Очень к месту, об той ментальности что нас объединяет
Свобода, идентичная натуральной. Почему граждане России не признают свободы «по-европейски» Согласно свежему опросу «Левада-Центра» большинство наших соотечественников считает, что порядок важнее, чем соблюдение прав человека. Опрос ВЦИОМа демонстрирует, что главный предмет гордости россиян — это наша история. Почему такие данные опять встревожили лагерь профлибералов и что в них интересно на самом деле — разбираем ниже.
«Так себе народ» Большинство граждан России считает, что порядок важнее, чем соблюдение прав человека (57%), все или самые важные предприятия страны должны принадлежать государству (45% и 48%), государство должно запрещать книги и фильмы, которые оскорбляют нравственность (53%). Ради приемлемой зарплаты и пенсии 43% опрошенных согласны отказаться от свободы слова и права ездить за границу. (Как «Левада-Центр» предпочитает формулировать вопросы, понятно уже из этих ответов).
Вышедший параллельно опрос ВЦИОМ о том, чем гордятся соотечественники, дополняет картину. По его результатам 85% граждан России гордятся историей своей страны, 77% — нашими спортсменами и спортом, 63% — армией и военной мощью, 60% — наукой и учёными, а 50% — позицией России на международной арене.
Если при чтении этих данных у вас не возникло когнитивного диссонанса, значит, вы не принадлежите к кругу либеральных экспертов и блогеров, уже успевших вновь обвинить народ в никчёмности.
Замдиректора «Левада-Центра» Алексей Гражданкин, например, рассказал, что россияне выбирают порядок в стране, потому что у большинства «никаких свобод никогда и не было — они выросли в эпоху Советского Союза». «Более трепетно к соблюдению прав человека относятся граждане, которые социализировались уже во времена перестройки».
Известный борец с «русским фашизмом» Ольга Бакушинская записала всех предпочитающих порядок правам человека в рабы и опечалилась, что «целые поколения россиян потеряны в этом смысле».
Реакция, кстати, на этот раз вышла довольно вялая. Просто потому, что результаты опроса уже никого не удивляют. За всю их историю они упрямо демонстрируют практически одинаковую картину, где проценты колеблются в рамках статистической погрешности. Например, в 1994 году порядок в стране предпочитали свободе 54% против сегодняшних 57% (по данным «Левада-Центр»).
То есть сокрушаться и уныло пенять на народ, который никак не хочет обращаться в их веру, — это традиционное занятие отечественных либертарианцев. Промысел такой — как оленеводство у чукчей.
«Свобода — это то, что у тебя внутри» На прошедшем этой весной деловом форуме «Россия-2013» один гарвардский профессор прямо обратился к нашему правительству:
«Перед правительством стоит гигантская задача — вдохнуть в россиян европейский дух. А это значит, что приоритет должен быть отдан верховенству права. Большинство людей в России, судя по опросам общественного мнения, предпочитают «порядок» «свободе». И из-за отсутствия правовой традиции большинство россиян не чувствуют себя частью международного сообщества».
Вот так вот, ни меньше ни больше, а задача научить нас ценить свободу по-европейски ставится перед правительством заезжим американским профессором. Оно и понятно, несмотря на все колоссальные вливания, за 20 лет «говорящие головы» так и не смогли объяснить нам, чем их «свобода» лучше нашего «порядка». Несмотря на все попытки заставить нас стыдиться, мы в массе своей всё равно гордимся нашей историей, спортом, наукой и военной мощью. Вот и приходится вновь выводить проблему на правительственный уровень.
А проблема, как кажется, кроется всего лишь в разном понимании термина «свобода».
Их «свобода» — это возможность раздвигать рамки ненаказуемого и дозволенного поведения личности среди чужого ей мира.
Наша — возможность наравне со всеми участвовать в созидании и использовании общего мира.
Именно поэтому их свобода несовместима с порядком, а наша без него не существует. Именно поэтому наши люди с лёгкостью отказываются от абстрактной «свободы слова» ради экономического благополучия («чтобы миску давали не три, а четыре раза в день» — по словам Бакушинской). Просто для нас возможность говорить гадости — это вовсе и не свобода никакая. И чего это ради неё мы должны страдать? В конце концов, у нас есть специально обученные для этого дела люди, которые рады напоказ страдать из-за «отсутствия свободы слова». Не просто так, конечно. За четвёртую миску баланды в день. И компот.
И что ещё интересно: нам настойчиво предлагают продукт, реальное содержание которого сильно расходится с заявленным. Весь набор западных «свобод» — как фруктовый йогурт с красочной этикеткой. Посмотришь на неё — и слюнки текут: сочная малина, спелая черника, налитая клубника. А вчитаешься в состав — сплошь «ароматизаторы и усилители вкуса, идентичные натуральным».
Вот и вся их свобода — идентична натуральной. То есть свобода, скажем, слова как бы есть, но на деле американские спецслужбы прослушивают весь мир, а некоторых особо словоохотливых настойчиво преследуют. Свобода выбора как бы есть, но целые страны принуждаются к выбору, нужному другим странам, бомбежками и экономической блокадой.
Из реально действующих у них остаётся только свобода выйти на людную площадь и продемонстрировать окружающим гениталии. Простите, но кто из нас действительно «раб»?