Дискуссия Новая   99

Тред №628048

16 окт 2013 в 18:57   ConstB
Сбор на утилизацию авто: как мы проиграем спор с ВТО и почему это нам на руку

Источник: Однако, 15.10.2013

Европейский Союз обратился в ВТО с запросом о формировании специальной группы для разбирательства с Россией по вопросу утилизационного сбора на автомобили.


Несколько дней назад Европейский Союз обратился в ВТО с запросом о формировании специальной группы для разбирательства с Россией по вопросу утилизационного сбора на автомобили. И вероятность того, что торговый конфликт разрешится не в пользу России, — весьма существенная. Чиновники готовили введение утилизационного сбора в спешке и местами откровенно небрежно. Потому обосновать, что данная мера является недискриминационной, будет непросто.

Сейчас утилизационный сбор (начал взиматься с 1 сентября 2012 года) уплачивается при импорте и новых, и подержанных машин, однако работающие в России производители могут взамен предоставить властям гарантию безопасной утилизации транспортного средства в будущем. Именно этот пункт и смутил представителей Евросоюза.

Правительство и Минпромторг объяснили появление нового сбора заботой об экологии. В подтверждение своей правоты они указывали, что экологические сборы взимаются во многих других странах — участницах ВТО. Утилизационный сбор действительно изобрели не в России. Вот только оказалось, что базовая ставка сбора составила 20 тысяч рублей на одно авто. Большинство граждан, ввозящих машины как физические лица, уплачивают сбор в размере 2–3 тысяч рублей, а импортёры-юрлица — от 26 до 110 тысяч, в зависимости от объёма двигателя

Цифры откровенно странные — дело даже не в том, что никто в правительстве не удосужился объяснить, как объём двигателя столь существенно влияет на стоимость утилизации автомобиля.

Не секрет, что сейчас в России средняя цена утилизации одной машины составляет 3 тысячи рублей. Показательно, что экологические сборы в западных странах как раз и составляют сопоставимые суммы (в среднем порядка 4–5 тысяч рублей). Здесь, правда, авторы проекта не растерялись и объяснили, что большие суммы необходимо уплачивать потому, что мощностей для утилизации в стране недостаточно. Якобы после того, как производители построят перерабатывающие предприятия (к чему их обязали), сумма сбора будет уменьшена.
Россия получает первый иск за «несоблюдение правил ВТО»

До поры до времени всё это звучало более-менее логично. По крайней мере, для стороннего наблюдателя из-за границы. Но затем чиновники всё испортили.

Гром грянул в начале октября нынешнего года. Оказалось, что согласно проекту федерального бюджета на 2014 год государство собирается направить на субсидирование российской автомобильной промышленности рекордные 99,25 млрд рублей. Сумма откровенно дикая. Для сравнения: по итогам 2013 года суммарные госсубсидии на поддержку российского автопрома должны составить порядка 10,5 млрд рублей. Более того, расходы на 2014 год оказались больше, чем чиновники собирались потратить на поддержку автопрома с 2012 по 2020 год в рамках программы «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» (72 млрд рублей).

Абсолютное большинство экспертов справедливо указали, что таким образом чиновники просто компенсировали российским производителям и иностранным компаниям, построившим заводы в России, дополнительные расходы, которые они понесли и понесут в связи с введением утилизационного сбора.

В общем, вероятность, что по итогам разбирательств в ВТО утилизационный сбор придётся отменять, весьма высока. Вот только грустить по этому поводу не стоит. По большому счёту, это даже выгодно не только гражданам, но и властям.

Если кто забыл, говорить об утилизационном сборе начали сразу после того, как российские переговорщики по вступлению в ВТО согласовали снижение пошлины на ввоз в Россию новых автомобилей. Главы представительств концернов, построивших в России сборочные предприятия, вместе с представителями «традиционных» отечественных заводов направо и налево рассказывали, что новый порядок их чуть ли не разорит.

На самом деле ничего революционного при вступлении в ВТО в отношении автопроизводителей подписано не было. Импортные пошлины на легковые автомобили должны были уменьшиться в прошлом году лишь с 30% до 25%. В течение последующих 7 лет должно произойти постепенное понижение пошлин до 15%. Кого может разорить такая коррекция — вопрос интересный.

Действительно Renault, VW и прочие концерны открыли в России заводы, что стоило определённых расходов. Вот только инвестировали они не «просто так» в расчёте на мифические прибыли, а в обмен на снижение пошлин на ввоз комплектующих до 0–5%. Многие из них открыли заводы много лет назад, и можно легко посмотреть, как воспользовались и пользуются льготами «поверившие в Россию» инвесторы.

Нужно ли говорить, что стоимость машин, собираемых в России, была вовсе не на 25% ниже, чем у авто, напрямую ввозимых в нашу страну? Более того, в среднем разница составляла 5%, иногда при начале продаж новых моделей — 10%. Нетрудно заметить, что даже потенциальное снижение пошлины на импорт новых авто до 15% всерьёз благополучию российских производств международных холдингов не грозит. Единственное, на что оно повлияет, — на конечный размер прибыли автоконцернов, наладивших поставки комплектующих вместо прямого импорта.

Так или иначе, но, несмотря на очевидную жадность предпринимателей, отказать партнёрам-производителям чиновники Минпрома не смогли и предложили концепцию утилизационного сбора, который практически должны были бы платить лишь импортёры. Но введён он оказался весьма не вовремя. Поскольку пошлина ещё даже не опустилась, фактически чиновники ввели дополнительный налог, который лишь увеличил стоимость автомобилей в стране. Однако доходы населения сейчас, как минимум, не растут, а потому потребители начали терять интерес к приобретению автомобилей.

Иными словами, во многом не прекращающееся уже около года падение продаж новых машин — результат этой уступки бизнесу. И это вовсе не проходит бесплатно для бюджета. Вводятся специальные достаточно дорогие меры по стимулированию продаж — ведь те самые заводы, якобы ради поддержки которых и придумали новый сбор, объявляют технологические перерывы. Между тем в условиях стагнации расходы бюджета вроде бы следует по возможности сокращать.

Получается, проигрыш торгового спора в ВТО сыграет России на руку. Власти получают возможность ликвидировать последствия своей ошибки, даже не признавая её! Чиновники просто объявят своим партнёрам — международным концернам, что они старались защитить их интересы, но против воли международной организации они бессильны. Тем более что отмены сбора, пусть и косвенно, добились фактически их собственные правительства (Франции и Германии). Производителям придётся опустить цены. Тогда продажи новых автомобилей в стране, наконец, оживут, расходы бюджета сократятся.

Относительно пострадавшими в этой связи окажутся лишь предприниматели, открывшие или купившие заводы в России. Но они это переживут. В конечном счёте, на рынках ЕС или США автоконцерны работают куда с меньшей рентабельностью, нежели сейчас в России. Но сворачивать продажи или производство никто не торопится. К тому же в Минпроме наверняка скоро презентуют какую-нибудь новую схему, призванную поднять настроение производителям.


  • +0.85 / 8
    • 7
    • 1
  • АУ


Предыдущая дискуссия:

<< Тред №628047
 
Следующая дискуссия:

Тред №628049 >>

ОТВЕТЫ (1)
 
 
  sign ( Практикант )
17 окт 2013 в 15:55

Уже есть.
На днях знакомый купил Ниссана в кредит.
А там условие, ежели авто российское, тогда покупателю кредит за 7%, остальную часть доплачивает государство.

Так что, кто сразу на всю деньгу покупает автомобиль, ему без разницы, но много сейчас таких вот всяких?

  • +0.02 / 1
    • 1
  • АУ