11 октября 1898 года в Петербурге состоялось первое соревнование механических экипажей с бензиновым двигателем в России.
В декабрьском номере журнала "За Рулем" за 1928 год, в статье, посвященной авто-мотоспорту в России вообще и этому событию в частности, писали:
Цитата
По старой русской пословице — "первый блин комом", это соревнование прошло отчасти "комом", и только благодаря громадной настойчивости участников оно было осуществлено.
Первоначально соревнование было назначено на 4 октября, но из-за организационных неувязок было перенесено на 11 октября. За это время выпал снег и установилась санная дорога, поэтому соревнование происходило в тяжелых условиях для машин того времени. Ввиду этих условий из четырнадцати записавшихся участников на старт явилось только семь: шесть трехколесных экипажей и один четырехколесный фирмы "Бенц" 6,5 л. с. Соревнование происходило между станцией Александровской и Стрельной.
Результаты этого исторического соревнования были следующие: 1. Беляев — средняя часовая скорость 29,4 км., 2. Мерль — 25,8 км., 5. Степанов — 25,2 км., 4. Шнейдеров — 22.2 км., и 5. Шпан, шедший вне конкурса — 20,8 км. Люде и Мази дистанции не окончили.
Несмотря на незначительную, по сравнению с современной, скорость, первое соревнование не обошлось без несчастного случая для участников. Люде выбыл из соревнования из-за столкновения с повозкой, а Мази, по сообщению прессы того времени, "оставил состязание вследствие выпавшего винтика, необходимого для действия мотора". ...
Несмотря на скромное проведение соревнования, оно уже носило международный характер, так как один из участников, Альфонс Мерль, прибыл на соревнование специально из Парижа. ... Пресса того времени в отчетах о первом испытании механических экипажей делала такое заключение: "Этот первый опыт убедил присутствовавших при соревновании, что наши дороги даже зимой вполне пригодны для езды по ним автомобилей как легких, не тяжелее шестипудовых (трехколесных), так и тяжелых, свыше 50 пуд. (четырехколесных.)". Первое соревнование на Западе было в 1894 г., а у нас в 1898 г.; мы отстали только на четыре года.
...
Империалистическая и затем гражданская войны надолго приостановили дальнейшее развитие механического спорта. Весь актив спортивного движения первоначально был брошен в котел империалистической войны, а затем с оружием в руках укреплял завоевания Октября. Период 1914—1922 гг. был "мертвым" периодом в истории механического спорта.
Виднейшим достижением дореволюционной России на один километр является достижение Херлера — 16 секунд, полученное им в 1913 году на автомобиле "Бенц", и не побитое до сих пор.