Новая парадигма
4,011,524 28,913
 

  VoxPopuli ( Слушатель )
02 июл 2013 16:16:52

Тред №589241

новая дискуссия Дискуссия  100

Поскольку сейчас вновь обострилась полемика вокруг минобра, вспомнился один любопытный материал.

Советская пирамида образования Ссылка

Представьте себе обычного представителя третьего поколения советского проекта индустриализации: его дед был крестьянином, его отец - даже если семья попала под «раскулачивание» - уже имел возможность стать квалифицированным рабочим, а он сам - инженером. Это классическая структура социального лифта, которая захватила практически всё население СССР, включая самые отсталые национальные окраины. Для любой семьи, кроме узкого слоя детей российской аристократии и интеллигенции, это почти мгновенное, в историческом смысле, социальное продвижение было запечатлено в семейных фотоальбомах, на досках почета перед проходной любого завода и на страницах печати.

В 60-е и 70-е годы существенно растет количество выпускников ВУЗов, в том числе инженеров. Ценность получения высшего образования становится для любой семьи привлекательным образом будущего, достижимым в условиях советского варианта демократии. В этот момент никто не задает себе вопроса, что будет дальше, когда 100 % выпускников школ поступят в ВУЗы и станут дипломированными специалистами и инженерами. Это кажется еще отдаленной перспективой, хотя «маховик» массовизации высшего образования уже запущен. Почему я и говорю, что это пирамида.

Дело в том, что устоять такая система может только при одном условии: если одновременно происходит глобализация хозяйства по-советски.

Если эти десятки миллионов инженеров, ученых, специалистов, живущих на территории Советского Союза, становятся «золотыми тремя сотнями миллионов» для стран Восточной Европы, а в большей степени - для Азии, Африки и Латинской Америки. Тогда эта модель работает, и у советской системы образования есть очевидная перспектива и программа развития. То есть, по сути, у СССР и его системы образования мог быть только один сценарий развития: стать лидерской структурой некой глобальной мировой кооперации стран.

К сожалению, история поражения СССР в этой глобальной конкуренции еще никем не осмыслена и не описана. Это дело будущего. Важен результат: в тот момент, когда конкуренция двух стран, одинаковых по претензиям на глобальное лидерство, закончилась поражением Союза, все обеспечивающие и поддерживающие ее системы были обречены. В том числе, и система образования. Безусловно, подобные катаклизмы не происходят одномоментно. Отмирание «советских» систем и институтов идет уже  более 25 лет и будет продолжаться. Важно, что «пирамида» рухнула. Ей не для кого стало готовить всех тех специалистов, которых она  выпускала для мегапроекта глобализации по-советски - более чем 300-миллионной экономики СССР плюс несколькосот-миллионной полупереферии и периферии советской «мир-системы».

Но любые социальные системы чрезвычайно живучи. Так и советская система образования, оставшаяся от умершего строя, стала  воспроизводить себя на остаточной ресурсной базе. В какой форме? В форме нарастающего псевдопредложения. Люди наивно верят, что размахивая над головой парой плохо понятых лозунгов, вычитанных в третьесортной западной публицистике, мы завтра построит «капитализм». Отлично! «Юристы» и «экономисты» в невероятном количестве – продукт «модернизации» системы образования первых постсоветских лет. Менеджеры и управленцы - продукт 2000-х.

Вдумайтесь в проблему, она катастрофична: наша система образования, как любая сложная и инерционная социальная система, не способна перестроиться быстро. Она не может не быть пирамидой. В 90-е и в начале 2000-х годов она все глубже и глубже затягивала петлю у самой себя на шее, продавая заведомо некачественный продукт полубезработным людям из какого-нибудь дальнего региона. Создавая десятки филиалов крупных ВУЗов в самых отдаленных городах, комплектуя из преподавателей «стройотряды» для образовательной вахты. А люди, движимые одним из самых сильных человеческих мотивов - заботой о собственных детях и их будущем - собирали последние крохи и покупали за тысячу долларов в «филиале» какого-нибудь, условно говоря, иркутского института в Краснокаменске курс юриспруденции или менеджмента соответствующего качества. По тысяче долларов каждый год, в течение нескольких лет. Люди отнимали у своего здоровья, питания. Они копили и покупали самое важное - образование для своих детей. Почему? Потому что они понимают, что их дети должны вырваться куда-то в приличную жизнь. Они помнят, что прадед был крестьянином, отец рабочим, я инженер, а мой ребенок будет юристом или даже ... управленцем. Никто не задает себе вопрос: где и какую работу найдет этот юрист с «краснокаменским» образованием?
Человек - это существо, которое превращает желаемое в явь. Люди не хотят думать о крахе СССР, о перспективах тех или иных отраслей промышленности и видов деятельности, о глобальной конкуренции, смене технологических платформ и экономике знания. Большинство не знает иностранных языков, мало ездит по миру, а если и ездят, то с туристическими целями. Но при этом они твердо помнят о победах СССР в космосе и о советском «физтехе». И они хотят, чтобы их дети жили лучше родителей. Странно было бы их в этом упрекать.

