Реформа РАН
281,582 2,332
 

  r01338 ( Слушатель )
17 июл 2013 19:32:22

Тред №595313

новая дискуссия Дискуссия  142

Цитата: nozmic от 17.07.2013 17:47:50
Я так понимаю, что уместно немного пояснить, вокруг чего шла борьба в течение нескольких дней между первым и вторым чтениями закона о РАН.

Фортов был избран общим собранием РАН, но не утвержден президентом РФ. Поэтому, в случае формулировки "ликвидация РАН и создание РАН заново из трех академий", он повисал "в воздухе" без строго определенных прав и обязанностей. Ведь президентом "новой" академии его никто не избирал! В лучшем случае он становился назначенным и.о. "непонятно чего" (правопреемственность тоже надо было бы как-то подтверждать!) без устава и тысяч других основополагающих документов.

В теперешней ситуации он является законно избранным и утвержденным президентом "старой" РАН, к которой то ли будут, то ли не будут присоединены две другие академии. Юридически не надо подтверждать основополагающие документы.


Смотрим текст закона принятого во втором чтении:

Цитата
...
Статья 2. Правовое положение Российской академии наук
1. Российская академия наук является федеральным государственным бюджетным учреждением.
2. Полномочия учредителя Российской академии наук от имени Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за российскими научными организациями Российской академии наук, осуществляет специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
3. Российская академия наук создается в целях обеспечения преемственности и координации фундаментальных и поисковых научных исследований, проводимых в Российской Федерации по важнейшим направлениям естественных, технических, медицинских, сельскохозяйственных, общественных и гуманитарных наук, экспертного научного обеспечения деятельности органов государственной власти, научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования.
...


Т.е. никаким президентом "старой" РАН Фортов являться не будет. Это будет совсем другая организация, которую этот закон создает.

Update:

В законе сказано, что "новая" РАН "создается", а правопреемственность "новой" РАН РАН "старой" в законе никак не зафиксирована.

Цитата
Вопрос о недвижимости и оборудовании институтов и здания Президиума РАН тоже абсолютно ясен - все это принадлежит государству и пока (до принятия закона) находится в оперативном управлении РАН, как это и было. Другое дело, что для оперативного управления государство хочет создать дополнительный орган (агентство), так это будет долгий, занудный переход от старой системы к новой, но в первые годы это будет под руководством Фортова.


Лишенная функции оперативного управления чем-либо, кроме себя самой, РАН будет представлять из себя чисто экспертную организацию.

Цитата
Статья 7. Задачи и функции Российской академии наук

1. Основными задачами Российской академии наук являются:

1) разработка предложений по формированию и реализации государственной научно-технической политики;
2) экспертиза крупных научно-технических программ и проектов;
3) участие в организации,  координации и проведении фундаментальных и поисковых научных исследований, финансируемых за счет средств федерального бюджета, в разработке и согласовании программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период;
4) предоставление научно-консультативных и экспертных услуг государственным органам и организациям;
5) изучение и анализ достижений мировой и отечественной науки и выработка рекомендаций по их использованию в интересах Российской Федерации;
6) укрепление научных связей и взаимодействия с субъектами научной и (или) научно-технической деятельности;
7) подготовка предложений, направленных на развитие материальной и социальной базы науки, повышение степени интеграции науки и образования, эффективную реализацию инновационного потенциала фундаментальной науки и укрепление социальной защищенности работников науки;
8 ) популяризация и пропаганда науки, научных знаний и научно-технических достижений.

