Цитата: slavae от 22.08.2013 13:08:24
Это не современные войны, но всё равно интересно.
---------скип-------------
Тоже уже история, но все равно интересно
Операция "Орлиный коготь" (Eagle Claw)Была проведена 24 апреля 1980 года вооружёнными силами США в Иране с целью спасения 52 заложников из посольства США в Тегеране. Операция закончилась полным провалом. План сводился к следующему:В первую ночь три МС-130 должны были доставить в Иран 118 бойцов "Дельты". За ними три ЕС-130 совершают посадку и дозаправляют вертолеты, прилетевшие с "Hимитца". Сразу после дозаправки вертолеты принимают на борт спецназ и доставляют его на окраины Тегерана, где их встречают тайные агенты и сопровождают в безопасное укрытие до следующей ночи.
Hа вторую ночь МС-130 и ЕС-130 вновь отправляются в Иран, к аэропорту Манзари. 100 рейнджеров захватывают взлетно-посадочные полосы и удерживают их до посадки С-141 с освобожденными заложниками. Три АС-130 обеспечивают прикрытие рейнджеров в Манзари, поддерживают операцию "Дельты" и подавляют любую попытку противодействия иранских ВВС с авиабазы Мехрабад.
Группа "Дельта" на шести грузовиках в сопровождении агентов ЦРУ тем временем проникает в Тегеран, берет посольство штурмом, освобождает заложников и на вертолетах эвакуируется с расположенного рядом футбольного поля в Манзари. Там все пересаживаются на С-141 и вылетают из страны. Вертолеты следовало уничтожить.
Hа вертолеты возлагалась очень важная часть работы. При выборе "вертушек" американцы просчитались самым жестоким образом. Они решили использовать специальные флотские вертолеты-тральщики RH-53D "Си Стэллион", приспособленные для обнаружения и уничтожения морских мин. Они имели большую грузоподъемность, чем у ВВС H-53. Выпуск с авианосца этих вертолетов не привлекал внимания, сохранял режим секретности. Машины сходного типа находились на вооружении ВМФ Ирана.
Большая неудача "Орел" выпустил свои когти вечером 24 апреля 1980 г. Шесть самолетов вылетели с авиабазы на оманском острове Масира, одновременно с "Hимитца" стартовали восемь вертолетов. Обе группы направлялись в зону "Дезерт-1". Вертолеты летели парами. Их пилоты получили приказ держаться на высоте 200 футов (примерно 60 м), чтобы не обнаружили иранские радары. И это в условиях, когда самолеты шли на гораздо большей высоте - около 1000 м! И тут начались неувязки. Вертолетчики попали в пыльную бурю, которую они не могли перескочить, не поднявшись на большую высоту. Два вертолета потеряли ориентировку и совершили посадку. Еще один сел ранее из-за технической неисправности. Его экипаж был подобран другими вертолетами, которые из-за этого отстали от основной группы на 20 минут.
Преодолевая песчаную бурю и сильный ветер, RH-53 продолжали свой путь по направлению к "Дезерт-1". Получив сигнал о том, что прибыли ЕС-130 с горючим, два ранее приземлившихся вертолета вновь поднялись в воздух и направились к основным силам. Hо вскоре еще у одного "летающего тральщика" начались технические проблемы, и его пилот совместно с полковником морской пехоты Питманом решили вернуться с полпути. Группа уменьшилась до шести машин, то есть минимально допустимого для осуществления планов количества. Первая группа из трех вертолетов прибыла в "Дезерт-1" с часовым опозданием, остальные - еще 15 минут спустя. Один из вертолетов получил повреждение основной гидравлической системы, и использовать его представлялось небезопасным. Осталось 5 машин из 6 необходимых!
После посадки головного С-130 по песчаной дороге прошел автобус. Его водитель и около 40 пассажиров были задержаны до отлета американцев. Вслед за автобусом пожаловал еще один "незваный гость" - груженная горючим автоцистерна, которую американские спецназовцы сочли за лучшее уничтожить. Вверх взметнулось пламя... Оно было видно издалека. Полковник Бекквит оказался перед труднейшим выбором: попытаться продолжить операцию, несмотря на совершенно неразрешимую проблему с вертолетами, или дать отбой. С командного пункта в Египте генерал Вот требовал действовать по плану, но Бекквит, оценив ситуацию на месте, решил прервать ее в "аварийном" варианте.
КатастрофаБуквально через несколько минут после решения о свертывании "Орлиного когтя" американцев постигла самая настоящая катастрофа. Один из вертолетов, совершавший "подскок" для смены позиции, врезался в стоявший ЕС-130. Обе машины вспыхнули, осветив темную персидскую ночь. В этом пламени погибли восемь членов экипажей. Обломки повредили четыре других вертолета, их экипажи бросили свои винтокрылые машины и поднялись на борт самолетов. Среди американцев имелись тяжелораненые, им требовалось срочная помощь. В пыли продолжающейся бури, сумятице и неразберихе приказ уничтожить "оставленное имущество" так и не дошел до людей. Все это "добро" на следующий день стало добычей иранцев, включая секретные документы, захваченные бумаги позволили им арестовать находившихся в стране агентов.
После провала операции "Орлиный коготь" последовали длительные переговоры. Пока они шли, началась ирано-иракская война. Иран отчаянно нуждался в деньгах. Соединенные Штаты согласились разморозить авуары, и это стало важнейшим моментом в решении судьбы заложников. Достигнуть соглашения удалось 19 января 1981 года, и 20 января, буквально через несколько минут после того как президент Картер сложил свои полномочия, освобожденные заложники покинули Тегеран.
Операция «Орлиный коготь»Операция «Орлиный коготь». 2 частьЗаложникам из посольства США в Иране отказали в компенсациях