Тред №61829
новая дискуссия
Дискуссия
271
Ув. Пайк, у меня ощущение, что вместо того, чтобы зафиксировать ограниченность применимости разума, Вы по факту просто предочитаете отменить его значимость. Мне кажется, это неискоренимая болезнь классического идеалистичного подхода. Все возможности воздействия на мир и его восриятия волей по сути своей являются практикой. Герой Кастанеды это многократно повторял и демонстрировал - обучение идет примером и вовлечением, а не описанием. И это понятно. Но равно это же является причиной того, что технология знания как передачи информации достигла таких масштабов и результатов. Очевидно, нельзя по книжке собрать свою группу "16-ти", а если учесть, что неуспешные учителя знания и навыки не передают, а успешные (по кастанеде) только их воспроизводят, но не расширяют (ибо уходят) - такое знание угасает. В то же время, научная парадигма, устанавливая ариорные рамки теории, исследует взаимосвязи и соответствие наблдениям, пошагово уточняя постулаты, выращивает непротивречивую систему взаимсвязей и определений, которую может одинаково понимать любое множество людей. И потому я поддержу СвК в его замечании. Пытаясь построить описание Мира на множестве ненаблюдаемых, несопоставленных друг с другом сущностях, да еще и отрицая наличие объективной составляющей мира, мы не можем иметь творение иное, чем придумывание, не имеющее значимости для окружающих.
В то же время, как я уже говорил, сама наука подошла, на мой взгляд к тому, чтобы следующий шаг расширения аксиоматики был сделан в сторону признания того, что Вселенная организована через прямое действие воли. Но на мой взгляд, именно это, не отправляя в мусорку здание наколенных научных знаний, будет одной из граней новой парадигмы.
Научное знание должно быть обращено на исследование действия чуда во Вселенной. Чуда без всяких кавычек, как того, что позволяет иметь результат без материальной причины. На мой взгляд, построение системы знаний от Абсолюта, через оисание механизма мига творения - это именно тот путь, который позволит перекинуть мосток от позиции оголтелого идеализма к традиционному материализму.
Хочу пару слов сказать о проблеме свободы - это важно будет в последующем.
Свобода раскрывается только в паре с ответсвенностью, это две стороны одной медали, поскольку свобода может быть только продуктом разумной воли - условно, ни животные, ни фотоны свободной (в классической трактовке) не обладают - именно потому, что не ставят себе цели, значит, не прогнозируют будущее, значит, не двигаются к нему, значит, не имеют ответственности = несвободны. Это по сущности.
Но по форме свобода также раскрывается в паре с "ограниченностью". Свобода предполагает возможность действовать, а действовать в этом мире мы можем только организуя то, что сопротивляется, то, что ограничивает нашу свободу. Т.е. свобода как неограниченность - это как раз крайняя степень несвободы (либералы это как правило вообще понять не могут). К примеру, человек свободно парящий в космическом пространстве абсолютно свободен - на него не действуют внешние силы (допускаем, что он в скафандре и т.п. жизненно обеспечен) Но именно потому, что его ничего не ограничивает, он не будет способен сделать ровно ничего - только висеть себе на одном месте/двигаться равномерно и прямолинейно. Чтобы идти, нужно, чтобы Земля сопротивлялась, чтобы стоять, нужно, чтобы кости не гнулись и т.д. - до самого микромира. Пониманию того, что источник волевого действия лежит вне феноменального, это не противоречит.
Так вот, Абсолют, по определению не ограниченный в свободе творить, одновременно имеет только один механизм для творения - это путь самоотрицания. Все остальное противоречит концепции Абсолюта, ибо нет ничего иного через что и из чего можно было бы творить, включая идеи - ибо сущность Абсолюта тождественна его существованию. Т.е. творить он может только "из себя", отказавшись от своего Абсолютизма, выйдя из ипостаси Абсолюта.
Как можно было бы представить себе этот акт?
Прежде всего, стоит напомнить, что Абсолют не может быть определен позитивно в силу своей трансцендентности, любые слова про него есть не более, чем намеки. И попытки найти мостик от трансцендентного до наблюдаемого следует рассматривать также как намек, ассоциацию, с одного конца которой полная непонятность, а с другой - наблюдаемый нами мир. Именно ЗА этим мостиком может начинаться эмпирическое знание.
Так вот, началом Вселенной является действие самоотрицания Абсолюта, его отказ от своей самости, установление базового НЕТ, как предтечи рефлексии. Это базовое "нет", тем не менее, не является абсолютным "нет", ибо сущности Абсолюта это противоречит. Как следствие, это установленное НЕТ в своем отрицании переходит в базовое ДА, как утверждение Абсолюта в нашем мире, но в силу той же причины, тем не менее, не абсолютное в своей сути. Это базовый цикл рефлексии (в терминологии Пайка - внимание, в терминологии Гегеля - становление, в терминологии физики - замкнутое колебание).
Эти базовые ДА и НЕТ, являясь сущностно все тем же Абсолютом (но не определяя его!), для нашего феноменального мира являются двумя непреодолимыми границами, Бытием и Ничто, полным "максимумом" и полным "минимумом". Эта пара ДА-НЕТ определяет диалектику мира, проявлясь в принцие симметрии в физике.
В своем цикле это является базовым Я, поскольку любое Я есть рефлексия, включающая собственно Меня, и осознание Меня как Я. В индуисткой терминологии речь ведется о том, что Пуруша, пассивное начало, сознание, созерцает Пракрити, активное начало, и через это созерцание путает себя с Пракрити.
Это базовое Я является одновременно локализованным и распределенным - локализованным, поскольку взаимно направлено в Да-Нет, но распределенным, поскольку оставаясь сущностно все тем же Абсолютом, не ограничено в умножении колебания (внимания, становления) - являясь, таким образом, механизмом перехода от единого к множественному (именно здесь, ув. СвК, появляется разделение "внутрь-наружу")
Рассматриваемое как циклически замкнутое, становление есть основа времени, как циклически незамкнутое - основа пространства. При этом динамика множимости становления раскрывает так трудно представимую в иных терминах (на мой взгляд) суть расширения пространства из ОТО. В свою очередь, колебания этих минимальных квантов на более высоком уровне, систематизируюсь, формируют виды материального взаимодействия и вещества.
Таким образом, рассматривое с одной стороны умножение этих квантов пространства-времени, формирующее материальный мир, с другой стороны характеризует разделение единого Абсолюта. Именно здесь появляются сущности, воспринимающие себя отдельно от Абсолюта и наблюдающие движение материи по оси времени. Однако результат материального воздействия на Душу, как эту псевдо-отдельную от Абсолюта Сущность, определяется не самим действием, а выбором этой Душой своего отклика. Таким образом, Душа может вернуться в осознание себя Абсолютом через выбор.
Вселенная во временеи таким образом предстает как двунаправленный процесс - в одну сторону как воспринимаемый через "работу" базовых циклов пространства-времени, в другую сторону открытый выбору к осознанию себя как части всеобщего.
На мой взгляд, с такой вводной приводимые здесь мысли о времени как результате движения внимания и т.п. вполне могут быть восриняты и людям с материалистическими ривыками - нет?
ПС.
Ув. Пайк, Вы конечно же правы когда говорите, что Бог как идея Бога есть лишь часть мир-языка - но это только при его позитивном определении. Именно поэтому Абсолют принято определять негативно.
Наиболее же внятная попытка определить его позитивно - это концеция Троицы. Она весьма адекватна и полна, хотя и трудно воспринимается для обыденного сознания.
Отредактировано: Sheev - 08 ноя 2008 01:03:20