Реформа РАН
281,537 2,332
 

  Arbaleth ( Слушатель )
09 авг 2013 19:21:28

Тред №602914

новая дискуссия Дискуссия  289

Цитата: barmaley865-a
У меня их две

1.Это ни какое не увеличение финансирование науки, а оптимизация расходов в реальности.

Чтоб минимизировать расходы надо минимизировать науку, чем и занялся Ливанов по указанию сверху.
Денег и раньше давали мало, а теперь и этого жалко.

А что, либералы ведь понять не могут зачем нужно то, что если и дает прибыль то лет через двадцать, в принципе вполне логично так ополчиться на РАН.

2. Ну очень хочется сделать как в США.
Вот хочется и все. Цена вопроса значения не имеет.

У нас в последнее время многие реформы пропихиваются со словами "Ну в США же работает" , возможно и в случае с РАН уверовали, что единственный вариант - сделать как там.



У меня есть третья версия, уже озвученная мной ранее: просто некоторым ретивым администраторам очень хочется РУКОВОДИТЬ тем, что сейчас САМОУПРАВЛЯЕТСЯ. Это, похоже, просто очень сладкое чувство для них - власть. Я как-то даже читал в мемуарах  одного политического деятеля (сейчас мучительно пытаюсь вспомнить, кого именно), что нет чувства слаще. Ну, для него, разумеется.

Ну посудите сами: НИКАКИХ разумных объяснений до сих пор реформаторы не выдвинули, никаких КОНКРЕТНЫХ задач, которые должна была бы решать РАН и фундаментальная наука, не озвучили. Кстати, как и их группа поддержки не этой ветке. Ну, ведь никто не сказал, а чего, собственно, хочется-то, хотя я этот вопрос задавал тут не раз и не два. И ведь тишина в ответ, исключая разве что "мрии" о сверхсветовом звездолете и управляемом термоядерном синтезе (второе не мрии, но требует очень больших денег и много времени). А все остальные бла-бла-бла про ответственность ученого (а что это такое?), незнание учеными логики (математик Васильев не в ладах с логикой, ага, хотя матлогику математикам читают семестр, не считая спецкурсов) -  и это все (не считая просто окриков "молчать!") из упреков в сторону академической науки, что смогла из себя выдавить местная группа поддержки "реформ"? А ведь и государственные мужи тоже не выдавили из себя никаких сколь-нибудь более весомых аргументов в пользу их плана реформирования РАН. А не маловато ли оснований сегодня для такой масштабной и ЗАТРАТНОЙ операции, как реформа РАН, да еще и с неясными технологическими и политическими последствиями?  На мой взгляд,  с позиции государственного подхода, учитывающего не только сегодняшние, но и послезавтрашние задачи, стоящие перед государством, этих оснований нет совсем. А вот если очень хочется всяким ливановым и ковальчукам ПОРУКОВОДИТЬ ВСЕЙ НАУКОЙ РОССИИ - то да, на это никаких денег и сил бросить не жалко, тем более, что и деньги-то не свои, а государственные.

Еще раз повторяю свою версию: цель реформы  - ВЛАСТЬ над институтами РАН и, как следствие, над всей фундаментальной наукой России. А поскольку никаких созидательных задач "реформаторы" до сих пор на озвучили, то я заключаю, что эта власть и есть их ЕДИНСТВЕННАЯ цель. Но коль скоро это так, то ни к чему созидательному э реформы по-ливановски привести не могут в принципе, а вот к развалу и деградации фундаментальной науки в России - легко.

Dixi.
  • +0.70 / 6
  • АУ
ОТВЕТЫ (18)
 
 
  Vlad-66 ( Слушатель )
12 авг 2013 00:00:47


Все это легко объяснимо. Без привлечения всяких психологизмов типа властолюбия. Речь идет об удобстве управления.
Нынешняя власть устроена таким образом, что ей удобно иметь дело с двумя типами объектов: бизнесом или частью собственной вертикали управления. Поэтому что-то приватизируется, что-то переводится под госуправление. Все иные варианты неудобны и подозрительны.
РАН приватизировать политически невозможно. Во всяком случае, формально. Максимум, что можно сделать, если идти по по этому пути, это передать часть структур под управление "своих". Что, в общем то, и делается. Но "своих", кому можно доверять, и кто продемонстрировал свою лояльность (или чья лояльность гарантирована содержанием особой папочки) не хватает. Так что магистральным этот путь быть не может.
Единственная понятная власти альтернатива приватизации это лишение автономности и перевод под жесткий государственный контроль. С сохранением номинальной независимости, но лишением средств эту самую независимость реализовать. Потому и логика нынешней реформы - трансформация РАН в аналог госкорпорации. Бирюльки и символика остаются, реальные рычаги управления передаются чиновничеству.
  • +0.24 / 1
  • АУ
 
 
  Dobryаk ( Профессионал )
12 авг 2013 08:24:46


Главная и проблема и загадка  в России это ноль управленческого резерва, или же прокручиваемый многократно все той же мясорубкой тухлый фарш силен только в одном --- не подпускать свежие силы. При незабвенном Иосифе Виссарионовиче устранение из обоймы сопровождалось нередко усекновением главы --- последнее в наш гуманный век может и перебор, но для чего держать на плаву в советниках или повторно прокручивать в новом качестве очевидных импотентов и просто дезорганизаторов, подвергая мукам сограждан?
  • +0.63 / 6
  • АУ
 
