля 1923 года; решили заменить настоящей Конвенцией Конвенцию, подписанную в Лозанне 24 июля 1923 года, и назначили для этой цели своими уполномоченными, а именно: (следует перечень уполномоченных) которые, по предъявлении своих полномочий, признанных составленными в должной и надлежащей форме, согласились о следующих постановлениях:

Статья 1. Высокие Договаривающиеся Стороны признают и подтверждают принцип права свободы прохода и мореплавания в Проливах.

Статья 2. В мирное время, торговые суда будут пользоваться правом полной свободы прохода и плавания в Проливах, днем и ночью, независимо от флага, и груза, без каких-либо формальностей, под условием соблюдения постановления следующей ниже статьи 3. Никакие сборы или платы, иные чем те, взимание которых предусмотрено Приложением I к настоящей Конвенции, не будут взыскиваться турецкими властями с этих судов при проходе их транзитом без остановки в одном из портов Проливов.

Статья 3. Всякое судно, которое войдет в Проливы из Эгейского моря или из Черного моря, должно будет остановиться у санитарной станции при входе в Проливы, дабы подвергнуться санитарному осмотру, установленному турецкими правилами в рамках международных санитарных правил. Этот осмотр в отношении судов, имеющих чистый санитарный патент или предъявивших санитарную декларацию, удостоверяющую, что они не подпадают под действие постановлений абзаца 2 настоящей статьи, будет производиться как днем, так и ночью с максимально возможной быстротой; упомянутые выше суда не будут обязаны останавливаться в каком-либо другом пункте Проливов во время своего прохода.

Статья 4. Во время войны, когда Турция не является воюющей стороной, торговые суда, независимо от флага и груза, будут пользоваться правом свободы прохода и плавания в Проливах, на условиях, предусмотренных в статьях 2 и 3.

Статья 5. Во время войны, когда Турция является воюющей стороной, торговые суда, не принадлежащие к стране, находящейся в войне с Турцией, будут пользоваться правом свободы прохода и плавания в Проливах, при условии, что (эти суда) никаким образом не оказывают содействия противнику.

Статья 6. В случае, если Турция считала бы себя находящейся под угрозой непосредственной военной опасности, применение постановлений статьи 2 будут тем не менее продолжаться, с тем, однако, что суда должны будут входить в Проливы днем и что проход должен будет совершаться по пути, указываемому, в каждом отдельном случае, турецкими властями.

Статья 7. Понятие "торговые суда" применяется ко всем судам, которые не предусмотрены разделом II настоящей Конвенции.

Статья 9. Вспомогательные корабли военного флота, исключительно приспособленные для перевозки жидкого или иного топлива, не будут обязаны предуведомлением, предусмотренным в статье 13, и не будут входить в исчисление тоннажей, подлежащих ограничению в силу статей 14 и 18, при условии прохождения через Проливы в одиночку. Однако, они будут подводимы под военные корабли в отношении других условий прохода.

Статья 10. В мирное время, легкие надводные корабли, небольшие боевые суда и вспомогательные суда, независимо от того, принадлежат ли они державам, прибрежным к Черному морю, или нет, каков бы ни был их флаг, будут пользоваться правом свободы прохода через Проливы, без каких-либо сборов или плат, поскольку они входят туда днем и на условиях, предусмотренных в изложенных ниже статьях 13 и следующих.

Статья 12. Державы, прибрежные к Черному морю, будут иметь право проводить через Проливы, в целях возвращения к их базе, свои подводные лодки, сооруженные или купленные вне этого моря, если Турции заблаговременно было сделано уведомление о закладке или о покупке.

Статья 13. Для прохода в Проливах военных кораблей, Турецкому Правительству дипломатическим путем должно быть сделано предуведомление. Нормальный срок предуведомления будет восемь дней; однако, является желательным, чтобы для держав, неприбрежных к Черному морю, он был доводим до пятнадцати дней. В предуведомлении будут указываться место назначения, название, тип и количество кораблей, а также дата прохода в первоначальном направлении и, если таковое имеет место, то и при возвращении. Всякое изменение даты должно составить предмет предуведомления за три дня.

Статья 14. Общий максимальный тоннаж всех судов иностранных морских отрядов, могущих находиться в состоянии транзита через Проливы, не должен превышать 15000 тонн за исключением случаев, предусмотренных в статье 11 и в Приложении III к настоящей Конвенции.

Статья 18. 1. Общий тоннаж, который державы, неприбрежные к Черному морю, могут иметь в этом море в мирное время, ограничивается следующим образом:

Статья 19. Во время войны, когда Турция не является воюющей стороной, военные корабли будут пользоваться правом полной свободы прохода и плавания в Проливах, на условиях, тождественных тем, которые указаны в статьях 10 - 18.

