иные сквозь зубы
"Мы испытали забытое чувство гордости". Отрицать очевидное может лишь тот, у кого нет глаз или нет совестиПроект "Сочи-2014", который был под пристальным вниманием политиков, блогеров, борцов с коррупцией и прочей публики, подошел к своей логической кульминации. 7 февраля в 20.14 началась церемония открытия XXII Зимних олимпийских игр. По словам организаторов шоу, суммарная телевизионная аудитория составила 3 млрд зрителей, то есть почти половина населения земного шара. Как оказалось, многим, даже весьма далеким от России зрителям церемония пришлась по вкусу, хотя, разумеется, заметны и те, кто традиционно ищет негатив. Однако, в России даже люди, не замеченные в любви к власти и к мегапроектам, вынуждены были сказать:
"Это было великолепно, сегодня мы испытали гордость"."Открытие Олимпиады увидели три миллиарда человек. По пять баксов на человека – недорого, если хочешь показать новую-старую Россию миру и самой себе. Кто не видел открытия – не увидел самое гигантское шоу нашего времени, а может - всех времен и народов, потрясающее по размаху и высшему качеству задумки и исполнения. А кто увидел – разгадал загадку русского характера. Русские не любят тщательно и аккуратно заниматься рутиной. Им интереснее сделать что-нибудь потрясающее, и в это они вложат всю душу", – уверен писатель Исраэль Шамир.
"Тратить такие деньги на Олимпиаду, когда в стране систематически умирают от "нехватки бюджетных средств" дети, а основная часть общества лишена будущего, - преступление и с моей точки зрения тоже. Но: открытие Олимпиады было сделано потрясающе. Со всеми ляпами, со всеми огрехами, - великолепно. Это сделано хорошо и правильно. Это великолепно. Зная все то, что я знаю про свою страну, ее руководство и ее бюрократию, – я горжусь своей страной со всеми ее язвами и пороками. Открытие Олимпиады в Сочи – это победа. Может, и пиррова, - но отрицать очевидное может лишь тот, у кого нет глаз или нет совести. Россия показала великолепное, феерическое, завораживающее зрелище. Россия показала себя не просто достойно - она показала себя подавляюще. Очень странно испытывать забытое чувство гордости за свою Родину", – в своем блоге отмечает экономист Михаил Делягин, известный критикой по отношению к политическому руководству страны и к "олимпийской стройке".
Сходные комментарии оставили и другие яркие представители оппозиции и блогеры.
"Гениальный сценарий. С большим вкусом – история дореволюционной России, без слащавости, триады и "духовных скреп", но с нежностью, такой камерной интимностью... Гимн природе – ведь это действительно наш эксклюзив, нигде в мире нет такого разнообразия. Больше всего боялась безвкусицы и фальшивого лубка, увидела идеально выверенный, с глубоким мировоззренческим подтекстом постановочный шедевр. Отдельный респект художнику и тому, кто подбирал музыку. Молодцы", – отметила один из лидеров "Левого фронта" Дарья Митина.
"Не выразить словами, как это было сказочно красиво! Какие же это прекрасные минуты, когда мы чувствуем себя единой нацией. И не в беде, а в радости! Удачи нам! И пусть побеждают сильнейшие", – написал военный обозреватель Владислав Шурыгин.
"Несмотря на то, что Константин Эрнст руководит одним из пошлейших и унылых телеканалов, на котором смотреть можно только новости, сам по себе в личном качестве по самым разным отзывам он очень тонкий человек, прекрасно разбирающийся в искусстве. Что никак не мешает ему расстреливать из крупнокалиберных пулеметов это чувство у зрителей. Тем не менее, открытие Олимпиады, за которое он отвечал, не скатилось к "vodka-balalayka-matryoshka-gjel". Все было просто прекрасно. Даже уснувший Медведев оказался в тренде, разбавив торжественность", – считает блогер Анатолий эль Мюрид.
"Я не поленился почитать рецензии на сайтах Wash Post, Time, Rolling Stone, Vanity Fair, Independent, Telegraph, Die Presse и где-то еще. NYT читал накануне и они лучшие. А общее впечатление – тяжелое. Или я перестал что-то понимать. Почти никто не пытается в чем-то разобраться и понять, что хотели сказать авторы, вместо этого перебирают истории про убитых собак и желтую воду из-под крана, ну а нераскрывшиеся кольца, разумеется, занимают существенную часть обзора, кое-где присутствуют фотожабы, количество чванства и злорадства зашкаливает", – подвел итог на страничке в Facebook журналист Андрей Золотов.