 
 
  офисный планктон ( Специалист )
12 авг 2013 10:39:33

За мясорубку, тухлый фарш и очевидных импотентов - спасибо!
Отдельно, за дезорганизаторов.
Тукану срочно поручить запуск (сих крылатых изречений) в телемедийное пространство...
  • +0.05 / 2
  • АУ
 
 
 
 
  Dobryаk ( Профессионал )
12 авг 2013 10:57:44
Я на авторство не претендую, просто вопросы лезут как как поднимающееся тесто из-под крышки кастрюли --- но если с тестом все ясно, то с  кадрами одни загадки...
  • +0.22 / 2
  • АУ
 
 
 
  Антониони ( Слушатель )
12 авг 2013 13:26:40

Кадры решают все (Сталин)...
Полностью с этим согласен... но вопрос в том... где эти кадры брать, кто их подбирает и как их обучают...
Найти толковых людей можно... но пройти испытание огнем, водой и особенно медными трубами очень сложно....

Не многие активные люди могут принять приоритет общественных интересов перед личными... много карьеристов... и распознать это не очень просто...
особенно если человек умный... Улыбающийся
Мне внушает оптимизм что постепенно власть очищается от выродков...
Этот процесс к сожалению не протекает не очень быстро но тенденция наверно прослеживается...
По моему необходимо сменить ДАМ и его ближайшее окружение... или сменить в первую очередь окружение ДАМ (в первую очередь Дворковича)...
и тем самым нейтрализовать его деятельность...
  • +0.37 / 2
  • АУ
 
 
 
 
  _Sasha__ ( Практикант )
12 авг 2013 14:10:42


А какая деятельность ДАМ и Дворковича вас собственно не устраивает? Не риторика, не харизма, а именно дела?

Мне собственно непонятно какая деятельность ДАМа делается вопреки?
Часовые пояса и 0 промилле при всем общественном резонансе - объективно никакого вреда стране не принесли. И ВВП сознательно не встревал - потому что за одного битого, двух небитых дают.
Что еще? Ливия? Ну пример Сирии показывает, что при возможность отстаивать свои интересы и защищать чужие у России есть.
Почему ДАМ слил Ливию, а ВВП типа был против.
Да фиг его знает, может очередная "радиоигра", а может и ВВП был не прав. Он тоже человек и тоже имеет право на собственное мнение и собственные ошибки. Тем более он тогда был тотально занят разруливанием внутреннего кризиса и возможно имел недостаточно времени и информации для полного анализа Ливийской проблемы.
  • +0.37 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
  r01338 ( Слушатель )
12 авг 2013 15:25:23
Два свежих материала с сайта РАН.

Академик Жорес Алферов:

http://www.ras.ru/Ne…8957041068
Цитата
...
Сегодня, с моей точки зрения, обществу предложен совершенно дикий закон о реформе Российской академии наук, разрушающий ее.

Долгие годы Академия попросту выживала, хотя должна постоянно развиваться и быть основой развития науки. Я всегда интересовался историей науки и знаю: в Уставе Санкт-Петербургской императорской академии наук 1836 года, принятом при императоре Николае I, сказано: «Императорская академия наук есть высшее научное сословие людей», и «главные задачи академии - вести исследования, делать открытия, добиваться их практического применения». А в Первом Уставе Академии наук СССР 1927 года говорится: «Академия наук СССР есть высшая научная организация Советского Союза, она должна «вести фундаментальные исследования, делать открытия, развивать науку и просвещение в стране. Добиваться, чтобы эти открытия широко использовались в народном хозяйстве».

Я считаю, новые структуры должны создаваться под реальные задачи народного хозяйства. А этого пока нет.
...
Джордж Портер, с которым я был лично знаком, говорил: «Наука вся прикладная. Разница только в том, что отдельные ее приложения возникают быстро, а другие через сто лет. И возникнуть они могли только благодаря фундаментальным исследованиям». Еще я часто своим студентам и аспирантам люблю повторять цитату Фредерика Жолио Кюри, который на своей юбилейной лекции 5 мая 1950 года произнес: «Каждая страна должна развивать науку, внося свое в сокровищницу мировой цивилизации, если она этого не делает, она подвергается колонизации».
...
В XX веке было два абсолютно успешных инновационных проекта - это Манхэттенский проект в США и атомный проект Советского Союза. Кадровую проблему для Манхэттенского решил Адольф Гитлер. Все ведущие позиции там занимали ученые, эмигрировавшие из Европы после прихода к власти фашистов. А в СССР с такой проблемой справился Абрам Иосифович Иоффе, потому что все ведущие позиции в нашем проекте занимали его ученики, питомцы ленинградской физшколы - Курчатов, Харитон, Зельдович и другие выдающиеся советские ученые.