Советскую систему образования не восстановить: она будет разлагаться и деградировать дальше. Иностранные лекала нам не сильно помогут. Система образования и система капитализации человеческих ресурсов современной России в целом требуют сегодня полной переналадки. Но задача эта, возможно, одна из самых сложных, стоящих перед страной. И никто, подчеркиваю,  никто пока не предложил ничего внятного в этой сфере.
  • +0.36 / 11
  • АУ
ОТВЕТЫ (17)
 
 
  Имхо. ( Слушатель )
02 июл 2013 20:15:10

Т. к. статейка не ваша, минусовать было бы неправильно, но автору - минус.
Он начинает рассуждать о высшем образовании, но весьма примитивно выводы делает о Советском образовании вообще (по крайней мере не уточняет).
Между тем, взгляд на среднее образование как на некую сугубо подготовку к получению высшего или даже смотря шире, как этап подготовки к будущему участию в системе разделении труда - типично либероидный подход.
В системе Советского среднего образование не просматривается никаких внутренних предпосылок для деградации самой по себе.

Наброс.
  • -0.03 / 3
  • АУ
 
 
  VoxPopuli ( Слушатель )
02 июл 2013 21:28:51


Советская система образования как и многие советские ведомства были весьма неплохими "вещами в себе" ( "сами по себе" ) - вплоть до ведомственных детсадиков и поликлиник, вот только "продукция" этих ведомств не находила этого самого пресловутого "спроса", т.е. снизу был соцзаказ на повышение образовательного уровня, а вот с соответствующими рабочими местами явный напряг уже тогда, но саму систему-ведомство это понятно дело не интересовало, поскольку вопрос этот "не ее уровня", а вот свести на госуровне уже не получалось, спич автора статьи о том что некуда девать продукты этой замечательной системы было уже тогда не говоря о том, что сейчас.
Единственное, что не упомянул автор, что это общемировая проблема ( см. цифры молодежной безработицы в Европе, она главным образом структурная - не спешат местные гастов на низкооплачиваемой и малоквалифицированной работе с университетскими дипломами "замещать" ).
Так что даже из Вашего комментария вышел некий вполне еще годный и удобный чемодан без ручки.
Меня же привлекла больше последняя фраза материала:

А именно как сбалансировать и учесть потребности общества в разного рода профессиональных сферах при запросе населения на повышение общеобразовательного, в. т.ч. и высшего образования уровня при ограниченном количестве востребованных экономикой при этом на самом деле не важно хоть "рынком", хоть "планом".
  • +0.17 / 3
  • АУ
 
 
 
  Имхо. ( Слушатель )
02 июл 2013 21:57:00

Улыбающийся Вы, кажеться, вслед за автором элегантно обтекаете формулировки "высшее образование", "среднее образование", просто "образование".
На НП уже велись дискуссии, в каких областях эконом деятельности уместно учитывать какой-либо "спрос".
Вроде бы ув. коллеги согласились с мнением (если ошибаюсь, поправьте, пожалуйста), что крупные инфраструктурные проекты должны осуществляться без оглядки на всякие "спросы".
Среднее образование - крупный инфраструктурный проект! Возможна и нужна корректировка наполнения учебных программ. Но это - "текущий ремонт", без которого не обходится ни одно творение человеческих рук.
  • +0.07 / 2
  • АУ
 
 
 
 
  VoxPopuli ( Слушатель )
02 июл 2013 22:20:45

Напомните в каких?

Как это отвечает на поставленный вопрос об очевидной на данный момент невостребованности образованных людей, причем массовой.
Крупным инфраструктурным проектам не нужны образованные люди, технологии их совершенствуются, кроме того их да же киркой с лопатой никто строить уже не будет.

Вы в курсе, что сейчас как у нас так и в развитых странах под 50% процентов выпускников идет в высшие школы минимум?
Дать всем образование ради образования вот что пока выходит, а вопрос что дальше с этой массой "образованцев" делать - офисные аквариумы планктоном наполнять?
Уже дороговато обходится.
Это не вопрос инвестировать или нет в образование, а поиск ответа что делать дальше-то.
Иначе получатся уличные толпы, только достаточно образованные для самоорганизации в соцсетях например, но их требования рабочие места не создают все равно, а вот градус социального напряжения весьма повышают.
Да и напомню еще и о произошедшей вообще говоря как-то незаметно фактически революции в сфере интеллектуальной деятельности: то что раньше целый этаж моспроекта делал теперь на современной технике выполняет архитектурное бюро из 4-5 человек.
И так во многих сферах, где раньше в каком-то смысле процветал "ручно-интеллектуальный труд".
  • +0.07 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
  Имхо. ( Слушатель )
02 июл 2013 23:07:25

В частности мой пост


Цитата Как это отвечает на поставленный вопрос об очевидной на данный момент невостребованности образованных людей, причем массовой.

Массово востребованы. Советская система среднего образования сформировала  (и надеюсь до сих пор формирует) людей абсолютно негативно относящихся к ювенальной юстиции, пидпарадам, поеданию внутренностей защищающих свою Родину солдат и т. д. К сожалению в своём нынешнем количестве их не хватает для переламывания негативных тенденций.