"Надо понимать одну простую вещь и не стесняться её: Олимпиада – продукт пропагандистский. Причём не по злой воле Путина, а потому что это заложено в саму суть любого мероприятия подобного глобального масштаба. А агрессивная предолимпийская антироссийская информационная кампания, развязанная нашими западными партнёрами и их поклонниками в самой России, придала пропагандистской сущности сочинских Игр ещё и захватывающую соревновательную составляющую", – подчеркивает Матвейчев. "Российская пропаганда выиграла свою олимпийскую медаль, нанеся всего один удар. Три с половиной миллиарда человек видели это", - добавляет политолог. "Мы имеем дело не просто с пропагандой, а с осмысленной и приобретающей цельность государственной идеологией – и вот её уже в свою очередь и обслуживает пропаганда, как оно и должно быть. А отвесить звонкую оплеуху злопыхателям – это так, побочный эффект. С золотым почином нас, товарищи", – завершает мысль Матвейчев.
"15 лет назад Константин Эрнст сформулировал культурное кредо 00х, "Старые песни о главном", неосоветский ренессанс. Задача неосоветского ренессанса, то есть стабильность и преодоление кризиса 90-х, выполнена, теперь нужна другая идеология, не для кризис менеджмента, а для развития. На открытии Олимпийских игр в Сочи Эрнст попытался сформулировать новый культурно-идеологический канон, Россия страна классическая, у нас все классическое, даже авангард. Это культурное кредо нового российского консерватизма, не реакция, не национализм, а европейская классика, против, думаю, господствующего в ЕС посмодернизма", – размышляет в своем блоге Марков.
"Представление церемонии открытия Олимпиады создано людьми глубоко – может быть, даже, философски – мыслящими, понимающими русскую культуру не на уровне лубка или штампа из западного учебника политологии. Оно просто исключительно по общему замыслу, визуальному и мелодическому ряду, темпоритму, пространственным решениям. Это "образная история" России, удачно рассказанная в четырех фрагментах... Из всех церемоний открытий Олимпийских игр, которые я видел (а я, будучи школьником, смотрел даже открытие Олимпиады-80), эта, несомненно, самая удачная. Одним словом, шоу удалось. Браво Константину Эрнсту", – пишет в Facebook политолог Дмитрий Орлов.
Николай Стариков:
– Что касается Олимпиады, то качество подготовки шоу открытия превзошло самые смелые ожидания. Тут, мне кажется, не осталось недовольных вообще. Что касается попыток наших западных "товарищей" вылить ложку дегтя в бочку меда, то это вполне понятно. Это совершенно четкая информационная волна. Через некоторое время мы забудем о всей той ерунде, которую они печатают, тем более, что 99% – это вранье и подтасовки. Нужно понимать и то, что Олимпиада через несколько недель закончится, а мы останемся со своими проблемами. Но за эти несколько недель наше общество сплотится, будет болеть за нашу сборную. Мы должны выработать такую национальную идею, которая бы нас объединяла не только на несколько недель во время больших спортивных праздников, но и ежедневно и ежечасно. Это и есть основная задача государства и патриотических сил.
Что касается постоянной критики о стоимости Олимпиады, мне вообще представляется достаточно спорной дискуссия по поводу потраченных денег. Собственно говоря, любой более-менее знающий историю и экономику человек знает, что выходом из кризисного положения как США, так и Третьего рейха стало масштабное строительство, которое начали осуществлять сначала американцы, а потом – Гитлер. Вложение средств в инфраструктуру, дороги, строительство приводят к мультипликационному эффекту не только для ВВП, но и "перезапускает" экономику. Сочи – небольшая площадка, в которую были вложены достаточно серьезные средства – туда были проложены газовые трубы, улучшена железная дорога, обновлена инфраструктура, прорублены тоннели в скалах – это и есть то самое строительство, благодаря которому происходит мультипликативный эффект. Тему с деньгами, правильно или нет они были потрачены, стоит закрыть и думать о дальнейших масштабных стройках – строительство ВСМ до Казани, еще одна кольцевая вокруг Москвы и другие. Масштабные стройки всегда в истории приводили к положительным изменениям.
А художник Алексей Гинтовт в беседе с Накануне.RU признался, что ему не хватило в церемонии очень важного исторического периода:
- Миновать советский период было просто невозможно в этой концепции. Классическая эпоха XIX века и в сочетании с эпохой Советского Союза для меня есть идеальное сочетание, недоставало лишь периода Ивана Васильевича Грозного. Я бы расставил приоритеты иначе. Грозный, Ленин, Сталин - это мои личные приоритеты, совпавшие по невероятному стечению обстоятельств с мнением народа. Чем можно объяснить отсутствие периода Ивана Грозного? Просто наша страна утратила суверенитет и крайне медленно его возвращает. Но даже матрица Эрнста лучше, чем ничего. А в целом - ошеломительно. Я, как и большинство сограждан, ожидал худшего. Имперский масштаб набран. Осталось только расставить акценты и "Нас не догонят", "Слава России!".