Вот на днях мы отмечали 70-летие Курской битвы. А я напомню, что 28 сентября 1942 года, когда немцы ворвались в Сталинград, Государственный комитет обороны принял постановление о возобновлении работ по расщеплению ядра урана. А 11 февраля 1943 года, после окончания битвы в Сталинграде, когда мы начали готовиться к Курску, принято другое постановление - о начале работ над созданием советской атомной бомбы. И была создана лаборатория № 2 Академии наук СССР - ныне это Курчатовский институт.

В 2000-м, когда я получал Нобелевскую премию по физике, британская компания «Би-Би-Си» организовала для лауреатов круглый стол. Мы сидели и отвечали на вопросы, которые задавал ведущий. И на один из них американский экономист Джеймс Хэкман ответил так: «Научно-технический прогресс 20-го века полностью определялся соревнованием СССР и США, и очень жаль, что это соревнование закончилось».
...
О моих политических взглядах, думаю, многим известно. Но я не призываю с трибуны к социалистической революции. Понимаю, это сегодня не работает. Но скажу вот что. Уже много лет у нас идет непрерывная пропаганда против социалистического метода хозяйствования, вспоминаются репрессии. Но многие люди, в том числе молодежь, не понимают, что к социализму они не имеют никакого отношения. Социализм - это общественная собственность на орудия и средства производства и социалистические принципы распределения труда - от каждого по способностям, каждому по его труду. А борьба за власть, репрессии - это чисто человеческое, которое бывает при любых системах.

Сегодня можно провести параллель с 1913 годом, когда 80% промышленных компаний имели иностранный капитал под собой. Я считаю, мы должны двигаться вперед без революций, поддерживая науку, создавая новые технологии и вытесняя иностранцев с российского рынка. Правилами ВТО запрещается поддержка промышленности и сельского хозяйства, но разрешено поддерживать науку. Мы можем делать активные вливания в научно-производственные объединения и создавать новые.
...



Академик Владимир Бетелин, директор Научно-исследовательского института системных исследований РАН, директор Института микротехнологий РНЦ «Курчатовский институт»  — один из подписантов письма академиков и членов-корреспондентов РАН с отказом вступать в новую академию, если она будет создана.

http://www.ras.ru/Ne…245f65cf27
Цитата
...
— Попытка ликвидации РАН — это отражение кризиса того экономического курса, который проводится в стране. Я не думаю, что за этим стоят «братки», которые хотят поделить академическую собственность. Речь о другом. Последний год, даже больше, речь постоянно идет о том, что государство собирается продавать свои пакеты акций в крупных корпорациях. «У РАН большие активы, давайте их продадим и наполним бюджет». Так я вижу основной резон правительства.
...
Чем была Академия наук в Советском Союзе? Это был инструмент обеспечения технологической конкурентоспособности страны, инструмент государственный. Перед нами ставили задачи, и государство обеспечивало нас условиями для их выполнения. И мы чувствовали себя на государственной службе. Так были воспитаны и такими остались.

Возникала система взаимообязательств и взаимоответственности. И если работе сопутствовал успех, то это был и наш успех, и успех государства, то есть мы все были в этом смысле союзниками.

Но, конечно, государство ставило задачи не без нашего участия, оно слушало нас, это был обмен мнениями между государственными органами и академией. Были дискуссии, были оппоненты, но государство слышало академию и считало ее достойной того, чтобы ее слушать. Потому что относилось к ней как к источнику знаний.

И до сих пор в Академии наук существует это чувство сопричастности государственным задачам и государственным успехам. Но приходится признать, что за последние двадцать лет связь между государством и наукой была в значительной мере разрушена, а теперь академию пытаются назначить виновной за это.
...
В 1991-м государство в лице правительства Гайдара сказало нам, ученым: «Все, ребята, у нас нет никаких взаимных обязательств, идите на рынок и там конкурируйте». Причем это было сказано и отдельным личностям, и институтам, и лабораториям, то есть на самом деле нас всех отпустили на вольные хлеба.

Была принципиально изменена формула взаимоотношений человека и государства, в частности критерии личного успеха. С одной стороны, под личным успехом человека стала пониматься его конкурентоспособность даже не на внутреннем, а на мировом рынке труда. Причем во главу угла любой деятельности, в том числе научной, была поставлена сиюминутная прибыль, и только прибыль. Успех определялся тем, сколько ты заработал, ты лично, причем не важно, каким способом. Не страна, а именно ты — человек, институт, предприятие.

При этом гражданин фактически освобождался от ответственности перед государством, а государство — от каких-либо социальных обязательств перед ним. Этот человек, конкурируя на мировом рынке труда, в том числе с соотечественниками, должен был самостоятельно решать проблемы своей занятости, своих доходов и социального обеспечения. А поскольку государство с катастрофической быстротой теряло свою конкурентоспособность на рынке труда, особенно для наиболее образованных своих граждан, то фактически были созданы условия, способствующие выталкиванию этих людей на мировой рынок труда. Свидетельство тому — сотни тысяч ученых и инженеров, уехавших за рубеж за последние двадцать лет. Но проблема не только в этом. Проблема в том, что личный успех человека перестал быть успехом государства. И наоборот. Я теперь сам. У государства нет передо мной обязательств, а значит, и у меня теперь нет обязательств перед государством.

