Тред №674688
новая дискуссия
Дискуссия
494
От народовластия к тирании
5-часть.
Переход от тимократии к олигархии: больше дух наживы, меньше добродетель.
Новое качество власти это "имущественный ценз"!
То есть выделение "властно-богатых" в функционально замкнутую саморазвивающуюся систему, со своей целью.
Функциональная здесь противопоставляется слову органическая.
То есть функционально гражданин полиса сегодня богат, а значит может занимать определённую социальную нишу во власти.
А завтра, как знать и оставшийся без состояния и собственности гражданин, в одно мгновение может выпасть на социальное дно.
Пример органического отличия: ни одна самая красивая и породистая собака, кошка, кобыла не сможет выполнять обязанности гражданина.
Какая цель появляется у власти как подсистемы?
Цель всякой системы сохранить себя.
Для систем живой материи это экспансия, как расширительное выживание.
Такая элита имеет две интересные претензии:
1. Функционально это претензия на межвидовое разделение элита богатые-властные и имущественный ценз виртуально-динамическая граница раздела: в элите пока богат.
2. Функциональная претензия на социальное паразитирование относительно "хозяина" полиса-социума.
Элита живёт используя граждан и государство, как источник доступных подножных ресурсов.
Цитата Платона:
«Следующим после этого государственным строем была бы, как я думаю, олигархия. ...
Это строй, основывающийся на имущественном цензе; у власти стоят там богатые, а бедняки не участвуют в правлении. ...
Скопление золота в кладовых у частных лиц губит тимократию.. .
Чем больше они ценят дальнейшее продвижение по пути наживы, тем меньше почитают они добродетель.»
(конец цитаты).
И так:
Честолюбие и властолюбие у Платона под термином «яростные духом», движет во власть, тех, кто в борьбе за место, а не за дело.
Это принципиальное первое изменение мотивации властвующих.
А далее, мотивация власти делает новый акцент (не устраняя первые две беды) на сребролюбие алчных!
Кадровая деградация элиты по Платону: предельно точно и лаконично
Цитата Платона:
« Раз в государстве почитают богатство и богачей, значит, там меньше ценятся добродетель и ее обладатели.»
« А люди всегда предаются тому, что считают ценным, и пренебрегают тем, что не ценится. ...»
« Кончается это тем, что вместо стремления выдвинуться и удостоиться почестей развивается наклонность к стяжательству и наживе и получают одобрение богачи
- ими восхищаются, их назначают на государственные должности, а бедняки там не в почете. ...»
(конец цитаты).
Здесь важное отличие от современности:
Публичная власть это постоянные усилия, труд.
Но ещё опаснее и тяжелей для «публично власть предержащих» ответственность личная своим телом и судьбой.
Современная реальная власть сняла с себя публичную ответственность
-- реальная власть «нового мирового порядка» (или внутренних олигархов) в тени,
-- публичная власть по сути декоративная, марионетки богатых.
Это объективно снижает как качество такой власти без обратной связи, и ведёт к кадровой деградации.
Инструментарий власти по Платону
Цитата Платона:
«Такого рода государственный строй с применением вооруженной силы или же был еще прежде установлен путем запугивания. ...»
(конец цитаты).
В этом эпизода, Платон точно видит два инструмента власти: насилие и угрозу насилия.
Реплика о том, что есть люди "охраняющие власть силой оружия", высказана мимоходом.
И не рассматривает вопрос об "охранителях" власти , и то обстоятельство, что охранители живут на подкупе.
И их положение обязательно между властью и народом.
Иначе с какой стати "охранители власти" будут защищать власть олигархов и их имущество от бедных?
Тут вопрос о пределе "социальной несправедливости" и механизме подхода к этому пределу.
"Охранители" являются профессиональными охранителями, они забирают блага из Развития государства.
То есть не будь социального неравенства, то эти расходы просто не нужны.
Других источников кроме денег из Развития нет:
-- или строим мост
-- или нанимаем дополнительных людей в ночные патрули, для охраны имущества и жизни олигархов.
Защита из охранителей, никогда не даёт 100% гарантии.
Чем надёжней всегда не гарантированная защита, тем выше затраты на неё.
И эти затраты можно взять только из Развития, в заместо Развития чего-то.
Чем больше "социальное неравенство", тем выше расходы на "охранителей".
Именно это один из двух главных факторов разора государства при "росте социального неравенства".
