Большой передел мира
266,079,134 521,209
 

  mn01 ( Эксперт )
05 сен 2013 00:14:31

Тред №612458

новая дискуссия Дискуссия  202

Два мира - два образа жизни (с)

Терпимость или толерантность. Европейская и евразийская трактовки

Василий Муравицкий

Есть замечательный анекдот: разговор между американскими сенаторами: «Проклятый Советский Союз! Он вмешивается в наши внутренние дела во всём мире!»

В этом анекдоте много правды: когда СССР было дело до всего в мире и он вмешивался во все интересы США — он был мировой державой с крепкими союзными связями. По любопытному стечению обстоятельств, как только он стал безразличным к ближним (например, к своим союзникам — ГДР, Кубе и др.), охладел и задумался о «Макдональдсе», — тут же распался.

«Охлаждение любви» — вот главная причина всякого распада, так же как и любовь — основание любого устойчивого союза. Всякое многонациональное, поликультурное общество требует особых условий для общения между разными его составляющими. Проще говоря, узбек-мусульманин должен найти общий язык с православным украинцем. То есть в процессе общения он должен превзойти своё этническое, национальное, культурное, чтобы понять чужое. Фактически это «механизм» любви как таковой: отказаться, подняться над собой для понимания Другого.

Не всегда это удаётся, а иногда не удаётся вообще. Противоположные культурные и этнические ценности в формируемом Евразийском союзе обязательно будут конфликтовать. Это традиционные конфликты, а также конфликты новоприобретённые.

Идентичность и толерантность

Лекарство от конфликтов в европейской практике — развитый навык толерантности к другим ценностям. Никто из современных философов лучше и глубже не раскрыл сути толерантности, чем Славой Жижек — один из немногих западных философов, которому нужна философия как таковая. Этот автор ещё интересуется познанием общества и социального бытия, а не только оправдывает политику главенствующих западных элит, как делали и делают это философы и социологи Карл Поппер, Фридрих Хайек и Френсис Фукуяма.

По мнению Жижека, толерантность это безразличное отношение к человеку, негативация ближнего, нежелание подпустить его к себе, молчаливое смирение с причудами. Толерантность связана не с проблемой Другого, она связана с проблемой ближнего, которого не допускают к себе, которого даже не хотят допустить. Толерантность появляется тогда, когда начинают о чем-то молчать, когда не могут признать самые очевидные вещи. При этом толерантность не тождественна терпимости.

Толерантность возникла в Западной Европе. Основание для её появления в творчестве философов и социальной практике — европейские религиозные войны, опустошившие Европу. Для государственного строительства такие войны были просто уничижительными. Они не давали торговать и строить. Сотни тысяч людей годами убивали друг друга из-за теологических различий. Так, во время тридцатилетней войны было уничтожено ¾ населения будущей Чехии.

Макс Вебер в классическом труде «Протестантская этика и дух капитализма» пишет, что введение толерантности в государственную практику было обусловлено в первую очередь корыстной выгодой того или иного государя или государства, то есть преследовало чисто меркантильные цели.

Человеческая потребность в вере была нивелирована в эпоху Просвещения ради гражданского мира. Безумие толерантности уже в либеральном понимании (абсолютного равноправия и уравновешивания всех и вся) доходит до того, считает Жижек, что даже самые слабые попытки организации и обретения собственной будь то национальной, этнической или религиозной идентичности воспринимаются как враждебные и нетолерантные, не имеющие права на существование. Идентифицировать себя этнически, по мнению словенского философа, означает в этом контексте порвать со всякой гражданской усреднённостью. В итоге Европейский союз в своей сути — это не союз равных государств с особыми культурно-этническими, экономическими характеристиками, а иерархическая взаимозависимая система экономической эксплуатации.

Европейский союз — строгая система, где страны поменьше, это дополнение и продолжение законодателей европейских ценностей. Заявлять о своём отличии — значит порывать с гражданским миром. Ну а вступать в Европейский союз — значит отказываться ради европейской усреднённости от своих культурных и этнических особенностей. Об этом, кстати, писал ещё Константин Леонтьев 120 лет назад.

По иным принципам строились Византийское государство, Золотая Орда, Московское царство, Российская империя — формы государствования, соединявшие на просторах Европы и Азии противоположные культуры и верования. Народы и верования принимались в состав государства такими, как есть, без культурных и даже религиозных изменений. Нам неведомы религиозные войны, как известны они в Европе. Принцип властвования и государственности был построен не на молчаливом терпении странности другого, которое возможно только на безразличии к другому, а на принятии этих странностей. Известный факт: в Российской империи военные награды (названные в честь православных святых и содержащие христианскую символику) существовали в двух вариациях: для православных и для иноверцев.

Самопожертвование и толерантность

Толерантность не предполагает, что мы должны любить кого-то или что мы должны уважать кого-то за те или иные вещи, взгляды, идеи, поступки. Наоборот, считает Жижек, мы обязаны не допускать к себе ближнего, нам необходимо защититься от него. Относясь к людям толерантно, мы забываем о близости. Толерантность — забвение ближнего.

Если принцип формирования государства у нас — принятие «таким, как есть», то политическая толерантность в Европе — это запрет на различия, выведение всех отличительных черт за границы государственного, общественного и перенесение в сферу личной жизни. В этом существенное отличие союзных форм образований в Европе и Евразии. Пример из личной жизни: бабушка моего  товарища — военный врач, лечила жителей Тернопольской области в период деятельности УПА. Она постоянно ожидала нападения на больницу, которое и случилось однажды. Однако лечить своих потенциальных убийц она не переставала. Такие люди, как этот военный врач, и являются примером жертвенного служения, которое восстановило Украину после войны и помогло сотням тысяч западных украинцев быть принятыми в рамки новой союзной идентичности. Толерантные же люди не жертвуют собой.

