Цитата: ЕРЕМЕЙ от 22.08.2013 08:58:33
Что касается функционирования подразделений ГДР в Чехословакии 1968 года. Наш профессор философии в НИИВТе в то время был при тамошнем посольстве СССР. С его слов: ... а немцам только дай повоевать. Если раздался выстрел с чердака при их выдвижении куда-либо, они сиьно не заморачиваясь сносили этот чердак из танковых орудий. А с ним и половину дома. Если гражданские чехи перекрывали дороги перед нашими войсками ( а нашим строго-настрого запрещалось трогать гражданских ), и этими дейстиями задерживали передвижение целых колонн, то немцы решали подобные проблемы элементарно - несколько очередей над головами, при этом каждая следующая очередь ниже и ниже. Народ расползался как тараканы... К стати, на сколько я понял, бузили чехи. Словаки были очень лояльны к нашим войскам, за что боялись мщения от чехов.
Оснований не доверять профессору у меня нет, очень честный и откровенный был дядька. До сих пор помню его поговорку: " Это вам не блям-блям! ".
Парень из нашей деревни получил тогда от чехов пулю в живот. По его словам, ГДР-овец на посту чертил вокруг себя мелом круг в пяток метров, и молча стрелял в занесенную в круг ногу. По словам парня, немцев из Чехии быстро вывели.
И из относительно свежего. Лет 8 тому назад была большая международная конференция под Оломоуцем. Родина Йозефа Рота, написавшего австрийскую классику "Марш Радецкого". В самом начале экскурсии по Оломоуцу прошли мимо памятника кому-то из самосожженцев (Яну Палаху? уже запямятовал), что части экскурсии осень понравилось, так что пока шли до собора, вопросов об оккупации Чехословакии в 1968 было много, затем дошли до собора и тут наш экскурсовод вдруг пропел целый гимн советскому генералу, командиру расквартированной недалеко советской части, по инициативе которого собор был отреставрирован --- всякий мог сам сравнить с фотографиями до реставрации. Пока шли до центральной площади, где были астрономические часы, тема "оккупации" и что рестраврация была лишь прикрышкой, активно развивалась, но на площади дошли до астрономических часов, время было подобрано правильное, и перед нами прошла вереница рабочих и колхозниц в моравском исполнении. Высказывание кого-то о переделке часов в социалистический стиль было просто неизбежным, и тут экскурсовод спросил на своем отличном английском, октуда спросивший (вопрос был скорее для пущего эффекта, так как это был с очевидностью немец). И отчеканил, что фигурки в часах были украдены отступавшими немцами, их не вернули, что собор был в запустении и потому, что из-за фашистских гонений на католиков он был немцами закрыт и разграблен, и что на реставрацию Оломоуца немцы не выделили ни копейки. В-общем, экскурсовод исправно исполнил свой долг, и его сборная солянка с хладнокровным изложением фактов была завершена весьма эффектно, даже злобно.