Большой передел мира
252,888,724 507,041
 

  mn01 ( Эксперт )
29 янв 2014 03:04:58

Тред №668603

новая дискуссия Дискуссия  134

Пакистан – Индия: нормализация отношений?

Наталья Замараева



Декабрь 2013 г. стал переломным в пакистано-индийских отношениях. Начиная с января 2013 г. инциденты на пакистано-индийской границе фактически отбросили назад дипломатические усилия, достигнутые сторонами в 2012 г.

Трехдневный визит министра иностранных дел Индии С. М. Кришны в Исламабад в рамках второго раунда процесса диалога (стартовал в 2010 г., т.е. спустя два года после теракта в Мумбае в ноябре 2008 г. и последовавшего резкого ухудшения отношений) был крайне важен для Пакистана. 8 сентября 2012 стороны подписали Договор о либерализации визового режима, Меморандум о взаимопонимании по вопросам культурного обмена, Дополнение к согласованию новых мер укрепления доверия в районах Линии контроля (ЛК), торговли и путешествий.  

В январе 2013 г. после первых вооруженных столкновений на границе в Кашмире, МИД Пакистана по настоянию генералитета обратился в ООН с инициативой о проведении независимого расследования инцидентов на пакистано-индийской границе в Кашмире: пригласить экспертов из Группы военных наблюдателей Организации Объединённых Наций в Индии и Пакистане. Но инициатива не была поддержана.

В истекшем году Исламабад и Нью-Дели обвиняли друг друга в нарушении режима прекращения огня 2003 г. вдоль Линии контроля. Пакистанские СМИ писали о шестнадцати пограничных инцидентах в пяти секторах ЛК, неспровоцированной стрельбе и т.д. Эскалация напряженности отрицательно сказалась в целом на мирном диалоге двух стран. Под сомнение были поставлены вопросы льготного предоставления виз отдельным группам граждан, культурные обмены, процесс либерализации торговли и т.д. Несмотря на многочисленные заверения и обязательства перед Международным валютным фондом Исламабад в 2013 г. не предоставил Нью-Дели статус «наиболее благоприятствуемой нации».

Весной 2013 г., в период обострения отношений, Пекин проявил готовность выступить в роли арбитра в кашмирском вопросе. Предложение было с благодарностью принято, но отложено.

Исламабад в последние годы крайне заинтересован в нормализации отношений с Индией, инициирует официальные и частные встречи лидеров, использует любую возможность для переговоров в рамках и кулуарах различных международных форумов и т.д. Но в 2013 г. «затягивание» процесса урегулирования на несколько месяцев в 2013 г. объяснялось также факторами субъективного характера в Пакистане: сменой политического руководства и кадровыми перестановками в рядах генералитета страны.

В мае 2013 г. к власти в результате парламентских выборов пришел Наваз Шариф, в третий раз (1990 – апрель 1993 гг., 1997 – октябрь 1999 гг.), заняв пост премьер-министра. Новый глава федерального кабинета министров вновь, как и в прежние годы, декларировал нормализацию отношений с Индией. Дипломатические контакты носили сугубо официальный характер (напомним, что в ответ на ядерные испытания Индии весной 1998 г., при премьер-министре Наваз Шарифе в мае 1998 г. были проведены испытания пакистанских ядерных установок; летом 1999 г. разрозился вооруженный конфликт в пограничном Каргиле; тогда отношения первых лиц стран резко обострились).

В 2013 г. Наваз Шариф вновь позиционировал себя мироносцем по отношению к Индии. Да и субъективные факторы — пограничный и торговый вопросы — требовали незамедлительного урегулирования. Летом осенью активизировался дипломатический трафик между столицами.

В середине декабря 2013 г. Нью-Дели с частным визитом посетил Шахбаз Шариф, главный министр крупнейшей пакистанской провинции Панджаб (граничит с индийским штатом Пенджаб). Он приходится младшим братом главы федерального кабинета министров Миан Мухаммаду Наваз Шарифу. В повестке дня значилось укрепление деловых связей (он посетил несколько электростанций, работающих на угле и солнечной энергии, ряд объектов сельского хозяйства и т.д.). Но главная цель визита члена клана Наваз Шарифов состояла в проведении неофициальной встречи с премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом. В ответ на его слова о трансграничных перестрелках, Ш.Шариф поспешил заверить его, что Пакистан готов устранить все сомнения, и что премьер-министр Наваз Шариф предложил Нью-Дели провести независимое расследование третьей стороной инцидентов на Линии Контроля. Стороны согласились, что, во-первых, у руководства двух стран нет другого выбора, кроме как идти по пути мира, во-вторых, существует необходимость урегулирования серии спорных вопросов: водного, Кашмира, Сиачен, Сэр Крик и т.д.