И это действительно проблема. На ее осознание меня натолкнули разговоры с молодыми учеными. Естественно, они думают о личном успехе, но не связывают его со своим государством, с Россией. Когда я говорю о России, о государстве, они меня не понимают. Для них наука интернациональна, она везде, она не имеет границ. И не важно, где ты достиг успеха. Они не имеют обязательств ни перед российским обществом, ни перед государством. Они полностью этим пропитаны. Получается, что мы говорим на совершенно разных языках, не понимаем друг друга. Мы как будто перпендикулярны. И когда они мне говорят про глобализацию, я спрашиваю: хорошо, а страна-то как? Получается, что страны уже нет? Тогда где мы живем? Ответа я не получаю…

— Вы сказали, что Россия стала катастрофически терять конкурентоспособность…

— А это стало результатом фактического отказа от разработки собственных технологий, поскольку-де надо использовать зарубежные, которые эффективнее, лучше. В течение многих лет авторы реформ убеждали нас, что встраивание России в глобальную мировую экономику обеспечит ей неограниченный доступ к самым современным продуктам и технологиям. На этой основе реформировались и наука, и образование, и промышленность России. В итоге в ключевых для нашей экономики и обороноспособности областях — доминирование технологий отверточной сборки и зависимость от США. Вот, собственно, три кита, лежащих в основе той разрушительной политики, в результате которой Россия стала неконкурентоспособной: разрыв между гражданином и государством, ориентация на сиюминутную прибыль и отказ от собственных технологий.

— А вы можете привести примеры катастрофической потери Россией конкурентоспособности?

— В частности, мы потеряли электронное машиностроение и, тем самым, возможность самостоятельного строительства фабрик по производству чипов, что ставит Россию в полную зависимость от Соединенных Штатов при производстве современной электронной техники. Например, суперкомпьютеров, применение которых обеспечивает возможность реализации совершенно новых подходов к проектированию в самых разных отраслях машиностроения: энергомашиностроении, атомном машиностроении, авиа- и автостроении и других.

Федеральные программы США, военные и гражданские, предусматривают ввод в эксплуатацию экзафлопных компьютеров в 2018–2020 годах. И еще через четыре-шесть лет можно будет в деталях смоделировать виртуальный полет самолета. То есть вы всё проектируете на компьютере, «летаете» на компьютере, потом делаете образец и подтверждаете на испытаниях то, что уже смоделировали. Для моделирования атомных реакторов требуется тот же самый экзафлопс.

— Как это скажется на конкурентной борьбе на мировых рынках?

— Можно быть уверенным, что, как только такое моделирование станет технически и экономически возможным, основные потребители самолетов включат в условия их поставки предъявление результатов моделирования. И все те, кто не имеет такой модели, будут выдавлены с рынка самолетов. То же верно и для рынка атомных реакторов и других рынков технически сложных изделий.

Но если комплектующие для суперкомпьютеров терафлопного класса еще можно, при всех ограничениях, приобрести на свободном рынке, то элементы для экзафлопных машин в обозримом будущем на свободном рынке приобрести будет уже невозможно.

— И что же нам делать?

— Начать с того, что восстановить электронное машиностроение. Для него уже есть задачи. Есть три ключевые машины, необходимые для организации производства чипов. Это имплантер, машина травления и фотолитограф. Они определяют уровень технологии. И в Академии наук — акцентирую на этом внимание: именно в Академии наук — есть научные заделы по всем трем машинам. Весь вопрос в том, что эта задача в условиях развала РАН и в рамках существующей экономической модели нереализуема.

— А почему?

— Как я уже сказал, в нынешней экономической модели единственный критерий успеха — сиюминутная прибыль. Когда, например, обсуждают вопрос о конкурентоспособности нашей экономики, на самом деле имеют в виду только финансовую конкурентоспособность. В основе которой лежит принцип «максимальная прибыль за минимальное время». Фактически это означает, что реальный сектор экономики России должен работать с эффективностью финансовых институтов, шоу-бизнеса, потребительского сектора. А чтобы быть конкурентоспособным на поле технологических машин, надо вложить огромные деньги на длительный срок. И только потом что-то получить. При этом, конечно, конкурировать с мировыми лидерами, теми же Соединенными Штатами, при неочевидном результате.

Поэтому в рамках финансового подхода такое оборудование производить не надо. Надо его покупать. И не то, которое требуется, а то, которое продадут.

Объясняя свою позицию, я обычно привожу в пример Японию. Как известно, Япония делает собственные суперкомпьютеры на основе собственных микропроцессоров. Но на рынке их нет. Она делает это не для того, чтобы на этом зарабатывать. Для Японии это демонстрация ее технологических возможностей, ее технологического паритета с мировыми лидерами. Она показывает, что является равноправным технологическим партнером в диалоге с США в этой чувствительной области. И наша задача такая же.

— Но без финансовой конкурентоспособности тоже не обойтись.

— Конечно. Но она, по сути, вторична. Она — следствие технологической конкурентоспособности. Финансовая конкурентоспособность компаний — лидеров мирового рынка основывается на их технологической конкурентоспособности, обеспечивающей производство продуктов с высокой добавленной стоимостью. В числе мировых лидеров на рынке информационных технологий шесть компаний, из них четыре из США. Это Apple (годовая выручка 156 миллиардов долларов, 76 тысяч рабочих мест), AT&T (126 миллиардов и 256 тысяч), Hewlett-Packard (120 миллиардов), IBM (106 миллиардов). Остальные две — южнокорейская Samsung (143 миллиарда, 221 тысяча человек) и японская Nippon Telegraph and Telephone (126 миллиардов, 205 тысяч человек).