2. Для реализации основных задач Российская академия наук:

1) по поручению органов государственной власти Российской Федерации проводит экспертизу крупных научно-технических программ и проектов, мониторинг и оценку результативности деятельности государственных научных организаций независимо от их ведомственной принадлежности, а также экспертизу результатов научной и (или) научно-технической деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета;
2) участвует в установленном порядке в разработке и экспертизе нормативных правовых актов в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, охраны интеллектуальной собственности;
3) подготавливает и представляет доклады Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации о состоянии фундаментальных наук в Российской Федерации и важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными;
4) разрабатывает предложения о приоритетных направлениях развития фундаментальных наук, а также о направлениях поисковых научных исследований;
5) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации рекомендации по направлениям и объемам бюджетного финансирования фундаментальных и поисковых научных исследований, проводимых научными организациями и образовательными организациями высшего образования;
6) представляет российских ученых в международных научных союзах и их руководящих органах, участвует в других международных научных организациях, заключает соглашения о научно-информационном сотрудничестве с академиями наук и научно-исследовательскими организациями зарубежных стран, участвует в организации и проведении международных научных конгрессов, конференций, симпозиумов и семинаров;
...

Статья 16. Взаимодействие Российской академии наук с органами государственной власти, гражданами и организациями при реализации своих целей и основных задач

1. При реализации своих целей и основных задач Российская академия наук осуществляет взаимодействие и информационный обмен с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, а также с гражданами и организациями в порядке, установленном уставом Российской академии наук. Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, иные государственные органы и организации, органы местного самоуправления обязаны оказывать всемерную поддержку Российской академии наук при осуществлении ею своей деятельности.
2. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы и организации, граждане и организации предоставляют Российской академии наук по ее запросам имеющуюся у них научную и (или) научно-техническую информацию (в том числе аналитические и справочные материалы), необходимую для осуществления Российской академией наук своей уставной деятельности. Предоставление необходимой информации проводится с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной и коммерческой тайне, законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
3. Научные организации и образовательные организации высшего образования, осуществляющие за счет бюджетных средств фундаментальные и поисковые научные исследования, обязаны ежегодно представлять в Российскую академию наук отчеты о проведенных фундаментальных и поисковых научных исследованиях и полученных научных и (или) научно-технических результатах.
...

Статья 17. Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период

Правительство Российской Федерации по представлению Российской академии наук утверждает программу фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период, предусматривающую направление средств федерального бюджета на проведение фундаментальных и поисковых научных исследований в Российской Федерации, включающую план проведения указанных исследований, обоснование ресурсного обеспечения указанных исследований на срок действия этой программы, целевые показатели (ориентиры) ее реализации.
...



Если отбросить бла-бла-бла, и свести к сухому остатку, получается, что РАН будет принимать "участие в организации,  координации и проведении фундаментальных и поисковых научных исследований" посредством снабжения информацией, проведения мониторинга, составления экспертиз, внесения предложений.

Ну еще будет иногда представлять "программу фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период" на утверждение в правительство.

Все.
Отредактировано: r01338 - 17 июл 2013 21:09:58
  • +0.78 / 4
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  nozmic ( Слушатель )
17 июл 2013 21:46:46


Я не вижу заметной разницы в существующей сегодня системе управления материальными ценностями в РАН (управляют ценностями чиновники аппарата РАН) и предлагаемой в новом законе системой (всем управляют, скорее всего, те же чиновники под вывеской соответствующего агентства).
Единственное слово "создается", которое смущает Вас в законе, имеет в русском языке еще и значение "создается вообще", т.е. может пониматься как "зачем и с какой целью ее создавали 300 лет назад". Представляется, что это слово может быть убрано в последующем рассмотрении.
Что касается степени участия РАН в фундаментальных исследованиях, то там есть такие слова, как "участвует в проведении", что более чем достаточно.

Я понимаю закон, как закон о РАН вообще, т.е. что такое РАН, для чего она нужна и как должна функционировать. Настаиваю, что в том виде как есть, закон описывает в целом  "старую РАН", обеспечивает правопреемственность и только отбирает у РАН функцию оперативного управления материальными ценностями институтов. Следует поддержать Добряка, который считает, что реально закон может заработать только в том случае, когда будут написаны горы подзаконных актов и инструкций.

А, вообще, вся борьба за дух и букву закона о РАН еще впереди!
  • +0.82 / 4
  • АУ