Тред №64572
новая дискуссия
Дискуссия
117
Русская модель культуры выживания
направлена на интересы общества и природы, и она неизбежно
придёт на смену западной модели потребления, ориентированной
на интересы личности, на получение прибыли.
Как это ни печально, пока (в том числе и в нашей стране)
превалирует идеология рыночной экономики. Её адепты говорят,
что «невидимая рука рынка» решает все проблемы. Нет,
всех проблем рынок не решает, потому что рынок лишь часть
экономики, а экономика осуществляется в рамках культуры.
Если рынок возвышается над всем остальным, нация становится
нежизнеспособной. И это легко понять, если осознать,
что у культуры и рынка разные цели. Культура нацелена на
выживание сообщества и личности через историческую преемственность,
когда материальное и духовное достояние одного
поколения передаётся другому через наследование и воспитание,
а время закрепляет переданные от отцов и дедов
заветы и блага в наследственные свойства и наклонности потомков.
А рынок нацелен на получение максимально возможной
прибыли сегодня, что, как уже отмечено не раз, требует
ускоряющегося прожигания природных ресурсов и ведёт к деградации
природы и вымиранию всего человечества.
Кажется, предпосылок для исправления положения нет. В
последние годы идеологи образования и в России тоже перевели
школу на изучение вопросов, прежде всего связанных с
адаптацией личности к рынку. Такой подход закрывает возможность
осознания подрастающим поколением своего единства
с народом, имеющим прошлое и будущее. Исчезло из задач
школы формирование общего императива в мировоззрении,
положительного духовного мироощущения. Дети, «наше
будущее», не ощущают себя «нашим» («мы» для них конкуренты)
и тем более «нашим будущим» (они вне истории народа).
У нас это началось недавно, а в западном мире уже несколько
поколений выросло при подавляющем всё и вся влиянии рыночной
экономики, с одной путеводной звездой: права человека.
Мы не спорим: да, права личности — категория важная.
Наше недоумение вызывает всего лишь преувеличенное значение,
которое этим правам придаётся. На наш взгляд, личность,
общество и природа страны — те три основные силы,
которые строят людское общежитие. Вот только приоритеты
«слегка» перепутаны. Личность — часть человеческого сообщества.
Человечество — часть природы. И с такой точки зрения
права природы, без сомнений, стоят выше прав человечества,
а тем более одного человека.
То же самое и в отношении социума и экологии. Замена
чувства Родины во всём её природном и народном величии на
абстрактно-глобальные экологические знания «о загрязнении
среды», оторванные от конкретного места жизни, разрушает у
юношества понимание природы как целостного комплекса,
подобного живому организму, да и просто не позволяет задуматься
об этом. Между тем всегда в прошлом, в периоды изменений
общество обращалось к истории своего края. Люди
ищут опору в лучших традициях прошлого, в своей природе, в
том, что устоялось, что не искажено, короче, в том, что имело
ценность для десятков поколений людей. Поэтому школьное
краеведение можно предложить в качестве того рычага, который
позволит вернуться к осознанию человеком себя как части
природного комплекса во всей его сложности, где социально-
экономические категории естественно укладываются в рамки
законов естественных наук.
Именно краеведение задает природный формат стереотипам
поведения, содержащим соборное чувство нормы и меры,
правила взаимоотношений между людьми в быту и работе, и
одновременно любовь к природе, к родной земле. В России
традиционная культура помогала с детства формировать неискаженное
духовное мироощущение в людях. Но гонка производства
и потребления, сращивание средств массовой информации
в единую сеть разрушают эту связь, снижают возможности
населения пережить катастрофу.
Не следует думать, что мы это говорим для правительства.
Нет. Мы во многих наших книгах показывали, что у нас в стране
существует два «народа»: «новые бедные» (просто народ,
90 % населения) и «новые русские» (с позволения сказать, элита,
достигающая 10 % численности населения). У них разные
идеология, мораль и цели, разные деньги и разные интересы.
Эти два народа, пользуясь одной территорией и внешне оставаясь
в рамках одной культуры, имеют совершенно разные
виды на будущее как своих семей, так и всей страны, а о человечестве
и вовсе не думают. Так вот правительство выражает
интересы как раз тех, кто смотрит на Россию как на источник
богатства и разграбления. Тех, кто здесь не хозяин, а мародёр.
Мы же обращаемся к тем, кто собирается жить в России,
для кого она не кладовка с ресурсами, а Родина.
Правительство внедряет здесь западные модели экономики
и чуждые России социальные правила. И строит соответствующее
этим целям образование. А между тем человеку необходимо
осознание своей связи с естественным ландшафтом,
с природой своей земли. Ему надо понять и своим детям дать
понятие о главных святынях и духовных ценностях России, о
героях и подвижниках духа, о необходимости следования лучшим
традициям своей семьи, народа. Детям нужно помочь
разобраться с правилами взаимодействия с природой (и самим
с ними разобраться). Не менее важно вырабатывать уважительное
отношение к людям, живущим с нами на одной земле, и к
иноземцам. Нельзя иначе добиться здоровья нравственного и
душевного, которое строится прежде всего на уважении к старшим,
ко всем членам семьи, уважении к установленному порядку
общежития, обеспеченного рачительным ведением своего
хозяйства.
Дмитрий Калюжный Сергей Валянский " армагеддон завтра" 2007