Основа их финансового успеха — микроэлектронные технологии массового производства полупроводниковых изделий с высокой добавленной стоимостью. Кремниевая подложка, например, стоит 300–400 долларов. А то, что на ней получается в результате производства, стоит уже 300–400 тысяч долларов. Но чтобы получить такой финансовый результат, на каждый миллиард выручки в год каждая из этих компаний должна затратить не менее 200 миллионов на разработку новых технологических машин и технологических процессов и не менее 200 миллионов на модернизацию производства на основе этих новых машин и процессов.

Например, в разработку перспективного фотолитографа на основе экстремального ультрафиолета уже вложено около 17 миллиардов долларов. Вот во что обходится создание действительно прорывных технологий, причем только в одном звене технологического процесса изготовления полупроводникового изделия с высокой добавленной стоимостью. То есть без технологической конкурентоспособности нет и финансовой. Только, конечно, не сиюминутной, о которой у нас в основном и беспокоятся.

— Но, казалось бы, проблема конкурентоспособности постоянно обсуждается…

— Действительно, еще в 2005 году Высшая школа экономики, которая была и является до сих пор одним из ведущих идеологов проводимой экономической политики, вместе с Мировым банком провела исследование конкурентоспособности инвестиционного климата в России. То есть фактически были подведены итоги реформ в период 1992–2005 годов. Исследование констатировало неразвитость конкуренции, несовременное оборудование, непривлекательность продукции. Я называю этот вывод «три “не”». По логике вещей, с учетом того, что было положено в основу реформ, ничего другого ждать было нельзя. Казалось бы, главные идеологи реформ тем самым признают свое поражение. Надо было или менять курс, или просто уйти.

Хотя даже у творцов этого курса, видимо, возникло понимание, что какую-то промышленную и научную политику надо строить. И в 2006 году Минобрнауки утвердило стратегию развития науки и инноваций до 2015 года. Цель стратегии — формирование сбалансированного сектора исследований и разработки эффективной инновационной системы. И так далее, и так далее, и так далее. Короче говоря, к 2015 году все уже должно быть. Но тогда нужна именно та наука, которая двигает промышленность. А фактически был продолжен курс на заимствование технологий. И как тогда можно говорить об инновациях, основываясь на том, что вы берете не свои технологии, а чужие? Это означает одно: продукта с высокой добавленной стоимостью вы не сделаете, потому что вложения как раз идут там, где разрабатывают технологии.

Правда, добавилось одно нововведение: преувеличенное внимание к малому бизнесу как основе инновационного развития, а в науке опора на лаборатории и группы. А институты — это только то, что обеспечивает инфраструктуру работы лаборатории, — так они видят организацию науки. Но решение глобальных задач требует работы больших коллективов ученых. Поэтому те, кто говорит, что главное в науке — опора на лаборатории и группы, должен ответить на вопрос, как такие задачи может решить одна лаборатория и одна группа. Их все равно надо объединить вокруг задачи. Значит, тогда, хочешь не хочешь, появляются какие-то институции. Попросту институты. То есть логично всё появляется.

В рамках правительственной стратегии был создан целый набор институтов развития: технопарки, фонды, «Роснано», «Сколково», но тем не менее приходится констатировать, что инновационная политика не достигла заявленных целей.

И понятно почему. Потому что создание конкурентоспособных продуктов связано с весьма высокими рисками долгосрочного вложения больших объемов денежных средств, на которые наши институты развития не рассчитаны. А развивая малый бизнес, вкладывая в него бюджетные деньги, деньги российских налогоплательщиков, мы создаем компании, которые потом перекупаются или вообще становятся частью крупных зарубежных корпораций. На основе такой политики создать российский аналог Samsung невозможно, так же как аналог IBM, Intel и так далее.

Я был как-то в одном весьма крупном вузе как раз после того, как они получили большие деньги и приобрели уникальное зарубежное оборудование. Сопровождающий объяснил, что на этом оборудовании уже работает российский аспирант по гранту Евросоюза. Купленное и эксплуатируемое за деньги наших налогоплательщиков весьма дорогостоящее оборудование работает на Евросоюз. То есть в системе образования складывается та же ситуация, что и с малыми предприятиями, которые создаются и поддерживаются за деньги институтов развития, кстати, во многом при тех же вузах.

Теперь я задам вопрос. Чем определяется уровень безопасности страны в условиях рыночной экономики? Во всех смыслах — экономическом, военном, политическом?

— И ваш ответ…

— В современном мире ответ прост: безопасность страны тем выше, чем большую долю основных мировых рынков она контролирует посредством национальных компаний. Приток в национальную экономику финансов от реализации на этих рынках произведенной в стране продукции с высокой добавленной стоимостью, собственно, и гарантирует высокий уровень занятости и доходов населения. Контроль над высокотехнологическими сегментами мирового рынка гарантирует безопасность страны и обеспечивает ее влияние в мире, потому что другие страны попадают от нее в зависимость. Что наглядно и демонстрирует ситуация с «Т-платформами»*.

