Цитата: Arbaleth от 27.07.2013 18:11:38
Не так. Конкретный пример - Манин. Один из тех, кто публично отказывается вступать в реформированную РАН. Один из самых выдающихся российских математиков. Ни разу не креакл. Работает частично в России, частично в Германии. Реформируют РАН - будет работать в Германии 100% времени и 0% в России. И таких людей уже 70+, а ведь это только академики и член-корры. А есть еще и просто доктора и кандидаты ...
Вперед, реформируйте!
Академик Спирин,
http://www.ras.ru/wi…d-54.ln-ruКонечно, сейчас он возмущается реформой, но:
Что касается меня самого, то я всю жизнь работал только в России и в Советском Союзе, выезжал лишь на короткое время, на конференции или для проведения совместных экспериментов, за ранее запланированных. По моему мнению, работать надо дома.
---
У нас в России много спорят, хороша или плоха грантовая система. Не имеющая альтернативы в виде государственной поддержки ведущих институтов и лабораторий, грантовая система превращает науку в рынок, ликвидирует практически все большие и оригинальные проекты. Получение гранта зависит от рецензентов среднего класса. Американскую науку едва не погубила грантовая система. Когда наука стала "массовой", а конкурс ненормально большим, по грантам Национальных институтов здравоохранения одно время проходило только десять процентов работ. При таком положении вещей в том, кто именно получит грант, преобладал элемент случайности, а в еще большей степени – влиянeие имени соискателя и... по-русски это называется блат, а у них establishment
С другой стороны, централизованное финансирование подрывает мобильность, конкурентоспособность – все это совершенно справедливо.
Поэтому плохи и та, и другая крайности. Я – сторонник грантовой системы, но в отведенной ей нише, в которой она играет большую роль. Однако научные темы и большие проекты должны финансировать научные сообщества или государство, и при этом финансирование должно быть не конкурсным.
Теоретически сейчас в России ситуация идеальная – есть и государственное финансирование институтов и школ, и грантовые системы. Но практически от идеала мы пока страшно далеки.
---
Впрочем, вымирание довольно своеобразное: люди ничего не делают в науке, но получают зарплату. Правда, на столько низкую, что ее можно рассматривать как пособие по безработице. Трудно сказать, больше или меньше у нас людей, числящихся в науке, чем в развитых странах. Но то, что продуктивно работающих сравнительно мало и работающих на приличном уровне еще меньше, – это факт.
----
В любых, пусть самых тяжелых условиях какая-то часть людей будет посвящать себя творчеству, в том числе и научному. Это зависит от природы человека, а не от экономической ситуации. Экономическая ситуация определяет только одно: много или мало удастся сделать этим людям у себя на родине.