12 сентября 1933 года, пребывавшему в раздражении от лекции Эрнеста Рэзерфорда о бесполезности ядерных реакций как источника энергии, Лео Сцилларду на дождливой Лондонской улице стукнула в голову идея цепных ядерных реакций, вызванных нейтронами. Нейтроны были открыты всего за год до этого, и хотя идея Иваненко и Гейзенберга о нейтронах как составляющих частицах была принята практически практически сразу, о взаимодействиях нейтронов с ядрами было известно с гулькин нос. О делении ядер не было известно ничего. Так что Сциллард от фонаря, не заморачиваясь, вообразил, что захват одного лишнего нейтрона ядром может выбить из ядра еще несколько, что и даст цепную реакцию. Он понятия не имел, какой элемент сгодится под мишень, но когда в опытах с Энрико Ферми в Колумбийском университете (*) в сердце Манхеттена в 1939 они увидели размножение нейтронов при захвате нейтрона ураном, то он в октябре немедленно побежал к своему старому соавтору Эйнштейну с просьбой подписать известное письмо к президенту Рузвельту, которое и стало спусковым крючком Манхеттенского проекта.
(*) Дополнение: Сциллард был настолько одержим идеей нейтронных ядерных реакций с испусканием дополнительных нейтронов, что при первых слухах об опытах Гана, Майтнер и Штрассмана о делении урана нейтронами, бросил свою тогдашнюю работу, кинулся к Ферми и буквально заставил его начать их совместные опыты. Ферми твердо полагал, что опасность ядерной бомбы это сказки, и настаивал на немедленной публикации их результата по размножению нейтронов, а Сциллард был одержим секретностью и в споре победил. Еще во времена Манхеттенского проекта обоих наняли про запас профессорами Чикагского университета, но после войны двое друг друга на нюх не переносили и предпочитали не здороваться.
Есть примечательнейший документ, доклад Армейского Разведуправления США от 13 августа 1940
О Ферми сказано просто и ясно: "Несомненно фашист. Допуск к работам с секретным уклоном требует дполнительного тщательного расследования. К секретным работам
(примечание: это другая ступень после работ с секретным уклоном) рекомендуется вообще не допускать."
О Сцилларде заключение то же самое, только мотивация чутка другая: "Это изобретатель, имеющий открыто прогерманскую репутацию, и от него многократно слышали, что войну выиграет Германия. Допуск к работам с секретным уклоном требует дполнительного тщательного расследования. К секретным работам
(примечание: это другая ступень после работ с секретным уклоном) рекомендуется вообще не допускать."
Последняя фраза: "Эта информация получена от в высшей степени надежных источников". Вообще-то это классная иллюстрация к уровню интеллигентности военной "интеллидженс", ака разведки, и их источников.