Цитата Крупным инфраструктурным проектам не нужны образованные люди, технологии их совершенствуются, кроме того их да же киркой с лопатой никто строить уже не будет.

Ну вы "завернули". И как сей "лист Мёбиуса" понимать?

Цитата офисные аквариумы планктоном наполнять?

На ПРР наверное дюже осерчали бы на моё предположение, но может перекос в высшем образовании есть показатель перекоса в экономике? И неча на зеркало пенять?

Цитата а вот градус социального напряжения весьма повышают.

Но ув. VoxPopuli, но ведь это несколько либеравато, хоть в каком-либо контексте увязывать уровень образования и возможный градус соц напряжения!!!
  • +0.10 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  VoxPopuli ( Слушатель )
03 июл 2013 00:28:48

Думаете основная задача системы среднего образования формировать антиювенальщиков, антиканнибалов и участников антиЛГБТ акций?  Улыбающийся
Это явно не основная функция общего среднего образования, наверное что еще нужно.
"Перемалывать негативные тенденции"? А работать-то где и кем?

Прямо по тексту: никто каналы с киркой и лопатой строить уже не собирается.
Делается это сейчас уже как минимум механизировано и роботизация не за горами, а для проектной работы описал так же.

Напишите как выглядеть должна "прямая экономика", где половина трудящихся имеет высшее образование ( этоввводное условие ) и соответствующие рабочие места.
А то выходит раз экономика "плоха", то повторяюсь куда девать людей-то с соответствующим образованием?

Да именно так - люди стали более образованными и голову стали чаще включать, вовлекаясь в общественную активность + плюс новые средства коммуникации, требующие между прочим навыков базовой грамотности.
Где могли увидеть здесь что-то кроме констатации данного положения дел, а тем более призывы лишать людей базового образования по этой причине не пойму никак.
А как думаете к чему приводят эти самые "повышенные градусы социального напряжения"?
Если не смотрите ящик наберите "площадь Тахрир" например сегодня и посмотрите как это выглядит.
Там уже в Египте геволюсионный перманент пару лет почти и не видно конца и края пока не введут военное положение.
А болтается по площадям во многом та самая молодежь оказавшаяся неудел.
И военное положение, кста,  так же не создаст им миллионы рабочих мест по мановению руки.
Еще раз повторяю похоже просто не понимаете вопроса поставленного - "всем дать образование, поскольку это все хотят и это хорошо и прекрасно", а там не пойми что будет это недальновидная политика, если не вообще неадекватная, и разговор не о том, что бы оставить людей неграмотными, а как сформировать систему образования отвечающую потребностям Общества, весьма конкретным и просчитываемым, а не вот те диплом, а там делай кто во что горазд.
У нас большая часть выпускников работает по сути не по прямой специальности ВУЗа, лишь часть в неких смежных сферах, а остальные просто идут куда возьмут имея на руках корочку.
Извините, но это пустое разбазаривание средств Общества тем более что высшее образование тем не менее все же пока бесплатно для многих, надеюсь это и сохранится.
В либеральной модели во ряде стран его монетизировали с декларируемой целью заставить самого студента думать все же за что он платит-то, на что рассчитывает на выходе.
Я такое "решение" не поддерживаю и считаю что должен быть более свободный доступ желающих к образованию и высшему в т.ч., но вопрос что дальше это не отменяет.
Прикиньте, например, что все выпускники музыкальных школ возжелают консерваторское образование получить, пожалуйста понаоткрывали консерваторий, дальше что в каждом дворе филармонию строить?
Вот не задача правда, а будет ли там публика в количестве больше самих музыкантов.  Улыбающийся
  • +0.11 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Имхо. ( Слушатель )
03 июл 2013 18:30:50

Объясните, пожалуйста, какие вы представляете основные функции.

ЦитатаА то выходит раз экономика "плоха", то повторяюсь куда девать людей-то с соответствующим образованием?

Ув. VoxPopuli, разъясните, пожалуйста, почему вы спрашиваете, что сделать с людьми и не спрашиваете, что делать с экономикой. Кто для кого существует? Почему вы не предложили статью или не напишете сами, в которой, ну к примеру, не рассуждалось бы, что сделать с экономикой, чтобы она была рентабельна, если половина граждан юристы или на пианине играют. Ну вот чисто из интереса. Почему?
Забавно получается: отваливающуюся штукатурку спысывают на то, что стена была покрашена, положим, в красный цвет. Предлагают перекрасить, положим, в светло-синий, а проверить стены и фундамент считают не серьёзным.


ЦитатаА болтается по площадям во многом та самая молодежь оказавшаяся неудел.

Это голословное утверждение, ув. VoxPopuli. Специально не интересовался, но в обсуждениях у нас на ГА не встречал данных по "социальному срезу" тахрирцев. МЭК и известные события ударили по самым широким кругам населения.

