Массаракш или Геополитический репер ХХI века.
Краткий обзор Геополитических школ ХХ века. Базовые идеи. Немецкая Геополитика • идея государства-организма, предложенная
Ф. Ратцелем: государство рождается и развивается подобно организму, естественным образом стремясь к территориальному расширению.
• сформулированная
Р. Челленом (одним из первых идеологов создания германской сверхдержавы) идея государственной самодостаточности, как непреложного закона успешного функционирования государственного организма;
• идея сверхрегионов, которую выдвинул
К. Хаусхофер. (Геополитика- как политика Империй). Ось Берлин- Москва- Токио.
• Теория «Большого Пространства» (Grossraum) выдвинутая
К. Шмитом. Общая геополитическая картина сводится к противостоянию двух Grossraum — англо-саксонского (Англия + Америка) и континентально-европейского, евразийского. Эти два «Больших Пространства» — талассократическое и теллурократическое — ведут между собой планетарное сражение за то, чтобы сделать последний шаг к универсализации и перейти от континентального владычества к мировому.
Фридрих Ратцель. Отец Геополитики.«Народ должен жить и умереть на земле, предоставленной ему судьбой, повинуясь своему жребию».
(1844-1904)— немецкий географ и этнолог, социолог; основатель антропогеографии, Отец геополитики, а также теории диффузионизма. Диффузион́изм — направление в социальной антропологии и этнографии (этнологии), культурологии, археологии, социологии, полагающее основой общественного развития процессы заимствования и распространения культуры из одних центров в другие. Главный труд Ратцеля появляется в 1897 г. Он получил наименование «Политическая география, или География государств, торговая и военная». В ней он исследует роль и функционирование государства и является основоположником теории «жизненного пространства».
1. Почва и территория предопределяют историческое развитие народов (идея географического детерминизма).
2. Государство является живым организмом, укорененным в почве, поэтому сущностные характеристики государства определяются его территорией и местоположением. В государстве соединяются две составляющие: а) объективная географическая данность (почва, территориальный рельеф и масштаб)
и б) политика как выражение субъективного общенационального осмысления географической данности.
Успех государства зависит от умения приспосабливаться к условиям среды.
3. Государство представляет собой биологический организм, и его существование (рождение, рост, исчезновение) обусловлено жизненным циклом. Суть законов пространственного роста государства состоит в том, что, подобно биологическому организму, государство по мере своего развития занимает все большее пространство, поглощая малые страны. Территориальная экспансия или расширение жизненного пространства – основной путь наращивания мощи
государства, не противоречащий законам природы. Разложение любого государства происходит при его отказе от концепции большого пространства.
Ратцель уделяет первостепенное внимание значению естественных границ в жизни государства. Он выводит зависимость степени выгодности естественных границ государства от их протяженности. Выгодность сухопутных границ характеризуется обратно пропорциональной зависимостью от их длины, а морских границ — прямо пропорционально их протяженности. Ратцель относит морские берега к важнейшему типу политических границ: берег дает нам в соседи природу, и этот сосед, несмотря на прибой волн и всякие бури, удобнее, чем наиболее дружественно расположенные соседи.
Идеалом естественного положения государства ученый считал занятие им целого «Мирового Острова» — континента от моря и до моря. На политической карте мира таких стран немного. Среди них Россия, США и Канада имеют самые протяженные морские границы.
Его классические труды «Народоведение», «Земля и жизнь», «Политическая география» были изданы в начале 20 века в Российской империи, что способствовало формированию геополитического мышления отечественных ученых. Единственные книги по Геополитике, вполне свободно доступные в СССР. Мое личное знакомство с Геополитикой началось с "Народоведения" Ратцеля в 1976 году.
Юхан Рудольф Челлен (1864-1922). Шведский германофил.
«Государство как организм имеет не только «тело» в виде пространства, но и «душу», представленную нацией.»
Шведский профессор-государствовед, первым ввел (в 1916 г.) в научный оборот термин «геополитика».Считая Ратцеля своим учителем, Челлен продолжил разработку его идей применительно к развитию европейских государств в первой четверти ХХ века. Взгляды Челлена изложены им в работах Введение в географию Швеции (1900) и Государство как форма жизни (1916), где впервые упоминается понятие геополитики.
«Государство — не случайный или искусственный конгломерат различных сторон человеческой жизни, удерживаемый вместе лишь формулами законников; оно глубоко укоренено в исторические и конкретные реальности, ему свойствен органический рост, оно есть выражение того же фундаментального типа, каким является человек. Одним словом, оно представляет собой биологическое образование или живое существо».
Карл Ха́усхофер (1869- 1946)«Последний час англосаксонской политики пробьет тогда, когда немцы, русские и японцы соединятся». – любимая цитата Хаусхофера, принадлежащая американцу Гомеру Ли.
Немецкий географ и социолог, основоположник германской школы геополитики.
Хаусхофер — основатель Немецкого института геополитики (1922). Разработал особый вариант евразийства — военно-геополитическую доктрину «Континентального блока (союза)» (Kontinentalblocke, «Ось Берлин — Москва — Токио»), который должен был объединить государства Евразии, такие как: Испания, Италия, Франция, Германия, Россия и Япония — будучи Восточным противовесом и альтернативой Западному англосаксонскому миру: Британской империи и США. Хаусхофер в статье «Континентальный блок» писал следующее: «Евразию невозможно задушить, пока два самых крупных ее народа — немцы и русские — всячески стремятся избежать междоусобного конфликта, подобно Крымской войне или войне 1914 года: это аксиома европейской политики».
Карл Шмитт ( 1888- 1985) — немецкий юрист и политический философ.
Шмит первым вплотную подошел к понятию глобального исторического противостояния между цивилизациями Суши и цивилизациями Моря. В 1942 г. К. Шмитт выпустил важнейший труд — «Земля и Море». Вместе с более поздним текстом «Планетарная напряженность между Востоком и Западом и противостояние Суши и Моря» этот труд представляет собой важнейший документ геополитической науки.
Смысл противостояния Суши и Моря у Шмитта сводится к тому, что речь идет о двух совершенно различных, несводимых друг к другу и враждебных цивилизациях, а не о вариантах единого цивилизационного комплекса. Это деление почти точно совпадает с картиной, нарисованной Маккиндером, но Шмитт дает основным ее элементам — талассократии («морская сила») и теллурократии («сухопутная сила») — углубленное философское толкование, связанное с базовыми юридическими и этическими системами. К. Шмитт разработал еще одну важнейшую геополитическую теорию —
теорию «Большого Пространства» (Grossraum). Эта концепция рассматривает процесс развития государств как стремление к обретению наибольшего территориального объема. Принцип имперской интеграции является выражением логического и естественного человеческого стремления к синтезу. Этапы территориального расширения государства, таким образом, соответствуют этапам движения человеческого духа к универсализму. .. Это новая форма сверхнационального объединения, основанного на стратегическом, геополитическом и идеологическом факторе. Шмитт в этой доктрине предвосхитил основные линии современной интеграционной политики
Увы- Шмит- один из военных преступников 2МВ, вполне должен был сидеть на скамье подсудимых в Нюрнберге. Его теория, более чем правильная в своей основе, в конкретизируемой частности была направлена против идей Хаусхофера, явилась базовой идеей для Гитлера в плане его "Похода на Восток". Ибо главным вектором геополитики он считал Атлантизм. Крах прорабатываемой Хаусхофером политики и долговременного вектора развития Германии привел к поражению Германии, самоубийству Хаусхофера и де-факто подчинению Германии Атлантическому блоку.