Из интервью директора Института востоковедения Национальной академии наук Рубена Сафрастяна...Сегодня среди ученых превалирует мнение, что борьба из политической плоскости должна быть переведена в юридическую и одной из ее целей должна стать компенсация потерь. В международном праве предусмотрена персональная ответственность для лиц, которые участвовали в фактах геноцида, но не предусмотрена ответственность государства.
В 1948 году, в ходе разработки текста Закона о геноциде, этот вопрос обсуждался, но тогда и СССР, и США выступили против, боясь, что это может быть использовано против них. Сегодня среди ученых оформляется стремление обозначить ответственность государств. В частности, я в своем докладе на конференции предложил внести 2 поправки в закон от 1948 года, которые может инициировать Армения как член ООН. Одна поправка – это особо обозначить в законе, что народ, подвергнутый геноциду, тем самым лишается Родины, т.е. подвергается патрициду. Другая – об ответственности государства, осуществившего геноцид. И в таком случае государство-правопреемник несет ответственность за деяния своего предшественника.
...Под четырьмя документами, представляющими собой программу геноцида, стоят подписи глав трех разных типов турецкого государства. Первые два – султаны, потом – главы иттихата, далее – кемалисты...
Все формы правления Османского и Турецкого государств одинаково геноцидальны. Одно из объяснений состоит в том, что Османское государство возникло как государство тюркских газиев – людей, осуществляющих джихад. А в ноябре 1914-го, чтобы не забыть об истинном предназначении турок, была издана еще и фетва султана, в которой был объявлен джихад. С XVI века султаны узурпировали титул халифа, объединив в одном лице светскую и духовную власть, и полагали, что имеют право на управление всем суннитским миром.
Прошли века, но амбиции остались. И последний джихад османских султанов оказался фактически направлен против своих же подданных – армян.