ЦитатаЕще раз повторяю похоже просто не понимаете вопроса поставленного

А вопроса как такового и не поставлено. Ни автор статейки, ни вы не разъясняете и не обосновываете, почему в выводах о "деградации" объединяется высшее и среднее образование.
Указывая на минусы - мягкий переход к высшему. А выводы общие.
  • +0.05 / 3
  • АУ
 
  Полярный лис ( Слушатель )
04 июл 2013 12:46:57


Лис по этому вопросу имеет мнение, на сколько оно обоснованно мы как раз и обсуждаем.

Главное для активной части людей, занять социальный статус соответствующих творческому и физическому, волевому и ... потенциалу.
Главное для государства, если оно не желает чтобы его же граждане на мытьём так катаньем рано или поздно развалили его в драбадан: дать то что активным гражданам дороже жизни --- социальный статус соответствующий его способностям (иначе они от безнадёги превращаются в бесов)

При росте "социального неравенства" это важнейшее условие (открытие "социальных лифтов") в таком государстве не может быть обеспечить в принципе и ни за какие коврижки.
Потому что государство большого "социального неравенства" становится по определению ещё Демосфена "продажным" и подавляющее большинство граждан становится "продажными"!
То есть государство и отдельные граждане начинают служить не государству а личностям, за подкуп: это по сути паразиты и раковая опухоль.
Форм "продажности" множество.
-----------
В частности, если на пальцах по образованию:

Детки богатых и властных имеют другие возможности для получения образования и воспитания (элитные род дома, сады, школы, репетиторы, и просто блат).
В итоге продажность образования не лицо!

А детки бедных получают школьную программу, которую не возможно освоить, если у тебя не фотографическая память.
И наши детки в таких условиях (потеряв всякую надежду постичь запредельную программу) просто болтаются полдетства в общеобразовательной школе, Потом по инерции в ВУЗАХ по шпаргалкам и микро наушнимкам исключительно уже сдают то, чего они не знают и сдать не могут.
Детки бедные системно выведены из игры.

* Некоторое исключение получают люди с фотографической памятью, что  редко соседствует с высокими творческими способностями.
Фактически плодим таким способом элиту (снизу) из долбодятлов.

В СССР социальные лифты в сравнительно большой (относительно Запада) мере были открыты, национальную элиту просто перебили!
Вот и причина почему был эффект и мощная система образования.

В позднем СССР эти лифты стали закрываться.

И что?

И социально активные "младшие  научные сотрудники и инженеры" коих была уже туева куча, находясь в полной безнадёге, "одной левой" отправили СССР на свалку истории.

Это давно известная в истории (кто умеет её читать) закономерность.

Государство вышедшее из кризиса привлекает активных граждан к строительству того, что лежит в развалинах, поэтому по неволе открывает социальные лифты -- в этой фазе (многим по способностям).
Государство при пассионаниях в элите предельно стабильно и крепко.

С ростом социального  "неравенства социальные" социальные лифты закрываются: и ...
...и такое государство нахер никому из активных граждан (включая деток элиты) не нужно: и они его валят.

Эта безнадёга кстати и есть источник экстремизма и революционизма!
Фиг два экстремизм чем заткнёшь, если "социальные лифты" закрыты -- почти всё активное население становится "бесами" того или иного пошиба.
Вот почему "гордыня первый смертный грех" в некоторых "учениях древних": если всех пассионариев, которые не удел (нет статуса по способностям) привентивно отправить на костёр, то ....

Но времена изменились,
Сегодня государству волей не волей нужно иметь много-много активных людей раз в 7 ... 10 больше чем при феодализме.
Или такое государство протухнет в одно мгновенье.
Это системное противоречие действующей парадигмы: нужны позарез активные с высокой квалификацией и творческим потенциалом, но в чёрном теле социального статуса.

Метод излечения только один "открыть социальные лифты".
Но тогда детки элиты на 90 и более процентов окажутся на социальной помойке.
Так что в государстве "социальной несправедливости" это  не возможно в принципе!
------------
Но, важно не забыть что первоисточник этого "сифилиса" лежит конечно же в "социальной несправедливости" (размерик и рост), за ней в частности следует "продажность всего и вся" (как форма безответственной власти).
Всё остальное становится очевидными следствиями.
------------
Если в примерах и частностях, то:

На Западе небогатый человек учится в "своих университетах" лет до 35.
Получая не знания, а корочки (в продажной системе это принцип), работая если не официантом, то что вроде этого.
После 35 лет такой человек с высшим образованием типично, так "фактически официантом" и останется.

