Тред №578529
новая дискуссия
Дискуссия
109
Идеология турецкого ширпотреба
В последние два десятилетия наблюдается резкий экономический рост Турции, во многом он связан с развалом СССР, в результате которого для турецкой промышленности открылись рынки России и стран СНГ. Экономическая экспансия Турции объективно должна была получить и соответствующее идеологическое сопровождение. Кемализм, как чисто турецкая идеология, не годился для этого, т.к. был основан на чисто турецких реалиях (истории, личности, позиции…).
Вместе с распространением турецкого ширпотеба по просторам СНГ, стала распространяться и турецкая идеология. В первое время турки пытались реанимировать пантюркизм, рассчитывая на электорат и элиту новых государств Средней Азии, а также тюркских республик РФ. Но лидеры молодых независимых государств не торопились в турецкие объятия, обоснованно опасаясь попасть под идеологическое влияние еще одного старшего брата. У каждого из лидеров выкристаллизовывалась своя собственная идеология, способная, как они считали, обслужить их властные амбиции. Нурсултан Назарбаев придумал евроазиатство, Сапармурад Ниязов стал сам себе Рухнаме, Ислам Каримов вспомнил заветы Тимура… Многочисленные турецкие культурные центры, образовательные учреждения и финансовые транши не оказывали определяющего влияния на развитие пантюркизма в молодых тюркских государствах. Российские татары, например, считали, что они и сами могут возглавить пантюркизм… Даже татары Крыма, находившиеся в значительной финансовой зависимости от Турции, охотно открывавшие турецкие образовательные учреждения (филиалы вузов, школы), не торопились идентифицировать себя тюрками.
В период, когда турецкое руководство стало испытывать скепсис в отношении дальнейшего развития пантюркизма на просторах СНГ, стали бурно расцветать цветы «оранжевых» революций. Коснулись они и государств, некогда входивших в Османскую империю. Турция получила еще один исторический шанс. Образовавшийся идеологический вакуум в арабских государствах был весьма привлекателен для турецкой государственной элиты, удрученной проблемами распространения пантюркизма. Естественно, пантюркизм для арабов не подходил. И вот тогда из старинных сундуков Топ-Капы был извлечен османизм в его новой форме – неоосманизм, как идеология умеренного и просвещенного, государственно-регулируемого ислама.
Турция резко повернулась лицом к Северной Африке и Ближнему Востоку. Вполне вероятно, что у Р.Т.Эрдогана была надежда, что он вовлечет в свои планы и молодого лидера Сирии Б.Асада, ведь социалистические прожекты его отца терпели крах на просторах Востока. Именно этим можно объяснить достаточно теплые и дружеские отношения Эрдогана и Асада в первый период их правления. Но Асад не спешил падать в турецкие объятия, Турция решила ускорить процесс, убрав молодого и строптивого сирийского лидера – во многом благодаря турецкой разведке стала формироваться вооруженная оппозиция. В начавшейся гражданской войне Турция заняла сторону врагов Б.Асада. Обострение ситуации вокруг Сирии выявило и еще одну неприятную новость – влиятельные арабские государства, такие, как С.Аравия, Катар, Египет отнюдь не торопятся вставать под знамена неоосманизма.
В конце-концов, оказалось, что и турецкий народ сыт по горло исламскими экспериментами Р.Т.Эрдогана. Идеология ширпотреба оказалась несостоятельной… Но от кемализма Р.Т.Эрдоган фактически отказался. В этом случае в повестке дня появляется вопрос - или Эрдоган, или возвращение к кемализму. Решать придется турецкому народу уже сейчас...
Отредактировано: Ayup-han9 - 10 июн 2013 08:11:42