Толерантность и любовь

По определению немецкого философа Г. Гадамера, настоящей толерантной властью была власть в Палестине времен Пилата и Христа. Именно такая власть не смогла отличить Мессию от разбойника Варравы, так как, по Гадамеру, Пилат считал, что «всё, что по утверждению такого человека, как Иисус, является истиной, совершенно не касается государства».

Нам сложно быть толерантными со своими близкими. Воспитание детей в духе толерантности граничит с забвением своих родительских обязанностей и называется в педагогике попустительством.

По мнению Жижека, мир, который обещает быть всегда толерантным, — это мир, все люди которого поклялись никогда не любить. Мир, научившийся толерантно уважать Другого, согласно Жижеку, оказался миром, в котором к Другому относятся с подчёркнутым равнодушием.


Построение Евразийского союза возможно только на условиях терпимости, но никак не индифферентности, европейской толерантности. Понимать это противопоставление очень важно. Толерантность — это не любовь, это отсутствие её. Здесь уместна физиологическая аналогия: в медицине толерантностью крови названо заболевание, при котором антитела безразличны к определённым инфекциям.

Терпимость же возможна только на любви к ближнему, которая даёт огромные силы.

Ссылка
Отредактировано: mn01 - 05 сен 2013 01:28:48
  • +2.34 / 26
  • АУ
ОТВЕТЫ (10)
 
 
  Удаленный пользователь
05 сен 2013 09:31:44


"Возлюби врага своего как самого себя.." ?!  Думающий
  • +0.14 / 3
  • АУ
 
 
  Direwolf Gunner ( Специалист )
05 сен 2013 09:41:53

Вы не привели вторую часть афоризма:
"Возлюби врага своего, как самого себя - убей его быстро"
  • +0.45 / 16
  • АУ
 
 
 
  Михаил ( Слушатель )
05 сен 2013 10:20:34


Просто многие путают "возлюби ближнего" и "возлюби врага".
К сожалению даже в реальной жизни
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
  grimsi ( Слушатель )
05 сен 2013 10:29:19

Как ни странно, но в этом есть рациональный смысл. Излагать его немного долго. Из любви к врагу вовсе не следует всепрощение. Скорее отношение как к буйному ребёнку или симпатичному, но опасному хищнику.
  • +0.26 / 5
  • АУ
 
 
 
  Magic Spirit ( Специалист )
05 сен 2013 10:32:25


Не говорите ерунду.
Проповедуется позиция непротивления.
Поэтому делается вид(не одобряется) что есть Старый Завет и его "око за око"
  • +0.15 / 5
  • АУ
 
 
 
 
  grimsi ( Слушатель )
05 сен 2013 10:47:25

Ну раз вы знакомы с упоминаемым мной рациональным обоснованием данного высказывания то каковы ваши возражения?
Можно поконкретнее?
А позиция непротивления, разве я не привёл пример восприятия для ясности? Или вы пропустили сей момент?
Вы часто пытаетесь дикого но симпатичного тигрика с руки покормить?
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
  BUR ( Специалист )
05 сен 2013 12:51:54


В христианских идеях есть много рационального. Курим "Парадокс заключенного" (в вики нормальная статья), стратегия "око-за-око с прощением". Повышает эффективность группы, её придерживающейся, по сравнению с хуцпой "предающих всегда весело" и "безграничным альтруизмом матери Терезы".
  • +0.24 / 5
  • АУ
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
05 сен 2013 13:07:59


    В  эфире православного телеканала "Союз" один из зрителей задал настоятелю храма святителя Митрофана Воронежского протоиерею Дмитрию Смирнову вопрос о том, стоит ли следовать заветам Иоанна Златоуста, а именно — можно ли "освящать руку свою ударом"  Улыбающийся, если кто-нибудь "хулит Владыку Христа".

"Конечно, можно, — считает Смирнов. — Нужно помнить, что в этом случае ты можешь пострадать за Христа, потому что по гражданскому законодательству это запрещается. Но если христианин заранее готов идти на страдания за Христа — это очень хорошее и правильное дело, это категорически необходимо".

      Считаю, вполне адекватно.  Кстати, сегодня 5 сентября ( 23 августа по старому стилю), вспомним Распутина...
  • +1.30 / 24
  • АУ
 
 
  Ser ( Специалист )
05 сен 2013 11:14:15


Смеющийся
Возлюби врага своего...
Причём, наиболее неприятным для него способом!  Кричащий
  • +0.43 / 6
  • АУ
 
 
  DM2013 ( Слушатель )
05 сен 2013 13:26:18

Кстати, часто встречал абсолютно неверное понимание что есть христианская любовь.

Так вот, христианская любовь это не неподдающееся контролю некое чувство, которое естественно никаким образом культивировать и прививать в себе никаким аутотренингом не получится  Улыбающийся

Христианская любовь это прежде всего проявление воли. Причем, поверхностным, не христианским взглядом со стороны это проявление воли может выглядеть как злое так и доброе  Крутой. Ну как пример - отец наказывает ремнем ребенка. Это может тоже проявлением христианской любви. Но поверхностный взгляд может увидеть это как злой акт.

АУ
  • +0.83 / 16
  • АУ