Богатых и знатных кроме благоприятных условий, каким-то образом устраивают родители и родственники.
В итоге имеем государство где все люди не на своих местах -- такое государство просто обречено на социальный кризис.
----------
Тема большая и интересная, поэтому в этом сообщении чуть-чуть приоткрыта завеса, особенно в доказательной фазе.
  • +0.08 / 3
  • АУ
 
 
  VoxPopuli ( Слушатель )
04 июл 2013 18:04:59

Невозможно не согласиться в качестве общего принципа, но сразу встают вполне конкретные вопросы:
1. Определение самого понятия социальный статус.
2. Критерии оценки годности ( общественной востребованности ) на получение такового.
3. Механизмы отбора и утверждения с таком качестве.
4. Механизмы "статусного влияния", т.е. процедуры и институции позволяющие скажем так конвертировать достигнутый уровень социального статуса в разного рода решения, т.е. в долевое участие в общественном управлении.
В целом такая постановка вопроса, где именно это ставится во главу угла, характерна для разработки системы управления обществом. которая сравнительно недавно получила собственное наименование - Меритократия. Ссылка

Для госструктуры как некоей вещи в себе, просто как крупной организации это естественно, просто чувство самосохранения.
Но вот все же постулируемая некая вечная война граждан со своим государством наверное требует уточнения.
Подобное возникает как правило в классическом случае "мы и ОНИ", т.е. когда обычный гражданин воспринимает собственное государство как отчужденную порой враждебную структуру.
Здесь очень тонкая грань, даже если не учитывать что государство это форма устроения общежития граждан на фиксированной территории, т.е. никаких собственных интересов кроме обслуживания интересов граждан, а тем более некоей самостоятельной сущности у данного общественного образования вроде как не должно быть по определению, то очевидно, что значительной части граждан одна из основных функций государства, а именно принуждения к общественному порядку могут не понравиться.
Есть одна пока не разрешимая проблема - реализовать принцип "каждому активисту по активному месту" вряд ли удастся в обозримом будущем. Улыбающийся
И это не столько несовершенство социальной структуры, сколько достаточно объективные предпрограммированные обстоятельства.
Президент один, а претендующих активистов поболее будет.
Здесь работает принцип внутривидового социального отбора, в котором количество претендентов должно по определению превышать количество точек социальной реализации в общественной матрице на каждом уровне индивидуально претендующих.
Здесь место для отдельной дискусии поиска решений оптимально общественного устронеия, учитывая объективный характер общественного отбора в условия скажем так "избыточного предложения" - обсудить было бы интересно.

Социальное (не)равенство слишком сложное и комплексное понятие, например в либеральной парадигме положение "у нас каждый стать миллионером, только крутись вертись и не ленись" считается признаком справедливого равенства возможностей, а не фактического в уравнительном смысле потреблении благ.
Равенсво возможностей  и уравнительное распределение для анологичной формы потребления это разные вопросы, но все вокруг "социальной справедливости".

Если на пальцах то в обсуждаемом материале разговор о том, что на каждого "активного м.н.с. и инженера" Общество не готово понастроить НИИ и КБ, это ресурсоемкие и дорогие рабочие места, особенно учитывая современный уровень оснащенности интеллектуального труда, но и это не вся беда - плоды этого труда должны находить полезное применение.
Если не нравится пример с музыкой, можно и более прагматичный, открыть архитектурные бюро ( с предшествующим весьма квалифицированным и дорогостоящим образованием ) для всех желающих стать архитекторами наверное можно и возможно с некоей идеальной точки зрения неплохо, когда на каждый архитектурный конкурс будет попадать по сотне другой проектов, но все же должна быть где-то граница разумной достаточности.
На круг подобная массовая архитектурно-творческая деятельность может вылететь в ощутимую для Общества копеечку и так между прочим по многим отраслям интеллектуального труда.
Хотя бы мы согласились с тезисом, что общественная невостребованность порождает и повышенную пассионарность.
Эти самые "полно безнадежники" сыграли достаточно серьезную роль в процессах развала советской проекта СССР, правда многие поплатились сами же.

Мне кажется не обратили внимание на весьма знаменательную постановку вопроса, а именно при открытии всех лифтов не напастись пентхаузов для всех желающих.  Подмигивающий

А если поставить вопрос даже может быть более радикально, ведь лифт предполагает ранжированные социальные этажи вплоть до элитарного пентхауза, а что если подобного рода пирамиды уже изжили себя и возможна неэлитарная форма правления, тогда и толкаться локтями и по головам скакать некуда особенно будет у двери лифта.  Подмигивающий

Ровно то же приключилось и с нашими м.н.с. и инженерами о чем сами же и писали выше.

Главное что изменилось что классические элитарные формы правления базируются на пирамидальной форме устроения социума по потреблению благ при низкой форме общественной производительности труда.
А сейчас мы вошли в уникальную фазу когда есть возможность обеспечить благами на базовом уровне всех и даже на повышенном весьма многих.
И к таком социальном разрезе объективные основы существования элитарных слоев становятся весьма шаткими, что даже многие представители "ылит"  Улыбающийся понимают достаточно  неплохо.
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
  tigra ( Слушатель )
04 июл 2013 22:31:35