Именно таким образом, "рост социального неравенства" разоряет в конце концов любое государство.
Второй фактор мы как раз обсуждаем: кадровая деградация власти.
Платон в явном виде не говорит о третьей составляющей власти -- силе лжи (по факту о дезинформации)!
Ложь опаснее, так как ложь направлена против «святая святых» Общества (государства) – усложнения, упорядоченности: структуры, хозяйства и знаний.
Как это понимать?
Да, вот так, что мерой усложнения структуры: общественного устройства, знаний и хозяйства является как раз информация.
Тогда анти информация --- дезинформация чем будет?
Дезинформация увеличивает хаос, беспорядок и их мера называется энтропией.
Деза дезориенирует людей при выдаче "адекватной реакции на вызов".
И общество как адаптивная система при "суммировании" не адекватных реакций людей становится всё менее и менее эффективным.
Точнее эффективность общества ниже того, что потенциально уже заложено в его текущем уровне структурной сложности.
И на каком-то уровне дезы, потери эффективности превысит мощь Развития и по итогу будет иметь место деградация.
Эволюция к деградации вообще-то относится спокойно: "самоорганизация -- самодезорганизация"
А что? .... бывает.
Так что спасение утопающего в "социальной несправедливости" Человечества -- дело рук самого утопающего Человечества.
Главный порок несправедливой власти во все времена!
Цитата Платона:
« Главный порок - …
...Подобного рода государство неизбежно не будет единым,
а в нем как бы будут два государства: одно - бедняков, другое - богачей.
Хотя они и будут населять одну и ту же местность, однако станут вечно злоумышлять друг против друга. -
Но нехорошо еще и то, что они, пожалуй,
Но нехорошо еще и то, что они, пожалуй, не смогут вести, какую бы то ни было войну,
так как неизбежно получилось бы, что олигархи, дав оружие в руки толпы, боялись бы ее больше, чем неприятеля...»
(конец цитаты)
«Не смогут вести» совместный важных проектов, это потеря обществом синергетики: деятельность становится не совместной!
То есть это архи важно сегодня!
Это то, что сегодня заставляет властвующих сворачивать даже научно-технический прогресс:
Оружие и мирная техника нынче имеют запредельную мощность, и способны при злом умысле даже рядового гражданина разрушить слишком много или даже погубить, как властителей, так и весь мир в целом.
Таким образом, свёртывание научно-технического прогресса это очевидное следствие «роста социальной несправедливости».
Полный "социальный паразитизм" в те поры, очень удивлял Платона как явление
Такое явление, как продажа всей собственности, полный социальный паразитизм, для Платона был видимо новым и очень тревожным явлением.
Цитата Платона:
« Посмотри, не при таком ли именно строе разовьется величайшее из всех этих зол?
… Возможность продать все свое имущество - оно станет собственностью другого,
- а продавши, продолжать жить в этом же государстве,
не принадлежа ни к одному из его сословий, то есть не будучи ни дельцом, ни ремесленником, ни всадником, ни гоплитом, не тем, кого называют бедняками и неимущими.
- Такой строй словно создан для этого!»
(конец цитаты)
Платон как само собой разумеющееся считает, что жить в государстве и не работать -- это первый смертный грех!
А мы уже этого не понимаем.
У нас социальный паразитизм назван неотъемлемой свободой личности.
И это вопиющего противоречия, как не замечаем, точно его нет.
Трудно придумать больший абсурд, чем этот, но именно это амеровские советнички начертали-черти в нашей действующей Конституции,
---------------
Приложение
Политес и идиоты
И чему нам ещё учиться и учиться у древних греков так это отношению к общественной деятельности к политике.
Греки считали что каждый должен принимать в политике деятельное участие, такие граждане назывались политес.
Те люди которые уклонялись от активного участия в жизни полиса назывались идиотэс (идиотес).
Или по русски просто но со вкусом: идиоты.
Понятно, что нас старательно отучали от реального участия в политической жизни страны, но нельзя же быть вечно идиотами.
Особенно при том, что замкнутые элиты, пройдя процесс образования кланов заболевают идиотизмом, именно как замкнутые системы.
Получается во власти идиоты из-за кривизны формирования элиты из узких слоёв,. с сепарацией то по признаку "яростных духом", то алчных.
В народе сплошной идиотес из-за отсутствия механизмов и должной культуры политического участия народа в процессах управления государством.