А я не возражаю против тезиса о спонтанности процессов.
http://www.contr-tv.ru/common/2939/Напомню, что в СССР второй половины 80-х наблюдались примечательные процессы – тем более примечательные, что уровень экономических неурядиц оставался умеренным, а правоохранители сохраняли дееспособность. Однако уже в правление Андропова начинается а) бурное размножение маньяков б) стремительная консолидация молодёжных преступных группировок – см., например «Казань». Напомню, кстати, что знаменитое «ледовое побоище» - массовая драка с участием нескольких сотен человек - случилась там аж в 1984, т.е. ещё при Черненко.
г) первые проблески всеобщего помешательства на уфологии в) быстрый и труднообъяснимый рост всеобщей ненависти к… вьетнамцам. Сейчас об этом никто не помнит, а между тем под занавес советской эпохи их гоняли со страшной, нечеловеческой силой – с убийствами, массовыми драками и осадой общежитий. При этом, например, московская разборка 1990-го – с двумя убитыми и массой раненых – началась потому, что их заподозрили… в скупке мужских носков и создании соответствующего дефицита.
Несложно припомнить, какие сдвиги в советской экономике маркировали эти завихрения. Между тем, с 2004-05-го мы снова видим странные феномены из серии «Ничего не напоминает?» Население вновь начинает интересоваться зелёными чертями; умножаются массовые психозы; развивается «извращённая» преступность; подростки опять начинают консолидироваться по «идейному» признаку; престарелые балбесы поддерживают этот порыв – начинается «национальное возрождение»/охота на дворников.
«Национальное» здесь взято в кавычки не случайно: присмотревшись к нашим фашикам повнимательнее, можно обнаружить, что они напоминают классических националистов лексически и стилистически – но никак не содержательно. Впрочем, это лирика. Обратимся к конкретике.
Об этом почему-то никто не задумывается, однако скорость, с которой среднеазиаты превратились в главных врагов цивилизованного человечества, выглядит пугающе и странно. Ещё около 2003 года даже национально мыслящий элемент и не помышлял об охоте на узбеков/таджиков; что же касается среднестатистического субъекта с высшим образованием, то последний густо краснел при слове «чурка» и пугался словосочетания «лицо кавказской национальности». Однако спустя пять лет тот же субъект с налитыми кровью глазами рассуждает о том, как таджики «распространяют исламскую культуру», слушая родную попсу.
Ничего не напоминает?