Вот и ответ же. В этих же смыслах.
Синтезированное зло/понятие "Социальный статус" нужно только для удержания вершины "статуса" и поддержания бесконечного стремления остальной части к этой вершине (основанного на "крокодильем" желании Человека, а не текущей социальной необходимости), потребляя и продавая вся и всех . Вопросы о важности НЕ самого статуса, а путей распределения статуса (т.е. собственно современной власти) просто не успевают возникать в гонке за "сахарком и морковкой"/социальным статусом.(хотя, если так дальше будут раздавать Государственные награды за "личные заслуги перед господами", то и награды и статусы обесценятся и гонка за ними внезапно трансформируется в......  месть за несбывшееся).
Команда распределителей уже пришла к границе возможностей переделывания "розовости" очков для остального человечества. Советская система образования как раз учила видеть суть, пропуская изменчивые формы. Эта система своим наличием продвинула все человечество гораздо дальше, чем любые системы до нее (о будущем современных даже не хочется думать, ...пока). теперь, если хотите, ее и можно звать - СИСТЕМА, а остальные - так, ... школки. Еще раз, надо понимать,  что именно эта система смогла БОЛЬШИНСТВО населения (кроме особо буратин себе) из неведенья перевести в высшее образование (зачастую и наивысшее).
p/s/ вопрос о том, куда деть сомны высокообразованных людей давайте оставим до появления оных (сомнов). ответ прост - поручить заниматься высообразованным трудом и стремиться дальше в еще более высокое образование и понимание мира (видимого такими методами, РАЦИОНАЛЬНОЙ части мира)
p/s/2 неправильно выразился: не до самого появления,а до появления хотя бы призрачной надежды появления. (сомн гениев - ужасней сомна чудовищ, но он(первое) - почти невозможен).:)
p/s/3 что касается разрушения СССР, то свои мелкие понималки все-же озвучу. факторов  было минимум 3: старики во власти , посрамляемый,выжидающий, злобный и сильный враг, изнеженность стабильным достатком основной части населения (тот самый золотой "застой"). вторые, через первых (эти захотели еще власти, до бесконечности, может и бессмертия в обещаниях (лечения сейчас от всего и всяУлыбающийся)) и с попустительства "пингвинской" жирности третьих и разрушили РЕАЛЬНО РАБОТАЮЩУЮ систему, угрожавшую своей  социальностью, своей НП  остальному миру СП. СССР-2 уже  неизбежен. без настройки такого-рода социальных "лифтов/вызовов" Общество обойтись уже не может...
p/s/4  в качестве совсем уж ..., анекдота, смею напомнить, что "универсализЬм прав человека" или подобные словообразования декларируются "во имя и на благо человека....., и все мы знаем этого человека". современное отличие лишь в том, что почти никто, включая специальные службы государств, не знает/понимает, кто эти "люди"Улыбающийся.
  • +0.12 / 4
  • АУ
 
 
 
 
  VoxPopuli ( Слушатель )
04 июл 2013 23:33:44

На самом деле все уже ясно причем как это не странно в полном соответствии с классиками марксизма.  Улыбающийся
Дозрели наконец эти самые производительные силы.
Отъем при низкой производительности общественного труда в пользу элитарных групп уже не обоснован объективными условиями.
Т.н. "ылиты" уже не являются на повышенном пайке и просто содержании всего общества в т.ч. и хранителями и накопителями культурных цивилизационных кодов, только привычки властвовать по старинке, а вот обосновать свои ылитарные претензии просто не выходит никак.
Этих самых активистов желающих и с мозгами ( образованными  Улыбающийся ) и с волей гораздо больше чем ылитарных детишков недоучек, которые несмотря на какие-то т.н. элитные школы кроме как подпоркой родителей ничем не сильны ( тут еще нужно миф об "элитарном образовании" развенчать, это больше пиар, там процент от безголовости до маргинала при дурки и наркодиспансере, если не больше чем в обычных школах и ВУЗах ).

Теперь что касается перевода из "неведения в ведение", лично мне кажется, рациональная картина мира преподаваемая в.т.ч. и в (пост)советской школе это не совсем то что можно отнести к "ведению", а вот образовала и просто приучила жить в мире информации, да.

Образованных людей уже сейчас больше чем мест возможной реализации это уже проблема, а не завтра.
При этом как было написано это как раз проблема потери управляемости особенно в высшей школе прежде всего, которая просто по велению "невидимой руки" и по соцзаказу снизу выпускает непрофильных специалистов.
Это уже задача управления со стороны Общества не допускать стихийного образования целых профзон явного перепроизводства специалистов.
Кста даже при наличие платных или смешанных форм высшего образования многие западные страны то же угодили в эту ситуацию.
При том что и мы и они упустили среднее профтехобразование опять не стихийное, а продуманное и сбалансированное на потребности Общества.
Хотя бывают любопытные исключения, например в Германии уровень безработицы среди молодежи один из самых низких в мире. Ссылка эта ссылка хоть и старовата, но эта система работает по сей день, здесь более свежие рассуждения. Ссылка
  • +0.09 / 3
  • АУ
 
  inojj ( Слушатель )
08 июл 2013 14:29:21


Статья добротно скроенная  и поэтому понравилась многим. Но какое отношение она имеет к НП?