Дипломатия Наваз Шарифов оказалась бессильна. Нью-Дели настаивал в первую очередь на урегулировании пограничных инцидентов вдоль Линии контроля. В переговоры вступили военные, но только в конце 2013 г. (24 декабря 2013 г.) состоялась встреча представителей пакистанской и индийской армий на уровне начальников управлений военными операциями. Стороны подтвердили приверженность поддерживать режим прекращения огня на Линии Контроля; согласились установить «горячую линию» и сделать ее более эффективной и ориентированной на результат; информировать друг друга в случае непреднамеренного пересечения Линии контроля гражданскими лицами с целью их скорейшего возвращения; подтвердили «нулевую терпимость» в вопросе контрабанды, незаконного возведения и демонтаж пограничных столбов и т.д.

События на ЛК 2013 г. фактически отбросили назад дипломатические успехи прежних лет, и в декабре 2013 г. стороны вновь сели за стол переговоров, чтобы с чистого листа писать повестку дня. Подобная ситуация повторяется, начиная с 1947 г. согласно известной формуле «шаг вперед, два шага назад».

Многие аналитики подчеркивают обострение столкновений стратегических интересов Пакистана и Индии в регионе, которое только усугубляется с течением времени (соперничество в регионе Индии и Китая, укрепление позиций Индии в соседних с Пакистаном Афганистане, Иране) и т.д.


В январе 2014 г. индийские СМИ вновь пестрели сообщениями о нарушениях вдоль Линии Контроля, пресс-службы пакистанской армии и внешнеполитического ведомства опровергали их, подчеркивая провокационность их характера. Эти заявления одновременно проходили на фоне переговоров министров торговли обеих стран в рамках 5-ой встречи бизнес-лидеров СААРК в Нью-Дели 16-18 января 2014 г.

Исходя из указанного выше, можно ожидать, что новый 2014 г. принесет новые вызовы отношениям между Пакистаном и Индией, и стороны вновь встанут перед необходимостью выработки формулы мирного сосуществования.

Ссылка
  • +1.48 / 11
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  ахмадинежад ( Профессионал )
29 янв 2014 14:35:58

просветимся
Джамму и Кашмир — спорная область, находящаяся в самом центре так называемой евразийской «дуги нестабильности», здесь сходятся границы пяти государств (Индии, Пакистана, Китая, Афганистана и Таджикистана) и три крупнейшие религии — ислам, индуизм и буддизм. Кашмир граничит с Пакистаном на западе, с Афганистаном — на севере, со Синьцзян-Уйгурским и Тибетским автономными районами Китая — на востоке и со штатами Индии Химачал-Прадеш и Пенджаб — на юге.

немного из энциклопедий

Джамму и Кашмир (догри जम्मू और कश्मीर, урду جموں اور کشمیر, ладакх. ཇ་མུ་དང་ཀ་ཤི་མིར།)
куча карт
штат на севере Индии. Столица летом и крупнейший город — город Шринагар (или Сринагар) с населением 930 тыс. чел, 2002. Население — 12 548 926 человек (19-е место среди штатов; данные 2011 г.), мусульмане (64 %), индуисты, сикхи и буддисты. Зимняя столица – Джамму с населением , 393 тыс. чел, 2002. Сринагар - летняя, с мая по октябрь, Джамму - зимняя, с ноября по апрель. С 1989 года исламские боевики ведут борьбу за присоединение всего штата к Пакистану или построение «независимого исламского государства Азад Кашмир». В результате войн сев. ч. штата захвачена Пакистаном, демаркационная линия проходит б.ч. по р. Инд; главный город пакистанской части – Музафарабад.


