От народовластия через социальное неравенство к тирании1-я часть.
Введение -- формулировка проблемы1.1 "Социальное неравенство" это издержки переходного этапа от биологической эволюции многоклеточных (людей) к социальной эволюции.Социум (сообщество людей) начался с тесного взаимодействия примерно 100 тыс. людей в плодородных поймах больших субтропических рек.
Чем хороша была большая плотность?При высокой плотности населения увеличилось число связей (перекрёстных порядка N2) между людьми и итоге новые навыки-знания, полученные отдельным человеком преимущественно стали накапливаться.
Уже в физике взаимодействующие частицы описываются уравнениями с членами пропорциональными квадрату от числа частиц.
Исследование закономерностей социумов привели к подобным уравнениям.
число людей достигло миллиарда, произошёл качественный скачёк: началось формирование общего Мирового разума.
Формирование Мирового разума это многоплановое явление, и
тема для отдельных обсуждений.1.2 Нас же интересует вопрос оптимального устройства государства и как частный вопрос проблемы властиНачальные условия в ранних государствах способствовали народовластию: "все знают всех и видят всех на выборах" и дела правящих очевидны каждому.
Фактически этот принцип описывает
"отрицательную обратную связь".Если выразится более доходчивым языком, принцип обратной связи описывает адаптивную реакцию живой материи:
"чтобы организм был успешным, на каждый вызов нужно давать адекватный ответ".
Усложнение функций управления государством и возникшее при этом разделение труда, слабое развитие производительных сил, недоразвитость систем обмена информацией, плюс "субъективный фактор" тех, кто оказался у власти (из-за потери контроля от народа), вот ряд основных причин, которые привели к упрощению властного аппарата: через отказ от цепи отрицательной обратной связи.
1.3 Про "обратную связь" гуманитариям расскажем чуть подробнее1. Цепь "отрицательной обратной связи" по структуре примерно равна структуре привычной власти.
То есть аппарат власти с обратной связью становится минимум в два раза больше и дороже.
2. С развитием институтов (схем и традиций) "подкупа", потеряло смысл: разводить сыр-бор с этой самой "обратной связью".
3. Важную роль играет "задержка" прохождения сигнала по контуру обратной связи, если задержка велика, то отрицательный сигнал может стать уже и слабым и нулевым и даже положительным.
4. Отрицательная обратная связь видимо по "принципу неопределённости" тоже не подарочек:
Чем глубже отрицательная обратная связь, тем точнее система движется к цели, но примерно во столько же уменьшается усиление.
Например, операционный усилитель с усилением в миллион, сплошь и рядом для высокой точности передачи сигнала работает с усилением равным единице.
На войне достигают предельную мощность, как раз за счёт ослабления обратной связи.
Важная причина, почему власть не любит "отрицательной обратной связи", контроля со стороны народа всё становится сложнее и надо делать предельно аккуратно.
5. Очень важную роль играет "субъективный фактор" властвующих с обратной связью придётся властвовать по закону и морали, без обратной связи "закон и мораль" не ограничивает степеней свободы власти.
То, что потом "без обратной связи" возникают супер не приятные последствия и для власти и для народа?
"Ну, так это уже потом".
Выводы:1. Есть ряд объективных причин, почему государства лишились на некотором историческом этапе эффективной адаптивной функции живого организма (механизмов обратной связи).
2. Расплатой служат кризисы, которые могут закончиться не только переходом в новое качество, но и катастрофой Человечества с эволюционным откатом.
3. По мере ослабления контроля со стороны простых граждан управление социумом превратилось во власть, как суб'систему верхнего уровня, для которой сам социум всё более становится ресурсной средой обитания.
4. Это очень опасно, потому что такая власть спит и видит, как она с помощью медицины, информатики, психологии … как выходит на межвидовое различие: элита и творчески-продуктивные скоты-недочеловеки.
5. Особую опасность представляет огромная власть транс-национальной компании "новый мировой порядок", которая прячась за мощь золотого миллиарда сегодня глобально включила тысячи стратегических механизмов разрушения суверенитетов государств.
И которая, отныне может существовать только в условиях деградации Общества.
И прежде всего, через кратное сокращение численности людей.
2. Метод решения задачи 2.1 государства и власти не новы и принципиальные проблемы исследованы ещё древними. Поэтому для красотищи в этом сообщении, обратимся к цитатам из 7-й и 8-й книги (сами две книги всего 17 страниц текста) "Государство" Платона.
Обращение к греческим древностям вызвано тем, что принципиальная картина цикла деградации государства и власти при росте "социального неравенства" сохранилась в наши дни во своей первозданной мерзко-пакостности.
Но Афинский полис проще, и рассмотрение принципиальных вопросов обустройства государства и власти на его примере просты и наглядны.
2.2 Три великих мыслителя почти 130 лет передавали эстафету своих достижений друг другу из рук в рукиУчитель Сократ (469г -- 399г до н.э), 20 лет учил Платона (438 -- 347 до н.э),
Учитель Платон 20 лет учил Аристотеля (384 -- 322г. до н.э.).
Школа Платона с 287г. до н.э просуществовала 900 лет!
-----------------
Приложение:По материалам
http://rusrand.ru/li…eravenstvo (введение, 1 глава)
Не всё просто и приятственно в красивой обёртке Греческих полисов:Например: в 309г. рабов в Афинах (Аттике) было в 20 раз больше, чем в граждан.
Гражданин полиса -- "политическое животное" по Аристотелю, это высший сорт -- "политес".
Потому что произошли греки от неба, от богов, от героев, ...
Средний сорт -- неграждане, идиотес, отрешённые от политики, полулюди
Низший сорт -- нелюди -- рабы -- вещь в человеческом обличье, тело.
В итоге: граждане в масштабе государства -- узкий слой избранных.
Но есть ещё и варвары те, что за пределами греческой ойкумены (мира эллинизма).
И главное в этом деле, то что
варвары произошли от земли, а вот греки от Неба.Это замечание не совсем в тему, но без него ....Надо иметь в виду, чтобы не удивляться резкой критике, которая нередко выдаётся в адрес того же "Государства" Платона, и тем более в адрес других его произведений.
Надо понимать также и то, что и взгляды Платона на его длинном не простом творческом пути менялись.
С сухом остатке по древним грекам с их небесностью: 1.
Межвидовое разделение на низших и высших (различие "свой/чужой") было у греков мировоззренческим: одни от неба, другие от земли.
И не вызывала даже тени сомнения обоснованность такого подхода.
2. По эстафете эта беда (с претензией на межвидовость) передалась иудаизму и римлянам.
3. Позднее это безобразие просто поразило-пропитало ядом всю Западную цивилизацию в целом.
И по сей день там ничего не изменилось!
Одни "небесно-земные" страсти-мордасти отвергались наукой.
Тут же в угоду властвующим изобретались другие "псевдо-научные" изыски на якобы межвидовые различия.
От греков, через римлян эта беда точно гвозди на 200 мм сидят в сознании и подсознании "золотого миллиарда".
Поэтому Запад идейно-метафизически -- мертвяк.Первые западнические суждения в духе "раб -- это человек", Учёные относят к творчеству философа-стоика Сенека (5г. до н.э. -- 65г н.э.)
При этом смысл суждений Сенеки свёлся к тому, что с гражданином можно поступать также как и с рабом.
По иронии судьбы, воспитанник Сенеки император Нерон, так с бывшим учителем и покровителем, примерно и поступил.
Но в целом, тема
"превосходства, господства, и наконец высшего вида" особенная и очень важная тема и ей будет
посвящены специальные сообщения.