В существующей парадигме(либеральной), по понятным причинам, монетизации подлежит все, в том числе и социальный статус гражданина. Социальный статус человека в обществе помимо размера капитала, которым он обладает оценивается и уровнем(стоимостью)  полученного образования. Происходит по умолчанию монетизация образования В очках...
  Да, при социализме люди связывали с образованием надежды на будущее,  но безработному инженеру не приходило в голову что что он имеет право не трудиться и требовать особое "место под солнцем" только на том основании что он получил высшее образование, а ему не представили соответствующую его "статусу" работу  . Меня как инженера не удивляло положение при котором не "образованный" шахтер получал зарплату намного превышающую мою...  При социализме инженер получал социальный статус "личного дворянства", который, как известно, не обязательно был связан с материальным богатством.  Сегодня высшее образование воспринимается как вексель, право на безбедное существование в будущем, а в обществе где все продается и все покупается этот вексель даже не имеет трудового наполнения и для его приобретения  достаточно  пачки резаной бумаги... Появление на рынке массы не обеспеченных векселей и есть  суть проблемы,  о которой собственно и повествует статья. По поводу пирамиды вопрос спорный : было много инженеров которые работали на рабочих должностях  не испытывая при этом  дискомфорта, государство то было рабочих и крестьян и статус рабочего был достаточно высок....

В контексте НП представляется ошибочным однозначное плюсование уровня(стоимости) полученного образования к статусу человека в обществе..   Статус человека -это оценка его полезности для общества.  Материальное положение это награда за время в труде, все что сверх(наследство)  депозит, страховка на случай ЧП..   А образование как и достижения в спорте и других видах деятельности(хобби)  это способ проявления своих способностей ( и это тоже труд  Улыбающийся)-собственно то что составляет значительную часть  личной жизни человека. Конечно государство обязано и будет регулировать получение людьми профессиональных навыков, трудовую миграцию и все что связано с материальным обеспечением.  Но если рассматривать шире, информационное общество будущего,  задача государства представить возможности для образования  в любых формах . Ограничивать возможности образования тоже самое что пытаться ограничивать количество торговых точек  на том основании что люди будут недовольны пустыми полками в них.....

PS/ Стоит отметить,  что всякого рода псевдообразование и мошенничество на этой почве это предмет отдельного разговора....
  • +0.05 / 2
  • АУ
 
 
  VoxPopuli ( Слушатель )
08 июл 2013 22:00:37

Какое отношение статус имеет к созданию рабочих мест по непосредственной специальности в т.ч. ВУЗа просто по номеру соотверствующей специальности?
Да и кстати "нетрудиться" на какие шиши?

 Шокированный  "дворяне от иженерИи"?  Обеспокоенный

Зачем государству тратиться на образование инженера что бы он потом работал на "рабочих должностях", что бы таковых грело что хоть они и "рабочий класс", но в то же время "в душе" некие нью-арыстократы?
Может лучше наладить среднее спецобразование с инженерными элементами, а таковое в современных производствах, где уже работают операторы управления производственными процессами востребовано?

"Статус выпускника МГУ работающего дворником" - какая оценка?
Самооценка ( часто банальное ЧСВ ) и востребованность Обществом разные вещи весьма. Очень неплохо когда это совпадает и об этом и разговор.
Для повышения собственного ЧСВ могут и Луну с неба захотеть.
Проявлять свои способности это замечательно в виде хобби,но на вопрос почему большая часть нынешних выпускников получив высшее образование мало того порой весьма поверхностное работает не по специальности это не отвечает, может в соответствии с "надеждой на будущее" ( кста, а чем плоха надежда на "безбедное существование"? ) лучше все же учиться чему-то востребованному, и для Общества полезно и личные надежды скорее сбудутся... У кого какие у кого творческой профессиональной реализации ( а другой и не бывает в смысле "непрофессиональной" ), а у кого о материальном благополучии.
А то выходит - хотела быть врачом а работаю секретаршей, за то диплом в меде получила.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  inojj ( Слушатель )
08 июл 2013 23:53:39

Давайте для начала не будем складывать в одну кучу собственно образование - стремление узнать как устроен мир,  основу мировоззрения и инструктаж по выполнению определенных работ или обслуживанию определенного оборудования, который называется профессиональным образованием. Общее у них только слово "образование" и некоторые начальные знания школьных предметов. С точки зрения ПП учить человека сверх необходимого для обслуживания элиты  -не рационально и просто опасно. И даже правильнее было бы ко всем велотренажерам прикрутить динаму чтобы ток вырабатывали....

 В своих рассуждениях вы никак не хотите оторваться от "злобы дня" и  подняться на уровень парадигмы. Разве кто то против "среднего спецобразования"?  Давайте перейдем на ветку об образовании и там пораскинем мозгами что с этим делать, а еще лучше послушаем специалистов.. Ограничивать на основе современных трудностей удовлетворение в будущем одной из фундаментальных потребностей  человека  -потребности в ОБРАЗОВАНИИ  это по меньшей мере странно слышать на НП. Это тем более не понятно при том, что вы на НП высказывались( поправьте если не прав) в том духе что с развитием производительных сил снимаются  ограничения на обеспечение всех живущих необходимым и появляется больше  возможностей выбора занятий и образа жизни.
  • +0.08 / 3
  • АУ
 
 
 