Девятьсот крупных компаний США являются становым хребтом экономики этой страны. Это 30 миллионов работающих, где-то 25 процентов всех работающих в стране. Это более высокий доход работников, чем в среднем по США, это более высокая производительность труда. Но именно эти компании обеспечивают приток с мировых рынков многих сотен миллиардов долларов и дальше, посредством своих заказов, распределяют их между остальными участниками рынка. Государство и эти компании связаны взаимными обязательствами.

Государство поддерживает эти компании, их успех — это успех государства. Компании, в свою очередь, обеспечивают гарантированное удержание мировых рынков и на этой основе — высокий уровень доходов и занятости населения. Это три взаимоувязанных показателя. Задача компаний — удержать рынки. А задача государства — помогать им. Эти 900 крупных компаний и есть основа экономической, военной и политической безопасности США. Кроме того, создавая конкурентную среду для пяти миллионов малых и средних компаний и 20 миллионов индивидуальных предпринимателей, они обеспечивают и социальную безопасность. И конкуренция идет именно в этой среде, внутри этих пяти и 20 миллионов, причем во многом за интерес со стороны крупных компаний. А внутри любой корпорации никакой конкуренции нет. Там социализм, который нам и не снился. Четкий план, строгие правила. Есть стратегия удержания и расширения компанией ее доли мирового рынка, и компании жестко ей следуют.

А в России в условиях реализуемой экономической модели и малые предприятия, и крупные компании нацелены исключительно на получение сиюминутной прибыли, а не на долгосрочное развитие. Именно поэтому не востребованы в России результаты малых наукоемких предприятий, а промышленные компании закупают зарубежные технологии и оборудование. Именно поэтому наши малые инновационные предприятия, которые мы создаем на государственные деньги с помощью институтов развития, просто дополняют окружение зарубежных гигантов. Чтобы разорвать этот порочный круг, необходимо отказаться от принципа «максимальная прибыль за минимальное время» как основы деятельности компаний реального сектора экономики. Этот принцип просто убивает реальный сектор. Необходимо обусловить получение прибыли созданием конкурентоспособного продукта, то есть поставить во главу угла принцип технологической — а не финансовой! — конкурентоспособности.

— А что же должно быть главной целью таких компаний, если не прибыль?

— Главная цель любой крупной компании — увеличение своей доли мирового рынка, потому что иначе не сохранишь прибыль и тем более ее не преумножишь. Прибыль — это премия компании за создание и реализацию конкурентоспособного рыночного продукта на основе конкурентоспособных технологий его разработки, производства и сопровождения.

Удержание и расширение рынков сбыта требует создания этими компаниями конкурентоспособных продуктов с высокой добавленной стоимостью на основе конкурентоспособных технологий и оборудования. Разработка таких продуктов, технологий и оборудования требует создания адекватной этим задачам системы фундаментальных и прикладных исследований, а также системы подготовки кадров. Объективным критерием успеха этих систем в конечном счете должно быть достижение главной цели — удержание и расширение рынков сбыта.

Эта цель должна быть поставлена государством, прежде всего перед крупнейшими нефтегазовыми, энергетическими и высокотехнологическими компаниями России, а также перед отечественной наукой и образованием.

Государству надо только связать эти компании взаимными обязательствами: государство поддерживает компании экономически и политически, а они, в свою очередь, обеспечивают гарантированное удержание сегментов мирового рынка и на этой основе — высокий уровень доходов и занятости населения. То есть в конечном счете обеспечивают экономическую, военную и политическую безопасность России. И тогда они не будут замыкаться на своих собственных нуждах и на прибыли, а станут моторами технологического развития всей российской экономики. Но для этого необходимо создать условия для превращения наиболее крупных компаний в локомотивы российской экономики.

Но, конечно, и гражданин должен знать и чувствовать: если он работает и выполняет те задачи, которые перед ним ставит государство, если он приносит ему успех, то государство берет на себя обязательства и поддерживает его.

В США в период Великой депрессии Рузвельт добился появления у государства и бизнеса взаимных обязательств и взаимной ответственности. Три вещи, о которых я уже говорил: если государство поддерживает твою компанию, то взамен ты должен обеспечить рабочие места, уровень заработной платы и экономическое развитие. И с тех времен в Соединенных Штатах эти взаимные обязательства неукоснительно выполняются. В крупных корпорациях успех человека — это успех корпорации, в основе которого взаимные обязательства и ответственность. Без этого никак нельзя. Человек не может без этого. Не помню, где я читал такой вот диалог: на мысе Канаверал уборщика, который подметал дорожки, спросили: «А что вы здесь делаете?» Он ответил: «Я запускаю космические корабли». И это не шутка, он действительно ощущал себя частью этой системы.

*После того как компания «Т-Платформы» выиграла в Европе и США несколько тендеров на разработку и поставку суперкомпьютеров, правительство США включило ее в «Список организаций и лиц, действующих вопреки национальной безопасности и внешнеполитическим интересам США». Накладываемые ограничения закрывают возможности не только для приобретения электронных компонентов в Штатах, но и для заказа чипов, самостоятельно разработанных специалистами «Т-Платформ», на любой фабрике мира. Для «Т-Платформ» это означает фактический «запрет на профессию». (См. «Русскому хайтеку указали на место» в «Эксперте» №13 за 2013 г. — «Эксперт».)

