Как Россия создаёт арктическую группировку войск. И зачемАлександр ГорбенкоРоссия сделала ещё один важнейший шаг на пути к возобновлению своего военного присутствия в Арктике и созданию арктической группировки войск. На острове Котельный архипелага Анжу начинается воссоздание аэродрома «Темп» и подготовка к появлению других объектов военного назначения.
Как это делается3 сентября отряд боевых кораблей и судов обеспечения Северного флота вышел из Североморска для второго масштабного похода в Арктику. Так же как и в предыдущем походе, отряд возглавляет флагман Северного флота атомный крейсер «Пётр Великий». В прошлом году крейсер прошёл по Северному морскому пути (СМП), дойдя до Восточно-Сибирского моря, отрабатывая различные боевые задачи, в том числе и обеспечение высадки десанта на остров Котельный. За поход крейсер был удостоен ордена Нахимова — такие дальние арктические походы боевых кораблей до этого почти не совершались.
В этом году в Арктике задействован весь атомный надводный флот России — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» и четыре атомных ледокола: «Ямал», «Вайгач», «50 лет Победы» и «Таймыр». Ледоколы и большие десантные корабли (БДК) «Кондопога» и «Оленегорский горняк» доставили на остров Котельный строительную и инженерную технику, личный состав, жилые и технические блоки новой арктической базы, 46 тонн горюче-смазочных материалов и 43 тонны продовольствия. Расчистку и разметку фарватера, а так же другие гидротехнические работы осуществляют килекторные суда «КИЛ-164» и «Александр Пушкин».
Немного истории. Аэродром «Темп» на острове Котельном начал работать в 1949 году. Сначала он был удобной промежуточной базой высокоширотных воздушных экспедиций «Север». А с 60-х годов работал для обеспечения военных объектов, расположенных на архипелаге. В начале 90-х аэродром был законсервирован, а все поселения опустели. В 2011 году, в ходе экспедиции «Новосибирские острова-2011», было проведено рекогносцировочное обследование островов Ляховских и Котельного с целью размещения на архипелаге базового полевого лагеря. Тогда было определено, что взлётно-посадочная полоса (ВПП) за 20 лет почти не разрушена и вполне подлежит восстановлению.
Теперь в короткий срок аэродром будет подготовлен для приёма транспортных самолётов Ан-72, Ан-74 и Ан-26. Работы будут вестись с высоким темпом. Очистку взлётно-посадочной полосы, установку радио- и светотехническое оборудования необходимо завершить в кратчайшие сроки, пока в Арктику не пришла непогода. Первые самолёты аэродром сможет принять уже в октябре. В дальнейшем ВПП будет расширена и удлинена, чтобы «Темп» смог принимать тяжёлые самолёты Ан-22 и Ил-76, а в перспективе использовать его для действий стратегической авиации. Заместитель министра обороны
Аркадий Бахин сказал, что «авиасообщение будет регулярным, круглогодичным и всепогодным. Мы должны восстановить полностью полярную авиацию и её инфраструктуру. И мы это сделаем».
Следует сказать, что географическое положение архипелага Анжу является стратегически важным для обеспечения безопасности России на северном направлении. Он расположен восточнее полуострова Таймыр, разделяя море Лаптевых и Восточно-Сибирское море. Архипелаг «прикрывает» собой восточную часть Северного морского пути и позволяет действующей с него авиации контролировать обширную прилегающую зону, расположенную восточнее Таймыра и западнее Чукотки. На архипелаге в ближайшее время будут размещены пункты береговой и противовоздушной обороны, технической разведки, материального обеспечения, метеорологических исследований, экстренного спасения, обеспечения судоходства, а так же контингент охраны объектов.
Кроме архипелага Анжу, подобные военные базы будут в ближайшее время созданы в районе Земли Франца-Иосифа и Новой Земли. Сейчас там работает экспедиционный отряд в составе гидрографического судна Северного флота «Горизонт» и морского буксира «МБ-56». Главком ВМФ
Виктор Чирков сообщил, что в задачи отряда входит оценка навигационно-гидрографической обстановки, уточнение карт и морских лоций, гидрометеорологические наблюдения, обследование геодезических пунктов, изучение возможностей плавания не ледокольных судов. Иными словами — полный спектр подготовительной работы. Отряд моряков работает на острове Рудольфа (самый северный остров Земли Франца-Иосифа). Кроме островных баз, вдоль СМП создаются и новые материковые: в Мурманске, Архангельске, Нарьян-Маре, Воркуте, Надыме, Дудинке, Тикси, Певеке, бухте Провидения и Анадыре.
