Большой передел мира
261,182,622 515,243
 

  Shadow. ( Практикант )
18 авг 2013 09:50:06

Тред №605561

новая дискуссия Дискуссия  62

Камрад здесь поднял вопрос о курдах. Я ему ответил в двух словах. Теперь попробую ответить более подробно Улыбающийся

Цитата: walt от 18.08.2013 00:24:25
Я не понял про Курдов - какой им резон самим себя кормить? что есть такого ценного на территории Курдистана, для чего стоит сначала кроваво бороться, а потом очень много работать? нефть? газ?

Считается, что нефтяные запасы Иракского Курдистана - шестые в мире по величине и насчитывают 45 млрд баррелей. Курдистанская нефть составляет 60 % добываемой в Ираке. Центром всей иракской нефтедобычи является город Киркук.

Запасы природного газа Курдистана могут изменить правила игры в регионе

Доказанные запасы газа КРИ оцениваются в 2,8-5,7 трлн м3, почти вчетверо превышая запасы Азербайджана. В ближайшем будущем для проектов Южного энергетического коридора резервы природного газа Курдского района Ирака могут стать фактором, который, в долгосрочной перспективе, изменит правила игры.



Если какой-либо компании удастся занять доминирующее положение в нефтяном бизнесе Курдского района Ирака (КРИ), то в долгосрочной перспективе она сможет получить доступ и к нефти, как случилось в Каспийском регионе в 1990-х годах, когда нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан подготовил почву для Южно-Каспийского и Транс-Анатолийского газопроводов

Ссылка

Цитата: walt от 18.08.2013 00:38:32
игры ЦРУ не могут быть основаны на фейковых ценностях - все работают за бабки
а что, есть что-то еще ценное кроме нефти, которая на территории Ирака

Видите ли, хотя центральное правительство Ирака и не признает Иракский Курдистан, но де факто - это уже независимое государство, со своим правительством, армией и прочими атрибутами гос. власти. Когда его признают де юре - это зависит от интересов СШП. Курдский вопрос еще позволяет СШП шантажировать, те государства на территории которых живут курды: Ирак, Иран, Турцию, Сирию. И вообще курдская проблема - это очень сложный геополитический вопрос, который в паре абзацев сложно описать.

Третья сила
Курды начинают оказывать серьезное влияние на расстановку сил на Ближнем Востоке



В последнее время «курдский фактор» начинает играть все более значимую роль в ближневосточном регионе и может привести к его серьезной геополитической трансформации. Причина тому – политические процессы, происходящие в Сирии, Турции и Ираке, на территории которых проживают курдские меньшинства. Пожалуй, сегодня лишь в Иране курды все еще находятся под жестким контролем государства, однако и они могут получить возможность заявить о своих правах в случае начала политических потрясений в этой стране.

По весьма приблизительным данным, общая численность курдов составляет 35-45 млн. человек. Столь существенный разброс в цифрах объясняется тем, что официальной переписи курдского населения никогда не проводилось. Не имея собственного государства, курды компактно проживают на севере Ирака, в северо-восточной части Сирии, юго-восточной части Турции и на западе Ирана. Крупные курдские диаспоры есть также в Европе и некоторых странах СНГ. Возможность создать собственное государство у курдов появилась после Первой мировой войны, когда Османская империя прекратила свое существование, а на ее территории возникли новые государства. В соответствии с Севрским договором, подписанным в августе 1920 г., Курдская Республика могла быть создана в юго-восточном районе Турции, подмандатном Франции и Великобритании. Однако этот договор де-факто так и не вступил в силу, и уже в 1923 г., согласно Лозаннскому договору, часть курдских территорий отошла к Турции, а другая часть оказалась под мандатом Великобритании и Франции. Позднее эти территории оказались в составе Ирака и Сирии.

Борьбу за свои права и свободы курды ведут с середины XIX века. Иногда им удавалось победить, но победы оказывались временными. Так случилось, например, в 1946 г., когда при поддержке СССР на территории Иранского Курдистана была провозглашена Мехабадская республика, просуществовавшая почти год. После этого многочисленные курдские восстания, как правило, заканчивались поражением и часто приводили к расколу внутри курдского движения. Советский Союз в течение длительного времени оказывал неофициальную поддержку курдским партиям и их лидерам. Именно поэтому курды традиционно рассматривались Западом как союзники Москвы на Ближнем Востоке. Ситуация изменилась в 2003 г., когда курды оказали поддержку США при оккупации Ирака. Взамен американцы позволили им создать на территории Ирака курдскую автономию с самыми широкими правами.


Абдулла Оджалан, основатель Рабочей партии Курдистана

Волна «арабских революций», прокатившихся по ближневосточному региону, вновь актуализировала курдский вопрос. Особенно отчетливо это проявилось в связи с событиями в Сирии. Пожалуй, именно в этой стране курды находились в особенно бесправном положении, подвергаясь дискриминации по национальному признаку и преследованиям со стороны силовых структур. Правящий режим страны не признавал курдов гражданами страны, определяя их как беженцев из Турции. Соответственно, они не имели паспортов и были лишены всех гражданских прав. Однако сразу после начала политических потрясений в Сирии власти страны, стремясь предотвратить переход курдов на сторону оппозиции, предприняли ряд шагов по удовлетворению их политических требований. Так, они предоставили гражданство нескольким сотням тысяч курдов, а также выпустили из тюрем несколько сотен курдских политзаключенных, часть которых является боевиками РПК. Правящий режим пообещал предоставить курдскому меньшинству ряд социальных и культурных прав, однако из-за идущей в стране гражданской войны выполнить эти обещания пока проблематично.

