Тучи не могут долго скрывать солнечный свет / М. Ю. Гаспарян / ФрагментНеобходимость добиться посредством суда ООН подтверждения статуса арбитрального решения президента США Вудро Вильсона...Есть два пути.
Один из них – обращение в Международный суд ООН, который правомочен давать комментарии (разъяснения) по любому международному документу и определять, в силе он или нет, было нарушение или нет. Но для того, чтобы решение было обязательным к исполнению,
необходимо обращение двух сторон.
Правда, для получения консультативного мнения мы можем обратиться туда и через международные структуры.
Но есть более короткий путь. Поскольку арбитральное решение было принято президентом США – Вудро Вильсоном , Конституция США позволяет Конгрессу (абзац 10 раздела 8 статьи 1) определить, было ли нарушение международного права, и наказать нарушителя. То есть Сенат или Палата представителей могут обратиться к Конгрессу с предложением обсудить вопрос о том, нарушает ли Турция, не выполняющая арбитральное решение Вильсона, международное право. Когда Сенат США примет решение о том, что такое нарушение имеет место (а оно действительно имеет место, потому что Сенат еще 18 января 1927 г. постановил, что Турция должна выполнить это решение, и из-за невыполнения отказался признать Турецкую Республику), когда будет соответствующее решение Конгресса, тогда
США сами будут обязаны предпринять шаги. Думаю, у США достаточно рычагов для того, чтобы достичь хотя бы того, чтобы Турция открыла границу с Арменией.
Все это не самоцель. Многим кажется, что для Армении не так уж важно, имеет она территорию в 29 тысяч квадратных километров или в 129 тыс. Для многих стран это действительно не имеет жизненно важного значения. К примеру, если Россия отдаст Курилы и Сахалин Японии, она немного потеряет.
Но в нашем случае меняется геополитическая и геоэкономическая ситуация. Мы получаем выход к морю. Даже решение карабахской проблемы столь существенных изменений в нашей геополитической ситуации не даст, ибо мы по-прежнему останемся в блокаде, поле экономической деятельности существенно не увеличится, турецкая угроза останется висеть над нами. А это очень и очень важно.
Республика Армения – это Араратская долина. Две трети населения страны проживает в Араратской долине, которая расположена вдоль границы с Турцией. Карабахский фронт для нас не так опасен – там есть определенная стратегическая глубина.
В случае с Турцией этого нет. И
мы также должны добиться выполнения арбитрального решения Вильсона в первую очередь для того, чтобы эта территория, которая де-юре принадлежит Армении, была демилитаризована: чтобы тяжелая военная техника была отведена, там остались только турецкие полицейские силы и были размещены международные военные наблюдатели. Это нужно для того, чтобы не допустить реализации Турцией возможных планов военных действий в отношении Араратской долины – сердца Армении. Посмотрите, какой шум подняла Россия из-за того, что США хотят разместить в Польше и Чехии свои ПРО. ПРО – это оборонительная система.
Но Россия думает об этом в контексте вероятной (теоретически пока) в будущем войны с Западом. Это и есть политика.
Мы должны предусматривать даже самые невероятные ситуации и предпринимать меры по противодействию возможным угрозам. Даже если нам кажется невероятной военная агрессия со стороны Турции, мы должны хотя бы знать, какие у нас есть рычаги для противодействия ей. Наличие только российской базы и российской ПВО в этом плане – очень мало.