Статья 21. В случае если Турция считала бы себя находящейся под угрозой непосредственной военной опасности, она будет иметь право применять постановления статьи 20 настоящей Конвенции.

Статья 22. Военные корабли, имеющие на борту случаи чумы, холеры, желтой лихорадки, сыпного тифа или оспы, или имевшие таковые на борту по крайней мере за последние семь дней, а также корабли, покинувшие зараженный порт не менее как за пять суток, должны будут проходить в Проливах в карантине и применять судовыми средствами необходимые профилактические меры, для избежания всякой возможности заражения Проливов.

Статья 23. Для обеспечения прохода гражданских воздушных судов между Средиземным морем и Черным морем, Турецкое Правительство будет указывать, вне запретных зон Проливов, воздушные маршруты, предназначенные для этого прохода; гражданские воздушные суда могут использовать эти пути, делая Турецкому Правительству для эпизодических воздушных рейсов предуведомления за три дня, а для регулярных воздушных рейсов - общее предуведомление о датах прохода.

Статья 24. Функции Международной комиссии, образованной в силу Конвенции о режиме Проливов от 24 июня 1923 года, передаются Турецкому Правительству.

Статья 25. Ни одно из постановлений настоящей Конвенции не наносит ущерба правам и обязанностям, вытекающим из Статута Лиги Наций для Турции или для всякой другой Высокой Договаривающейся Стороны, являющейся членом Лиги Наций.

Статья 26. Настоящая Конвенция будет ратифицирована в возможно кратчайший срок.

Статья 27. Со дня своего вступления в силу настоящая Конвенция будет открыта для присоединения всякой державы, подписавшей Лозаннский мирный договор от 24 июля 1923 года.

Статья 28. Настоящая Конвенция будет иметь двадцатилетний срок действия со дня ее вступления в силу.

Статья 29. По истечении каждого пятилетнего периода, считая со дня вступления в силу настоящей Конвенции, каждая из Высоких Договаривающихся Сторон может взять на себя инициативу предложить изменение одного или нескольких из постановлений настоящей Конвенции.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

       1. Сборами и платами,  которые могут взиматься согласно ст.  2
   настоящей Конвенции,  будут те,  которые указаны в следующей  ниже
   таблице.  Возможные  скидки со ставок этих сборов и плат,  которые
   были бы допущены Турецким Правительством,  будут  применяться  без
   различия флага.

        Характер оказанной услуги                    Размер сбора или платы,
                                                      подлежащих взысканию с
                                                      каждой тонны чистой
                                                      вместимости (регистро-
                                                      вый тоннаж чистой вмес
                                                      тимости), зол. франки

   (a) Санитарный контроль .........................           0,075
   (b) Маяки. освещаемые буи, буи, ограждающие
       фарватер, или иные:
       до 800 т. ..................................            0,042
       свыше 800 т. ...............................            0.21
   (c) Спасательная служба, включая спасательные
       шлюпки, посты по оказанию помощи с берега,
       сирены, дающие туманные сигналы, радиомаяк,
       а также освещаемые буи, не охватываемые п.
       (b), или иные установки того же рода .......            0,10

       2. Сборы и платы, определенные в таблице, приложенной к пункту
   1 настоящего Приложения,  будут применяться к двойному прохождению
   через Проливы (т.е.  к проходу из Эгейского моря в Черное море и к
   обратному рейсу в Эгейское море или к прохождению через Проливы из
   Черного  моря в Эгейское море,  за которым следует обратный рейс в
   Черное море);  однако,  если торговое судно  вновь  следует  через
   Проливы  для  возвращения  в  Эгейское  море или в Черное море,  в
   зависимости от случая,  более чем через шесть  месяцев  после  дня
   входа  в  Проливы  в  первоначальном  направлении,  то  судно  без
   разрешения флага может быть приглашено уплатить эти сборы и  платы
   второй раз.
       3. Если  при первоначальном прохождении торговое судно заявит,
   что оно не предполагает возвращаться,  оно будет  обязано  платить
   лишь половину тарифа сборов и плат, указанных в абзацах (a), (b) и
   (c) п. 1 настоящего Приложения.
       4. Сборы и платы, определены в таблице, приложенной к пункту 1
   настоящего Приложения,  и которые не  будут  превышать  того,  что
   необходимо  для покрытия расходов,  вызванных оказанием подлежащих
   услуг и для сохранения резервного фонда или  разумного  оборотного
   фонда,   будут   увеличиваться  или  пополняться  лишь  в  порядке
   применения ст.  29 настоящей Конвенции.  Они будут оплачиваться  в
   золотых   франках   или   в  турецкой  валюте  по  курсу  размена,
   практикуемому в день платежа.
       5. Торговые суда могут быть обязаны оплачивать сборы  и  платы
   за необязательные услуги,  как-то:  лоцманскую проводку и плату за
   пользование буксирами,  если такая  услуга  была  должным  образом
   оказана  турецкими  властями  по  требованию  агента  или капитана
   данного судна. Турецкое Правительство будет публиковать от времени
   до  времени  тариф  сборов  и  плат,  подлежащих  взиманию  за эти
   необязательные услуги.
       6. Эти тарифы не будут увеличены  в  случае  если  эти  услуги
   будут объявлены обязательными в порядке применения ст. 5.

