Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой
510,523 1,384
 

  Dobryаk ( Слушатель )
24 окт 2013 09:47:37

Тред №631036

новая дискуссия Дискуссия  147

Одна из канонических фотографий знаменитого бассейна "Москва"



Было прикольно плавать в нем зимой в минус 20 --- вода нещадно парила, без шапочки мокрой голове было неуютно. В центра вышка, с нее не прыгал ни разу.

А это пророческая картина "Пловец" художника Валерия Николаевича Балабанова, которую художник начал писать в 1976 году



Эскиз ордена Жукова --- его работы. Примечательное интервью:

http://www.fact.ru/www/arhiv13-dr-s1.htm

Валерий Николаевич, одна из рубрик нашего журнала называется «Душа России», как и цикл ваших работ. Поэтому первый вопрос будет такой. Так в чем же смысл русской души? Почему саму ее сущность невозможно описать ни стандартным набором фраз, ни стандартной палитрой цветов?

Я претендую как раз на то, чтобы относиться к этой самой загадочной русской душе. Я никогда не прогибался перед материальным, потому что за моей спиной всегда была Россия. В 80-е годы было модно оставаться в Америке, все стремились к западной культуре. Для меня же существовал только мой возлюбленный Советский Союз, этот народ, эти просторы и эта культура.
Главное в том, что духовно-нравственные доминанты всегда были частью русского образа, этого чуда чудом, явленного миру. Да, я назвал свою выставку «Душа России». На чем зиждется душа России? На том, что духовно-нравственное всегда преобладало над материальным. В сегодняшних так называемых «условиях рынка» нельзя опираться только на материальное. Это важно, в частности, и при разработке военной реформы. Да, солдаты и офицеры должны жить в нормальных условиях, потому что они защищают Отечество, а для меня это – высший долг. Но опираться только на материальное поощрение категорически нельзя. Почему? Потому что может быть явлен кто-то другой, кто заплатит больше. А там и до измены Отечеству недалеко.
Всегда для русской армии защита Отечества, долг перед Родиной был превыше всего. И этот момент ни в коем случае нельзя утратить, потому что здесь идет речь о безопасности нашей страны.

Все живое обладает душой, и даже сама земля тоже имеет душу. Душа человеческая – это океан, это просторы бесконечной глубины и широты. Это тончайший инструмент, на котором играли и Чайковский, и Рихтер, и великий художник Леонардо, и другие художники мира сего. Прикосновение к струнам души человеческой является тем высшим порядком творчества, которое явно не только в России, но и во всем мире. Вы смотрите на картину, и сразу же выстраивается духовный мост между художником и вашей душой. Художник уходит, а мост остается. Остается память народная о нем.
Творчество в моем понимании - род общественной исповеди. Я пишу картины в расчете, что зритель сам в спокойном созерцании их "дописывает". Я как бы приглашаю его к сотворчеству. Для меня картины - это не только холст и краска, а прежде всего тот духовный мост, который соединяет сердце художника и душу зрителя.

Русский художник - это состояние души народа. Сгорая сам, свети другим! И этот Свет позволяет нам быть чище и лучше. Не борение со злом наша боль, а сотворение добра, света духовного, созидать - не разрушая!

Сама русская культура и искусство являет собой символ соединения Божественного и земного.

Возможно, я скажу дерзость, но для меня Церковь Христова – не в бревнах, а в ребрах. Ведь именно там находится душа человеческая, в которой соединяются и добро, и зло. И каждый раз нам приходится делать свой выбор. Русская душа многогранна. Я – художник, я пишу картины. На моей картине «Молитва о России» две лавы, две силы в замахе идут друг на друга, два брата – один на черном коне, другой на белом. Две духовные силы, которые не поддаются никаким физическим измерениям. Но между ними встает образ Пресвятой Богородицы, она не дает свершиться братоубийству.
Недавно я молился в храме, и рядом со мной молилась бабуля, на груди которой было много крестиков. Я изумился – почему? Дождался конца молитвы, и когда мы выходили из храма, я спросил у нее об этом. И она рассказала, что давно, в тридцатые годы она работала в сельской школе. И когда начались богоборческие времена, и с детей принудительно снимали православные крестики, она брала их и одевала на себя. И потом всю жизнь за них молилась. Прошло много лет, и сейчас многие из этих, уже давно выросших детей, приезжают к ней и с благодарностью забирают эти крестики обратно. «Бабушка, спросил я ее, - а как же тебя величать? – Бабушка Вера». Даже само имя ее стало символом для меня как для философа, как для художника.

Лейтмотивом нашего журнала является проблема безопасности, в самом ее широком смысле – от личной безопасности человека до безопасности страны, общества, всей нашей цивилизации. Как вы считаете, почему в последние десятилетия эта проблема обострилась как никакая другая? Почему сейчас ни человеческая личность, ни человеческое общество не могут быть спокойны за свое будущее?


Весь мир состоит из добра и зла, из мира и войны, из гармонии и хаоса. Эти крайности всегда будут находиться между собой в состоянии подвижного равновесия.

Разрушение православных храмов, расстрел царской семьи, все те грехи, которые были совершены до нас, они как бы переходят на последующие поколения, до седьмого колена, нам еще только предстоит их отрабатывать, их замаливать. От состояния души человечества, от степени ее агрессивности, напрямую зависят все глобальные катастрофы, катаклизмы и войны, которые мы сейчас имеем.

Необходимо вернуться к тем ценностям, подмена которых происходила на протяжении двадцатого века. Духовно-нравственные ценности каждого из нас являются тем основанием, на котором выстраивается все. В душе, в школе, в фирме, в обществе. И если этого основания не будет, ни о каких преобразованиях, ни о каком ВОСКРЕШЕНИИ России не может идти и речи. В этом случае мы просто не сможем сплотить наш народ вокруг самой идеи жизни и созидания.