 
  VoxPopuli ( Слушатель )
09 июл 2013 02:33:48

Лично я не чего не сваливаю и разговор конкретно шел о системе гособразования с акцентом на высшее и тамошних вполне конкретных вызовах.
Этому где должны "обучать" или достаточно дать навыки информационного взаимодействия и безопасности, а главное базовых навыков самообучения и чеши например в сеть хоть на всю оставшуюся жизнь познавай так как все устроено в свободное от работы время.  Улыбающийся

Уточните что это?
Мировоззрение например может быть религиозным, а может научным.
Лично мне как это не странно прозвучит понятна постановка вопроса, если помните недавнюю история с судом, почему в школе преподается теория Дарвина, а не креационистская о сотворении человека, вполне религиозная, кстати.
Вот представьте себе найдутся люди предпочитающее второе - как быть?
Вполне предмет для "парадигмирования", но предметного.  Улыбающийся

Инструктаж это не образование например среднетехническое,  но оно вполне конкретно ориентировано.

Общим возможно является то что те или иные задачи в разных объемах могут решаться с системе гособразования, а какие-то индивидуально в вольной форме что называется.
Как балерины по Райкину?  Улыбающийся
А может все же вернемся к рассуждению на наши темы актуальные для нашего Общества, на которые не дан кстати концептуальный ответ, а это и есть уровень парадигмистики, а не составление предметного плана для определенной специальности.
Согласитесь как приятно воспарить в высокие империе "парадигматических эйдосов" видимо, особенно на фоне чьего-то унылого утилитаризма.  Улыбающийся

Я как раз целенаправлено пытаюсь ввести дискуссию хоть в какое конструктивное русло, иначе дальнейший "отрыв" просто гарантирован, только откуда и куда не очень понятно.

Мы ( по крайне мере я этим целенаправлено занят сейчас ) говорим о здесь и теперь а не решаем абстракцию в сфероконных координатах Общества Светлого Послезавтрака.
Если об уровне парадигмистики то несомненне нужно конкретизировать само понятие Потребность в Образовании и ессно ОБРАЗОВАНИЕ что бы не получалось действительно как выше разобрали.
Лично я конкретизирую, что в моих постах образование это сокращение от системы государственного образования.
А она может быть и частной, а может и еще какой, давайте подумаем.

Это фраза из учебника по Научному Коммунизму?
Мы рассматриваем проблемы "образования" для этого несуществующего состояния общественной среды, которое возможно как-то и мне импонирует, но одновременно я прекрасно представляю себе утопичность чего-либо подобного в обозримой перспективе, причем даже довольно отдаленной, как это не грустно может быть.
Так что давайте конкретизируем базовые понятия, уровни образования, участие государства  и в каих формах - раздолье ведь для предметной прадигматики(мистики).
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
 
  tigra ( Слушатель )
12 июл 2013 04:07:49

образование - все же не способ узнать мир. это , скорее, базис, с которого можно и мир изучать. главное - желание. у базового образования цель несколько иная - дать расширение "стартов"- расширить возможности аморфного,пока Духа, тела, пока до возможности узнать какова ширина старта, ну и стартануть, если ж невтерпежУлыбающийся но вернуть себя и , пользуясь широтой, перестартануть, пока не надоест или пока не поймешь куда хочешь
з.ы. ну а "производительные" силы нужна лишь не производящему балаболу - "небось картошку все мы уважаем, когда с сольцой ее намять" (там предистория есть и не стонатьУлыбающийся)
и нет ПОТРЕБНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ. Любопытство есть, здоровое, но индустрию на этом только полный паразит построит, пока дают. Человек, слава богам, устроен противоречиво. он куклу разберет и посмотрит, что-же там .. на
этом и мины делают нелюди и люди детям игрушки "на  разобрать" подсовывают .. вплоть до деревянныхУлыбающийся
p/s/ и оставьте пп думать за пп. не делайте (и не призывайте) делать эту работу за нихУлыбающийся паразит и славен тем, что за счет серенького тела напомажен донельзя. куда же  без помады (нонче это называют пиар), но куда же без тела с любыми помадами (скоро их пиар останется важен только пиарастам). пока вы за пп не придумаете выход/новую парадигму - им придется лишь бессильно умереть (или, в агонии, мир во тьму погрузить, но тут БОГИ есть - тут им не светит)
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  tigra ( Слушатель )
11 июл 2013 19:49:53

парадигм уже существует, уживается (и всегда так и было) с Людьми, несколько. Хотите ограничитьСЯ одной - Ваше право.
попытаюсь от Капитана Очевидность:  Дискомфорт - необходимейшее!!! для созидания. Созидайте, но ПОМНИТЕ, что покой - лишь снится может. уж потрудите себя и материю вокруг потревожьте, если надо.Улыбающийся но покоя не ждите.
p/s/ и не путайте государство на благо человека с иными формами государства, кои все-едино выродятся в "Большого Брата"/1984 (Кстати, есть смысл ознакомить себя условиями и МОТИВАМИ человека, смеющего написать "1984" (можете не верить, но книга о загнившем (изначально) западеУлыбающийся)
  • +0.02 / 1
  • АУ