теперь немного географии

Штат расположен в Гималайских горах. Джамму и Кашмир граничит с КНР на востоке, штатами Химачал-Прадеш и Пенджаб на юге, с Пакистаном на западе и на севере. На территории Джамму и Кашмира расположены Кашмирская долина, долина Тави, долина Ченаб, долина Пунч, Синдская и Лиддерская долины. Главная Кашмирская долина 100 км шириной и 15 520,3 км² площадью. Горы отделяют долину от Ладака в то время как Пир-Панджал охватывающий Кашмир с запада и юга отделяет штат от равнин северной Индии. На северо-востоке над Кашмирской долиной нависает Большой Гималайский хребет с заостренными скалистыми гребнями, где отдельные пики превышают 7000 м (высшая точка — гора Нункун — 7135 м). Далее к востоку простирается обширное нагорье Ладакх, известное также под названием Малый Тибет. Оно прорезано долиной верхнего Инда. К северу от Ладакха находится величественная горная система Каракорум, где много крутосклонных пиков с высотами более 7000 м, а некоторые из них даже превышают 8000 м. Особо выделяется вторая вершина мира — гора Чогори (8611 м), известная также под названиями К2, Годуин-Остен и Дапсанг. Крайний восток Кашмира занимает плато Аксайчин, захваченное Китаем. Северные районы Кашмира, контролируемые Пакистаном, представляют собой систему труднодоступных высоких горных хребтов, между которыми в узких теснинах текут быстрые реки. Здесь Каракорум и Гиндукуш образуют дугу, обращенную вогнутой стороной к югу. Средние высоты гор превышают 5000—6000 м. Характерна сильная расчлененность рельефа с преобладанием крутых и даже отвесных склонов.
В высокогорных районах Кашмира много ледников. Особенно выделяется в этом отношении Каракорум, где площадь ледников превышает 14 тыс. км2. Здесь находятся многие крупнейшие ледники мира: Сиачен (длина 76 км, площадь 750 км2), Биафо, Балторо, Батура, Хиспар и др. Эти гигантские ледниковые системы состоят из основного долинного ледника со множеством боковых ледников-притоков. Конец ледника Батура находится близко от русла р. Хунза и проходящего по ее берегу Каракорумского шоссе, поэтому есть опасность перекрытия этой стратегически важной магистрали. В Больших Гималаях тоже много ледников, но по размерам они уступают каракорумским (крупнейший ледник Ганготри в Кумаонских Гималаях достигает в длину 32 км и имеет площадь около 300 км2). Средняя высота равна приблизительно 1850 метрам, а в районе Пир Панджал 5000 метрам. Джелам является крупной гималайской рекой, которая протекает через Кашмирскую долину. Реки Инд, Тави, Рави и Ченаб являются основными реками, протекающими через штат.

вода и дороги.


карокорумское шоссе

Великий Шёлковый Путь

Джамму и Кашмир является единственным штатом в Индии, который пользуется особым автономным статусом по Конституции Индии, согласно которому ни один закон, принятый в Парламенте Индии, не действует на территории Джамму и Кашмира, пока не будет ратифицирован парламентом штата, за исключением законов по вопросам обороны, связи и внешней политике. Впоследствии юрисдикция Верховного суда Индии над Джамму и Кашмиром была продлена. Джамму и Кашмир имеет свой собственный флаг и конституцию, и индийцы из других штатов не могут купить землю или недвижимость в этом штате.
Полная или частичная принадлежность территории бывшего княжества Джамму и Кашмир Индии оспаривается Пакистаном и Китаем. В Пакистане контролируемую Индией часть штата Джамму и Кашмир считают оккупированной территорией. Контролируемая Пакистаном часть Кашмира разделена на Азад Кашмир и Гилгит-Балтистан. Китай, в свою очередь, оккупирует малонаселенный, но стратегически важный район Аксайчин, а также часть высокогорных территорий.

Эта область северо-западной Индии была колыбелью некоторых древних цивилизаций. Самое раннее упоминание Кашмира содержится в китайской летописи ранней династии Хан, оно датируется 220 г. н.э. Также Кашмир упоминается у греческих классиков Птолемея, Дионисия, Геката и Геродота. Кроме того, Кашмир и его народ описаны в арабских работах аль-Масуди, аль-Квизвини, аль-Идриси и аль-Беруни.

Великий Шёлковый Путь - путь распространения конфликтов и уничтожения следов древних культур и Мировых Религий. Уничтожение памятников в Египте, Сирии, Ираке, Афганистан. Кашмир в этом ряду.
  • +3.17 / 25
  • АУ