Как следствие, курды в равной степени дистанцировались как от поддержки режима Башара Асада, так и оппозиции. В условиях военного противостояния между сирийскими властями и оппозицией им удалось установить контроль над рядом районов на северо-востоке Сирии, включая крупные населенные пункты, которые, в свою очередь, покинули сирийские военные. Это позволило правящему режиму не распылять силы и сосредоточиться на борьбе с вооруженной оппозицией и боевиками. Кроме того, курдским лидерам удалось преодолеть имеющиеся между ними противоречия и выработать единую программу действий. Политические партии и движения сирийских курдов объединились в Высший курдский совет, который представляет курдов на национальном и международном уровнях. Основными требованиями, выдвигаемыми советом, является получение равных с арабами политических, социальных и культурных прав, прекращение дискриминации по национальному признаку, а также возможность образования курдской автономии с широкими полномочиями по типу автономии Иракского Курдистана.

Пока не совсем ясно, каким образом могут быть определены границы этой автономии, учитывая неравномерное расселение курдов по территории страны, в том числе в северо-восточной части. Тем не менее в настоящее время курды активно создают свои административные структуры на подконтрольных им территориях, которые со временем могут превратиться в правительственные органы автономного региона. Для защиты занятых территорий от вооруженного вмешательства отрядов Сирийской свободной армии (ССА) и боевиков исламистских радикальных группировок курды создают отряды самообороны, действующие под руководством Партии демократического союза (в курдской аббревиатуре – PYD), тесно связанной с Рабочей партией Курдистана (РПК). В приграничных районах, взятых курдами под контроль, эти отряды берут под охрану турецко-сирийскую границу, тем самым перекрывая проникновение вооруженных наемников и каналы поставок оружия для сирийской оппозиции из Турции. Так, например, происходит в районе населенного пункта Рас-эль-Айн, находящегося в пяти километрах от турецкой границы, а также в занятом курдскими отрядами стратегически важном районе Эль-Камышлы.

Действия курдских отрядов самообороны привели к началу вооруженных столкновений между ними и силами ССА. Стремясь выбыть курдов из населенного пункта Рас-эль-Айн и разблокировать границу с Турцией, боевики в начале 2013 г. совершили несколько вооруженных нападений на этот район. Кроме того, через Рас-эль-Айн проходит дорога в направлении богатой нефтью провинции Эль-Хасаки, контроль над которой курды хотят получить после падения режима Башара Асада, что также не устраивает оппозицию.


Совместная тренировка бойцов пешмерга и военнослужащих ВС США.

По всей видимости, столкновения между курдами и сирийской оппозицией в будущем будут только усиливаться, так как оппозиционные силы, претендующие на получение властных полномочий в стране, вряд ли легко смирятся с потерей контроля над частью сирийской территории. Предвидя это, сирийские курды приступили к созданию собственных вооруженных сил. Помощь в их организации обещает оказать руководство автономного Иракского Курдистана, используя для этого опыт и силы пешмерга. Такая помощь будет весьма полезной для курдских ополченцев в Сирии, учитывая, что формирования пешмерга представляют собой регулярные армейские подразделения Иракского Курдистана численностью от 140 до 200 тыс. человек, на вооружении которых имеется тяжелая техника, включая танки Т-54, Т-55 и Т-62, БТР и БМП, ПЗРК и артиллерийские орудия. Многие бойцы и офицеры пешмерга прошли боевую подготовку в американских боевых частях, принимали участие в совместных операциях. По словам одного из курдских лидеров, согласие предоставить военную и финансовую помощь в создании независимой курдской армии в Сирии якобы выразили власти США и Евросоюза, рассчитывающие, что ее создание станет препятствием для распространения радикального исламизма в Сирии. Личный состав курдской армии предполагается формировать как из курдов, так и из арабов (мусульман и христиан), проживающих в Сирийском Курдистане.

В отношениях центрального правительства с Иракским Курдистаном особенно острой является проблема спорных территорий и вопрос о принятии закона об освоении нефтегазовых месторождений. Иракские курды требуют выполнения положений статьи 140 Конституции Ирака, которая предусматривает возвращение насильственно перемещенных Саддамом Хусейном лиц курдской и арабской национальности к местам их прежнего проживания с последующим проведением референдума о будущей административной принадлежности этих районов.

Особое значение в решении этой проблемы имеет вопрос об административном статусе богатого запасами углеводородов района города Киркук, месторождения которого содержат более 10 млрд. баррелей нефти. Весьма сомнительно, что центральные власти Ирака добровольно согласятся передать этот район, где сконцентрировано порядка 14% всех разведанных нефтяных запасов страны, под патронаж курдов. В свою очередь, для иракских курдов включение Киркука в состав КАР является задачей первостепенной политической важности. Президент Ирака, курд по национальности Джаляль Талабани однажды даже назвал Киркук «курдистанским Иерусалимом», который должен стать столицей курдской автономии.

Наличие богатых запасов нефти и газа на территории КАР является основной причиной обостряющихся противоречий между Эрбилем и Багдадом по вопросу принятия нового закона об углеводородах, в котором был бы определен порядок заключения контрактов на разведку, добычу и экспорт углеводородов. Курды настаивают на том, что они имеют право самостоятельно заключать подобные контракты с иностранными партнерами, в то время как иракские власти считают эти действия незаконными. Нерешенность этих ключевых проблем создает угрозу того, что руководство КАР при поддержке внешних сил может в одностороннем порядке объявить об отделении курдской автономии от Ирака.

Полностью по ссылке
  • +3.68 / 26
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!