Особенности, недостатки и скрытые механизмы конвенции Монтрё

Конвенция Монтрё состоит из преамбулы, 5 разделов, 29 статей, 4 приложений и 1 протокола. Целью конвенции было обеспечить политическое равновесие в Черноморском регионе и упорядочить судоходство в Проливах и Мраморном море. Ввиду этого, из 29 статей конвенции 16 относятся к военным кораблям, 6 - к гражданским судам, а из 4 приложений 3 приложения вместе с протоколом также носят военный характер. Экономические статьи Лозанны вошли в конвенцию Монтрё с незначительными изменениями. В отношении торгового мореплавания зафиксировано право свободного прохода через Проливы всех государств, независимо от флага и груза, символические тарифы за санитарный контроль и отсутствие контроля над коммерческим судоходством.

Таким образом, преимущественно военный характер конвенции Монтрё привел к тому, что экономический раздел данного документа оказался гораздо менее разработан, по сравнению с детально прописанными военными статьями. Однако недостатки конвенции Монтрё в этом отношении стали ясны гораздо позже.

Таким образом, первый недостаток конвенции Монтрё - неразработанность экономических статей. Первые попытки ограничить коммерческий транзит через Проливы были предприняты турецким правительством ещё в 1920-е гг., но касались они, прежде всего, турецкого торгового флота, поскольку в период становления Республики Турция не решалась корректировать международные постановления. Более успешные меры по упорядочиванию торгового судоходства через Босфор и Дарданеллы были предприняты Турцией в 1980-1990-е гг.

Конвенция Монтрё обеспечивает свободу военного транзита для черноморских государств (ЧМГ), но формальности при проходе: предварительное уведомление, поодиночный проход крупных военных кораблей (ВКР) и т.д. (ст. 15) сковывают оперативные возможности черноморских государств (проблема своевременного сосредоточения). Согласно ст. 19 (абзац 2) запрещается проход через Проливы ВКР воюющей страны. В случае же если Турция находилась в состоянии войны или считала, что по отношению к ней существует военная угроза, проход ВКР любой страны зависит исключительно от воли турецкого правительства (ст. 20-21) Таким образом, статьи 20-21 ставили Проливы в полную зависимость от Турции в военное время. Это позволило Турции в период Второй мировой войны неоднократно нарушать ряд постановлений о Проливах, пропуская в Чёрное море ВКР Германии (формально под торговым флагом). В данном случае Турцией была нарушена ст. 19 (абзац 2), запрещающая пропуск через Проливы ВКР любой воюющей страны (за исключением оказания помощи государству, ставшему жертвой агрессии, согласно договору о взаимопомощи). Действия Турции вытекали из оценки критического положения Советского Союза на первом этапе войны, а также ввиду присутствия германских войск в Болгарии и Греции (потенциальная угроза Стамбулу). Все это не снимает ответственности Турции за нарушение положений конвенции Монтрё в период войны.

Таким образом, второй особенностью конвенции Монтрё является известная затруднённость для ЧМГ пользоваться Проливами и, фактически, бесконтрольное распоряжение Турцией Проливами в случае военных действий в Средиземноморье или на Чёрном море. В период Великой Отечественной войны это позволило Турции сохранить лояльные отношения с Германией, однако эта же лояльность стала причиной резкого обострения советско-турецких отношений в 1945-1946 гг. СССР поставил вопрос о пересмотре конвенции Монтрё, на что у него (в силу указанных выше причин) были серьёзные основания. Политика Турции в годы войны показала также, что имеется явное противоречие между статьями, облегчающими Турции контроль над Проливами в годы войны (ст. 20-21) и статьями, которые ограничивают это право (ст. 19 абзац 2, ст. 20 абзац 4).

Согласно конвенции Монтрё, международная комиссия по Проливам упразднялась, ее функции переходили к правительству Турции. При этом некоторые элементы международного контроля над Проливами сохранялись, поскольку Турция обязана была предоставлять державам, подписавшим конвенцию, ежегодные отчеты о состоянии торгового и военного мореплавания в Проливах (ст. 24). В отношении военного транзита следует отметить, что положениями ст. 21 (абзац 4) предусматривалось, что в случае, если большинство стран-участниц конвенции Монтрё сочтет действия Турции необоснованными, последняя должна была отказаться от применения ст. 20 (т.е. правила прохода через Проливы должны подчиниться законам мирного времени).