  • +0.57 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  kotnsk ( Слушатель )
13 авг 2013 07:15:53


ППКС! В моей «сфере» (пищевке) именно так и происходит! Но! Что интересно  делать «малому инновационному предприятию из  реального сектора» в этом случае?  отказаться от государственных субсидий?   Или свою маленькую «сиюминутную прибыль» пытаться вложить в масштабные проекты по долгосрочному развитию?
Замечу, также, что  закупая буржуйские технологии и оборудование, мы мало того что по сути  финансируем их разработки и получаем зависимость по сервису, так еще и подстраиваем под эти закупки  свою кадровую и законодательную базу. Вот только с учетом того  кому сейчас принадлежит значительная часть реального сектора, что-то менять  нужно было лет цать назад,  на сегодня наверное уже поздно.  
И даже при создании реально конкурентного продукта (не монопольного) не факт что его купят.  
По своему опыту скажу, что получить на товаре заветный штампик ЕС всегда  было довольно легко, но это не означает, что ваш товар кому-то в Европе сразу станет нужен и начнет автоматически продаваться, буть он хоть трижды конкурентноспособным. Более того существует куча местных механизмов, формально ограничивающих покупку вашей продукции. Начиная от обязательных надписей на языке местных аборигенов и заканчивая добровольно-принудительной сертификацией в обществе любителей чего-то там.
Если  кто-нибудь типа Онищенко например для буржуйской «инновационной» пищевки начнет создавать такие механизмы и у нас, я поддержу его обеими руками. И всеми силами буду ему в этом помогать, и если «партия скажет надо» возьму грех на душу и буду наукообразно вещать о том, как типа «экологически чистая продукция  деактивирует иммунную систему».
Подчерку еще раз нерешаемый вопрос в том, что в РФ  буржуйские технологии и как бы уже закрепилась на рынке так, что по-простому их оттуда уже не вымести и в любом случае это будет уже политическое решение.
Не знаю, поживем - увидим....
  • +0.11 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
  Антониони ( Слушатель )
12 авг 2013 15:50:45

Именно дела мне и не нравятся...
Борьба с коррупцией велась по моему только на словах...
Реорганизация МВД по моему очевидная профанация...
Лампочка якобы сберегающая - как мне кажется очевидное словоблудие...
Про Ливию все знают...
По моему ДАМ - это Горби-2

Повторять про Дворковича мне скучно... неоднократно писал про его художества...
  • +0.44 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  _Sasha__ ( Практикант )
13 авг 2013 01:28:19

Типа массовые чистки и посадки последних лет мимо вас прошли?
Забавно, что ДАМа обвиняют в недостаточных усилиях по борьбе с коррупцией, в то время когда, он был Президентом, отвечающим в первую очередь за внешнюю политику, хотя логичнее было предъявлять претензии Путину, хотя ВВП боролся тогда в первую очередь с кризисом и его последствиями,а не с коррупцией. А сейчас когда ДАМ стал премьером, ответственным за внутренние дела страны, игнорируют начавшиеся чистки и посадки.


Ну для вас может и профанация, а так же для многих сотрудников МВД (правда их мнение о реформе, так же как в свое время и мнение военных о реформе Сердюкова в значительной степени субъективно). Но начавшиеся чистки, в том числе и рядах МВД - говорят о том, что определенные плоды реформа таки принесла.


Ну не знаю может и словоблудие, но у нас в городе еще 3 года назад в рамках этого проекта массово заменили все подъездное освещение на энергосберегающие лампочки с датчиками движения - и исчезла проблема темных подъездов. Кроме того, в силу отсутствия в нашем доме левых подключений - ОДН в квитанциях составляют сущие копейки - 20-30 рублей.
За последние 2 года полностью заменили уличное освещение и проложили внтуриквартальные линии освещения - исчезла проблема темных улиц.



А что все знают то?
Все знают, только то, что Ливию слили, а Сирию нет.
Никакого единого мнения о том, нужно ли было вписываться за Ливию, и была ли реальная возможность ее удержать, в условиях богатовекторного Муамара и без однозначной поддержки Китая - вопрос мягко говоря неоднозначный.


Не вижу связи вообще.


Конечно мантры об отмене стипендий и повышении пенсионного возраста уже мягко говоря приелись.
  • +0.43 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Антониони ( Слушатель )
13 авг 2013 05:44:13

По моему основные посадки начались когда вернулся ВВП...

Парадокс наверно в том что мне приходится дискутировать как бы с собой но гораздо моложе... Улыбающийся
Ваши слова аналогичны моим но 25 лет назад... когда жизненный опыт не позволил мне правильно оценить происходящие события...
Иногда простые истины вырванные из контекста реальной жизни оказываются заблуждением....
Например все знают что чем выше скорость авто тем быстрее он доедет до цели...
Но в реале иногда не учитываются крутые повороты... ухабы и ямы... и наличие на дороге множества менее скоростных авто которые могут образовать пробку...

