Большой передел мира
260,706,448 514,761
 

  mn01 ( Эксперт )
14 мар 2014 17:41:15

Тред №695637

новая дискуссия Дискуссия  86

Обама призывает к расплате. Стоит ли нам опасаться американского президента?

Александр Терентьев-мл.

Каждый раз, когда с виду энергичный и уверенный в себе американский президент, которого поклонники называют перфекционистом, сталкивается с серьёзным вызовом, требующим волевых политических решений, он начинает рефлексировать, пасовать и в итоге прячется в кусты. Так было и во время тихоокеанских кризисов, когда Япония и Китай балансировали на грани войны, так было и в тот момент, когда европейцы решились на ливийскую авантюру, так было и в случае с Сирией, когда все ждали обещанного удара по Дамаску, а Обама вдруг пошёл на попятный и в последний момент схватился за российское предложение, которое, правда, не помогло ему сохранить лицо. Напротив, он в очередной раз предстал слабым, неспособным держать своё слово лидером. Ведь все ключевые игроки — и союзники, и противники Америки прекрасно слышали, что он грозил Асаду «возмездием», если тот «перейдёт красную черту». Перешёл… По крайней мере, на Западе в этом никто не сомневался. Возмездия не последовало.

«Зачем мы избрали президентом поп-диву? — вопрошает консервативный американский журнал The American Thinker. — Он любуется собой, принимает картинные позы, однако отстаивать интересы страны неспособен, и как только речь заходит о решительных действиях, умывает руки. Геополитика — не его конёк, и на мировой арене он проигрывает одно сражение за другим».

Политологи убеждены, что Обама не сумеет «проявить характер» и в случае с Украиной. У него неплохо получается интриговать, действовать исподтишка, сеять хаос в иностранных государствах (мы могли оценить его таланты во время «арабской весны» и ещё раз убедились в них месяц назад, когда бунтовщики с Майдана свергли Януковича под шумок Олимпиады в Сочи). Но одно дело — геополитическое хулиганство, и совсем другое — серьёзное противостояние великих держав. К лобовому столкновению Обама не готов. В США его давно уже окрестили «безвольным тюфяком», и в этом есть доля правды. Буш-младший, как мы помним, был куда более напористым. Во время августовской войны 2008 года он готовился бомбить Рокский тоннель, по которому шли российские войска на выручку миротворцам и гражданам Южной Осетии. А американский 6-й флот, отправленный к берегам Грузии, по замыслу Буша, должен был сбивать российские военные самолёты.

Обама воинственных планов не вынашивает. Любые решительные действия оппонентов приводят его в ступор. Асад, например, был, вроде бы, приговорён, но сумел удержаться у власти: в Вашингтоне это проглотили. Египетские военные не захотели мириться с правлением «Братьев-мусульман», на которых делала ставку Америка: администрация Обамы съела и это. Россия вот-вот присоединит к себе Крым — символический жест, который автоматически возвращает стране великодержавный статус (Крымский полуостров — органическая часть России, с которой связаны ключевые моменты нашей истории, и не случайно пропагандистская машина в стране работает сейчас не менее эффективно, чем в Соединённых Штатах после 11 сентября) и американский президент, несмотря на всю его грозную риторику, не сможет помешать очередному триумфу Путина. Как отмечает The Washington Post, «геополитическим конкурентам США несказанно повезло. Обама — слабак, и грех этим не воспользоваться».

Однако следует понимать, что нынешнему президенту осталось досидеть в Белом доме всего два года. Есть в американском политическом жаргоне такое понятие — «хромая утка», и оно как нельзя лучше описывает нынешнее положение Обамы. Главный вопрос в том, кто придёт ему на смену. Абсолютным фаворитом на «скрытых праймериз» Демократической партии считается бывший госсекретарь Хиллари Клинтон, на год покинувшая публичную политику и объявившая недавно, что начинает собирать средства на предвыборную кампанию. Что касается республиканцев, то сейчас в опросах общественного мнения лидирует бывший губернатор Арканзаса Майк Хакаби. Однако он считается представителем ультраконсервативного крыла «Великой старой партии», а учитывая тот факт, что республиканцы теряют позиции в стране в силу демографических причин (доля белых, сравнительно обеспеченных, религиозных избирателей в американском обществе неуклонно сокращается, а представителей нацменьшинств, атеистов и людей, зависящих от государственной системы социального обеспечения, становится всё больше, и даже некоторые традиционно красные штаты вроде Техаса начинают голосовать за демократов). Хакаби вряд ли будет выдвинут кандидатом в президенты: слишком уж ограничена его электоральная база. Куда более вероятным претендентом на номинацию является бывший губернатор Флориды Джеб Буш, который получил в Соединённых Штатах прозвище «умный брат» (намёк на скромные интеллектуальные способности его младшего брата Джорджа Буша). Он считается умеренным консерватором, который не вызывает у «средней Америки» такой острой аллергии, как Хакаби. К тому же Джеб обладает внушительными связями в Вашингтоне и не является чужаком для столичного истеблишмента.


В общем, как бы ни клеймили американские обозреватели «российскую клановую систему», с большой долей вероятности на выборах 2016 года в США представитель клана Клинтонов будет сражаться с представителем клана Бушей. Забавно, не правда ли? Конечно, у России есть опыт сотрудничества и с тем, и с другим кланом. И опыт, надо сказать, не самый позитивный. У многих перед глазами до сих пор стоит образ Билла Клинтона, скрючившегося от смеха на встрече с «другом Борисом», который с царственным видом сдаёт геополитические интересы России. Что касается Хиллари, то незадолго до того как уйти с поста госсекретаря, она пообещала всеми силами препятствовать «реинтеграции Советского Союза». Буш-младший поначалу вроде был готов сблизиться с президентом Путиным на основе консервативных ценностей (вспомним его знаменитую фразу: «я посмотрел ему в глаза и понял, что это — человек, которому можно доверять), однако затем независимая суверенная позиция России стала одним из главных препятствий для имперских планов неоконов. Отношения накалились до предела.

Обама, который рассчитывал войти в историю как «президент перезагрузки», вынужден сейчас включиться в большую геополитическую игру на постсоветском пространстве. Встречаясь с премьер-министром «революционного» украинского правительства, он уверяет, что если «мистер Путин не изменит своего поведения, он дорого за это заплатит». Но что в действительности могут сделать американцы? Ввести санкции? По словам обозревателя The American Conservative, «администрация Обамы осуществила хитрую многоходовку: заключив сделку с Тегераном и фактически выведя Иран из международной изоляции, она получила свободу действий на российском направлении». Вопрос в том, станут ли санкции серьёзным ударом для России? Для политической и бизнес-элиты, ориентированной на Запад, бесспорно — да. Однако в целом разрыв с США и ЕС может лишь стимулировать новый неожиданный виток развития, когда страна впервые в своей истории осуществит масштабный поворот на Восток.

Ссылка
  • +2.36 / 19
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!