Таким образом, третьей особенностью конвенции Монтрё является тот факт, что суверенитет Турции над Проливами не является абсолютным. С одной стороны, его несколько ограничивает обязательная отчётность Турции перед странами-участницами конвенции в той части, что касается торгового мореплавания. С другой стороны, есть (пусть и небольшие) ограничения суверенитета Турции над Проливами в период военных действий в бассейне Средиземного и Чёрного морей.

Что касается вопроса о скрытых механизмах конвенции Монтрё, то первый из них заключается в ст. 25, предусматривающей обязательства Турции к странам-подписантам конвенции, являющимися членами Лиги Наций (с 1945 г. к странам, являющимися членами ООН). Формально эта статья подразумевала право участников конвенции осуществлять проход через Проливы в Чёрное море в рамках Статута (Устава) Лиги Наций (оказание помощи жертве агрессии, гуманитарная помощь и т.д.). Однако расширительное толкование этой статьи фактически подразумевало, что конвенция не должна наносить ущерба какой-либо державе её подписавшей, в том случае, если последняя состоит членом Лиги Наций. Таким образом, каждая держава в случае, если бы Турция разрешила проход через Проливы ВКР какой-либо враждебной страны, основываясь на этой статье, могла заявить, что её права, в соответствии со Статутом Лиги Наций (или Уставом ООН), ущемлены.

Другой статьёй, содержащей скрытые механизмы, является статья 17. Согласно ей, морской отряд любой державы может нанести Турецкому правительству краткосрочный визит вежливости. В то же время сроки подобных краткосрочных визитов не определены, а, следовательно, это позволяет нечерноморским государствам (НЧМГ) определять эти сроки самостоятельно или (что, скорее всего) по согласованию с Турцией.

Ограниченные сроки пребывания в Чёрном море ВКР неприбрежных держав, с одной стороны, гарантируют особый статус государствам Черноморского региона и в определённой степени обеспечивают их безопасность. С другой же стороны, гарантия эта относительна, поскольку НЧМГ могут путём ротации фактически обеспечить себе если не постоянное, то долговременное пребывание в Чёрном море. Об этом свидетельствуют протесты РФ против пропуска Турцией ВКР НАТО в Чёрное море в период грузино-югоосетинского конфликта в августе-сентябре 2008 г., несмотря на то, что все формальности были соблюдены. Это объяснялось опасениями России, что НАТО, имеющая богатый опыт присутствия в Мировом океане, будет иметь возможность постоянного присутствия в Чёрном море в течение неограниченного времени.

Наконец, несмотря на запрет авианосцам (АВН) проходить через Проливы (приложение II, В, п. 2. конвенции Монтрё), в 1970-1980-е гг. произошло фактическое оформление негласной поправки к конвенции Монтрё, разрешающей проход АВН через Проливы. Турция в 1970-е гг. фактически приравняла советские АВН к противолодочным ВКР, предусмотренных конвенцией 1936 г. Это объяснялось естественным развитием военно-морских вооружений, непредусмотренных конвенцией 1936 г., нежеланием Турции осложнять отношения с СССР, а также прецедентным правом, которое использовалось турецким правительством в случае отсутствия в конвенции четких формулировок по тому или иному вопросу.

Таким образом, четвёртой особенностью конвенции Монтрё является наличие в ней скрытых правовых механизмов, предоставляющих, с одной стороны, Турции довольно широкие возможности для толкования той или иной статьи конвенции (ст. 17, 20, 21, 25, протокол о противолодочных ВКР) а, с другой, дающих возможность другим черноморским государствам отстаивать свои интересы в Чёрном море, пользуясь правовой казуистикой.

Таким образом, можно выделить четыре особенности конвенции Монтрё:

1) Неразработанность экономического блока конвенции.

2) Широкие права Турции на регулирование военного транзита в условиях военного времени (в т.ч. и на проход ВКР ЧМГ в мирное время) и в то же время наличие в конвенции статей, ограничивающих это право.

3) Сохранение элементов международного контроля над Проливами при суверенитете Турции над Проливами.

4) Наличие скрытых механизмов в конвенции, позволяющих Турции достаточно широко трактовать её постановления, а, с другой, создающей некоторые правовые возможности для давления на Турцию со стороны других государств (ЧМГ и НЧМГ).

Главное - неразработанность или противоречивость ряда статей конвенции Монтрё (экономический блок, статьи о военном транзите через Проливы в условиях военного времени и ряд устаревших положений конвенции) позволяют Турции достаточно широко трактовать свои полномочия.

Андрей Викторович Болдырев, кандидат исторических наук, научный сотрудник сектора Турции Института востоковедения РАН, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Отредактировано: КиевлянинЪ - 10 июн 2013 02:38:36
  • +1.25 / 8
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!