Горби говорил правильные речи... ускорение... гласность... новое мЫшление... а вот РЕАЛИЗАЦИЯ оказалась таковой что Россия не усилилась а резко ослабла... и была разграблена...
ДАМ тоже говорит правильные речи... но если бы он остался на второй срок то по моему это не пошло бы на пользу России...
Это мое личное мнение... в котором уверен.
  • +0.99 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Специалист )
12 авг 2013 20:20:36

Это как не принесли? Когда по ТВ заявляют что до трети пострадавших от закона были невиновны, и хоть цифры у разных источников разнятся но через чур большие и тянут на дискредитацию власти. Особенно с учетом упрямого "плевать" на любую критику.
Про часовые пояса у коров не спросишь, но селяне матюкаются сильно, да и многие горожане не отстают, при том не из оппозиции, а просто работающие..
Проводить реформу МВД без реформы, а только игрой в переименование, ещё большая чем промилле дискредитация.
Отмена военной приемки ударило по всей системе контроля качества изделий, а соответственно повлияло на обороноспособность страны, а это уже другая статья, и перефразируя
срыв работ ведущий к срыву выпуска стратегического изделия, уже не экономическое преступление, а преступление соизмеримое с изменой Родине.
(с)по вице-премьеру. Д.Р.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
  Magic Spirit ( Специалист )
13 авг 2013 09:28:33


Из всего "взвешено принятого"... лампочки 100Вт пока остались и обратно полицаев в ментов не переименовали.
  • +0.29 / 3
  • АУ
 
 
 
  Vlad-66 ( Слушатель )
12 авг 2013 16:11:45


Можно было бы поговорить, насколько усекновение глав увеличивает кадровый резерв, но, по моему скромному разумению, управленческие способности конкретных правительственных персонажей к делу относятся мало. Когда-то о Ливанове (в до-министерские времена) я слышал хорошие отзывы. Неважно, хорош он или плох, насколько искренне верит в то, что делает. Точнее, что делается от его имени. Не Сердюков автор военной реформы, как когда-то Зурабов не сам выдумал монетизацию льгот. Ливанов лишь тот, кто озвучивает реформу, и кому поручено претворять ее в жизнь. У всех преобразований последнего времени единая логика. Мало кто вспоминает реформы Козака, лишивших судебную систему независимости. Итог - судьи формально независимы, судейские зарплаты могут достигать вполне завидного уровня, по факту судейский корпус жестко встроен в управленческую вертикаль.
Уж очень похоже.
  • +0.50 / 3
  • АУ
 
 
 
 
  офисный планктон ( Специалист )
12 авг 2013 16:18:19

Опять загадками говорим?
Кто формулирует то, что делается "от имени" Ливанова?
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
  Dobryаk ( Профессионал )
13 авг 2013 06:32:41
По историческим причинам кафедра теоретической физики МИСИС достаточно тесно связана с нашим институтом, Андрей Варламов, прямой прямой учитель и соавтор докторских работ Ливанова, в свою очередь вырос при нашем институте, и соавтор недавней книги по сверхпроводимости с нашим (покойным) сотрудником-академиком, и у нас работают "перебежчики" из МИСИС. Поэтому слова "хорошие отзывы" не взять в кавычки не могу: Вы бы поинтересовались у выкинутой Ливановым из МИСИС профессуры пенсионного возраста и кто их заменил, и как это "улучшило" уровень базового преподавания на младших курсах. И никто же не обратил внимания, что всего месяц какой-то, как прокуратура закрыло дело с Ливановым в главной роли (или вывело его из дела) --- пройдя 30 м вверх по Ленинскому проспекту от Октябрьской площади невозможно не увидеть по правую руку шедевр архитектуры, который был главным фигурантом в закрытом деле. Когда Ливанов стал министром, на страницах форума ГА развернулась дискуссия с выпадами против Ливанова, и я его почти защищал, объясняя, что в совместных с Варламовым публикациях состав докторской диссертации таки имелся. И одновременно пояснял, что непременно будет развязан крестовый поход против РАН --- вот только его форма угадана не была. Я также советовал прочитать дамские романы Анны Бялко, в одном из которых Ливанов в главных героях --- она была максимально милостива к своему первому мужу...

Впрочем, семьянин и "государственный деятель" это две большие разницы...
  • +0.49 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
  Vlad-66 ( Слушатель )
13 авг 2013 10:00:55


Я о том, что хороший человек не профессия. И еще о том, что взгляды Ливанова на ситуацию в РАН сформировались до его назначение на министерский пост. Но самое главное, о том, что на пост министра подбирался человек под конкретную задачу.
Я всего лишь желаю быть последовательным. Очень многие преобразования последних десяти лет вызывают у меня неприятие. Их общий вектор - последовательное вытеснение независимых институтов. Либо их коммерциализация, либо встраивание в вертикаль. Сейчас дело дошло до РАН, но до этого что-то подобное было проделано неоднократно. Просто пришел черед заняться институтом, распоряжающимся заметными ресурсами, обладающим авторитетом и сохранившим серьезные элементы самоуправления.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  офисный планктон ( Специалист )
12 авг 2013 10:32:05

Хорошая мысль. Мне нравится... В продолжение пятничной версии Arbaleth.
  • +0.00 / 0
  • АУ