Поиски духовно-нравственных основ являются основанием, залогом, строительства политического, экономического и военного.

Скажите пожалуйста, меняется ли народное самосознание в условиях угрозы, дискомфорта, чувства нависшей опасности? Или же, наоборот, для духовного возрождения важен душевный и физический комфорт?

Именно в экстремальной ситуации является национальная идея, о которой сейчас глаголят многие. Когда началась война, народ соединялся – партийные и беспартийные, верующие и неверующие, грабители и служители закона. С одной стороны был враг, а с другой – наши. Четкое разделение. Вот именно тогда срабатывала та национальная идея. Это та основа, которая дает народу, обладателю исторической и духовной памяти, веру в победу над врагами Отечества.

Духовно-нравственная основа – это безопасность нашего Отечества. Я знаю, что очень трудно использовать опыт предыдущих поколений, и каждое последующее поколение обжигается на своем кипятке. У каждого поколения была своя война, и нынешнее не является исключением. Война и сейчас идет – со стариками, с наркоманией, со СПИДом, с сектами. И от того выбора, который сделает молодой человек в нынешней России, и зависит наша безопасность. «Боже, спаси святую Русь!». Об этом молился более века назад гениальный русский композитор Петр Ильич Чайковский (мало кто знает, что помимо всего прочего он был еще и поэтом!), об этом молится ваш покорный слуга, об этом молится весь народ православный.

Никогда не следует забывать, что мы – народ-победитель. И вслед за Великой Отечественной Бедой всегда следует Великая Победа. Победа нашего духа, нашей культуры, наших нравственных основ.

Валерий Николаевич, вы верите в судьбу, или, как ее по-другому называют, Промысел Божий? Насколько будущее человека может быть выстроено им самим? Можно ли предотвратить беду, если она предопределена Свыше?

Мне часто говорили, что в своих картинах я обгоняю время. Так уж случается, что художник, что поэт в России, опираясь на свои исторические корни, на нашу духовную память, как бы забрасывает вперед вектор своего развития, своего мышления, получая возможность на некое пророчество. Еще в 1976 году я начал работу над картиной «Пловец», в которой предсказал воскрешение Храма Христа-Спасителя. Прошли годы, и Храм вновь предстал перед нами в своем великолепии. Когда же я писал «Светлого отрока», писал его взгляд, мое сердце плакало, боль как бы выжгла меня изнутри, и с тех пор слеза на мои глаза может навернуться только в самые крайние моменты. Я предчувствовал бурю в моей жизни. Отрок смотрит в наши глаза, в наши духовные очи, и в его взгляде только один вопрос «За что?». Револьверный выстрел пришелся в стекло портрета, и трещинки от стекла образовали нимб над головой убиенного царевича Алексея, а большая трещина перечеркивает надпись «Да хранит Вас Господь Бог», ибо мы до седьмого колена несем ответственность за грехи наших предков. И свои собственные грехи мы не замолим, нет, за них будут расплачиваться наши потомки. Моя же ответственность как художника, как философа, увеличивается троекратно… Так вот, через полтора месяца после написания этой картины умирает мой единственный сын. Когда вы прикасаетесь к злу, неизбежно происходит много утрат.

Но несмотря ни на что, я счастливый человек. Я счастлив, что я живу в России. Я счастлив, что многие мои мечты сбылись при жизни (такие, например, как воскрешение Храма Христа-Спасителя), ведь далеко не каждому поэту и художнику в России удается увидеть наяву образы мечтаний своих. Для меня высокой духовной оценкой моих трудов было получение из рук Святейшего Патриарха Всея Руси Алексия Второго получить орден Преподобного Даниила Московского. Я счастлив, что был удостоен звания Народного художника России за свой скромный труд в просвещении и в искусстве. Я счастлив, что я стал автором высшего полководческого ордена России «Георгий Жуков» и одноименной медали, посвященных молитвенной памяти воинов 1941-1945 годов. Я счастлив, что этот орден вручался мне в Георгиевском зале Кремля вместе с прославленными полководцами тех лет.

Большое спасибо вам за ваше подвижничество, за ваш огромный труд во имя возрождения великой России.


Валерий Николаевич скончался 4 года тому назад в 70 лет.
Отредактировано: Dobryаk - 01 янв 1970
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (3)
 
 
  В. Вилежаня ( Слушатель )
24 окт 2013 18:35:50

Я тоже купался там зимой и не раз.
А вообще. Нехорошее это место.
Когда-то там стояла церквуха. Понадобилось место для храма Христа Спасителя. Снесли церквуху. Построили храм, а потм снесли. Понадобилось место под дворец Советов. Дворец не достроили, снесли. Построили, в общем, полезную вещь - бассейн. Снесли. Построили снова храм.
Ничего не держится долго на этом месте.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  Dobryаk ( Слушатель )
24 окт 2013 23:25:09
Странным образом, кроме как зимой, в бассейне "Москва" не был...Храм Христа Спасителя там навечно. А храмы на месте старых  --- дело обычное.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
25 окт 2013 00:55:40

Хм ... , я тоже.
ЦитатаХрам Христа Спасителя там навечно.

Не зарекайтесь ..., ни что не вечно под Луной ...

ЦитатаА храмы на месте старых  --- дело обычное.

Не ... , там все было очень "некрасиво" ... "Неправедно был построен,  будет ему плохая судьба ..." - как-то так было сказано.
  • +0.00 / 0
  • АУ