Зачем всё это делаетсяТеперь несколько слов о том, для чего всё это. Необходимость постоянного военного присутствия в Арктике вызвана двумя причинами.
Во-первых, по соображениям стратегической безопасности. На северном направлении Россия довольно слабо защищена от различных средств нападения, как воздушного, так и морского базирования. И это положение необходимо исправлять. Особенно учитывая усиление присутствия в Арктике иностранной военной силы. США расширяют и модернизируют приарктические военные базы, американские ВМС учатся действовать в арктических условиях не только подводными, но и надводными силами. Это становится возможным благодаря значительному освобождению Арктики ото льдов и увеличению периода навигации. В планах имеется даже размещение элементов ПРО корабельного базирования в Баренцевом море. .В Военно-морском колледже США (NWC, Ньюпорт, штат Род-Айленд), с 26 июля начала работу Группа арктических региональных исследований, задачей которой является помощь ВМС в подготовке к оперативным и стратегическим действиям в Арктике. Первый директор Группы, профессор
Уолтер Бербрик так обозначил свои задачи:
«В ряде прогнозов утверждается, что Арктика будет полностью открыта для судоходства в летний период уже с 2023 года. Это предъявляет новые требования к военно-морским силам США, которые должные поддерживать присутствие и необходимый уровень боеготовности в суровых условиях Арктики».
Во-вторых, необходимость российского военного присутствия нужна для отстаивания национальных интересов в этом важнейшем районе. Северный морской путь начинает эксплуатироваться всё активней,
что сделает его в обозримой перспективе одним из важнейших мировых транспортных коридоров. Для России СМП станет более важен ещё и потому, что он позволит активно разрабатывать арктические материковые и шельфовые месторождения полезных ископаемых. Сегодня их добыча во многом осложнена трудностью освоения месторождений и трудностью транспортировки добытых природных ресурсов.
Однако без поддержки военной силы реализовать свои экономические интересы невозможно нигде.
Мы уже рассматривали причины усиления военного присутствия американцев в Арктике и необходимость ответных мер с нашей стороны. Достаточно вспомнить, что США считают вызовом своим национальным интересам сам факт усиления хозяйственной деятельности других стран (прежде всего России) в этом регионе. А одной из главных задач своих ВМС считают обеспечение международного (читай, своего) управления Арктикой, её транспортной функцией и природными ресурсами. США открыто заявляют о готовности противодействовать попыткам использовать Арктику в сугубо национальных интересах какого-либо государства, подразумевая, естественно, освоение Арктики Россией. Ставку американцы делают на Арктический совет — международную организацию, которую стараются сделать управляющей региональной силой. А в качестве обоснования превосходства международного права в Арктике над национальным используют заботу о «защите общих интересов благосостояния всех приарктических государств», а также необходимость «охраны окружающей среды» (
смотри текст Национальной стратегии США по Арктическому региону, принятой в мае этого года).
Заботу американцев о доступе к нашей Арктике можно понять. Иллюстрация из уже ведомственной арктической стратегии Береговой охраны США (USCG) наглядно демонстрирует две вещи. Во-первых, американская береговая охрана изучает наши северные ресурсы. Во-вторых, изменение климата, произошедшее за последние 20 лет, открыло мало новых экономических возможностей для США и очень много для России. В исследовании отражено изменение ледового покрова, транспортного потенциала, рыбных ресурсов и разведанных нефтяных месторождений региона. И оно показывает, что эти изменения американцев обделили, а нас— наградили.
О специфическом поведении американцев в мире можно рассказывать долго и эмоционально. Однако
наступивший век, который многие называют веком нового масштабного освоения Севера, — будет веком не американской, а Русской Арктики. У нас есть все возможности для того, чтобы отстоять свои интересы и использовать ресурсы Русского Севера для своего развития.
Ссылка