Цитата: Gilvanger
Спасибо - именно это и интересовалоДавно хотел спросить у умных людей об этом явлении, но как-то не складывалось. У Вас я уловил некоторый скептицизм к этому взгляду на исторические процессы (перекликающийся с моими ощущениями), поэтому хотелось бы услышать от Вас несколько критических замечаний, если не трудно.
Понимаете, - это началось с первого труда про хазар. Читал запоем, с повизгиванием от удовольствия. А потом до того месте, где они все - оказывается - утонули и - офигел. Сел читать второй раз - уже с карандашом и бумажкой. Офигел еще больше.
Потом было про "Царство пресвитера Иоанна" и прочее, но к тому времени карандаш и бумага были уже наготове. Именно там я впервые узнал про невдолбенных китайских мастерах осадных машин и о том, как монголы при помощи этих машин все на хрен в Средней Азии - того самого. Я был в восторге. Рассказал это папаше. А папаша мой в свое время получил премию за взрыв на Малой Алма-Атинке, то бишь Медео. Он долго так инфу переваривал, а потом начал ржать. Просто он был и в Южном Казахстане и в Китае в долинах Тарима и Конче-Дарьи и даже - чуть ли не на озере Лобнор, - там они с китайцами обменивались инфой - насчет того, - чего могут взрывы большой мощности с природою сотворить. Так что те места он представляет не понаслышке. Так папаша мой весьма ухохатывался на идею, что по тем краям - чего-то вроде стенобитного орудия можно было бы протащить. Типа - "эти города в Джунгарии - нетронутыми до XVII века простояли, - их и взяли то после того, как артиллерия появилась, а тут якобы китайский требушет по тем пескам пронесли... Заливает Гумилев - ох - заливает!" (Кстати, - в последних его работах, - по-моему "Тюрках", - Гумилев перестал рассказывать сказки про китайских осадных умельцев. Начал ровно наоборот, - о том, - почему города в Джунгарии неприступны и почему монголы их в первый раз обошли.) И т.д.
А уж когда появились "Этногенез и биосфера Земли" - я понял для себя что такое "гумилевщина".
"Гумилевщина" это когда есть некий реальный феномен - "черный ящик" и мы знаем что у этого "ящика" на входе и что - на выходе. Мы можем строить предположения - что именно находится внутри черного ящика и как оно там работает.
Например, - явные циклы в развитии социумов, - каким-то образом связаны с описанными древними индусами двенадцатиричными циклами "развития всего сущего". Они явно каким-то образом - сходны с тем - как описано в китайской натурфилософии "условие зарождения Государства". В конце концов, - когда тот же Фоменко начинает говорить что в истории все повторяется, - он приходит к ложному выводу, что "История сфальсифицирована", а правильный вывод - в истории все повторяется. Это очень похоже на то, что сказано в "Экклезиасте" - в конце концов.
Короче говоря, - люди в Индии, в Китае, в Израиле - в незапамятные времена пришли к одному и тому же выводу, что государства и этносы имеют одни и те же законы развития и в этом смысле - идея Гумилева об этногенезе - несомненно интересна и в ней заложена истина.
А потом он начинает писать о радиации и о том, что вокруг Земли летает некоторый астероид, из которого на нас что-то сыпется и начинается полная "гумилевщина". Иными словами - реально существующий "черный ящик" - реально наблюдаемый - начинают описывать незнамо как и при этом используют какие-то профанирующие понятия.
Иными словами, - человек чувствует, что здесь где-то истина и пытается описать некое явление через его понятийный аппарат, а этот аппарат - мал и беден по сравнению с описанным явлением (или сам человек - недостаточно информирован). И вот эта профанация, - резкое упрощение системы и есть - "гумилевщина".
Вот - как-то так.