Большой передел мира
260,690,292 514,755
 

  mn01 ( Эксперт )
15 мар 2014 21:31:42

Тред №696573

новая дискуссия Дискуссия  58

«Покупайте отечественное»: о некоторых тонкостях

Николай Ершов-Осадченко

Все кипит, а мне хотелось бы поговорить на вполне мирную тему. Которая однако, в свете последних перипетий, обещает наконец избавиться от того оттенка благонамеренной маниловщины, который ее доныне сопровождал. Ведь и в твиттерах неспокойной Новороссии уже сегодня звучат призывы покупать сделанное в Таможенном союзе.

Видите ли, я принцип «покупайте отечественное» уже несколько лет воплощаю на практике — хоть и не с железной последовательностью, но все-таки при любой возможности. И мне хотелось бы поделиться соображениями о том, как этот принцип сделать популярнее — несмотря на все сложности, которых теперь вдобавок обещает стать меньше.

Главную мысль легко сформулировать, а вот объяснить не так-то легко. «Покупать наше» — не то же самое, что «не покупать иностранное». Для того, чтобы показывать здесь пример другим, в отечественной продукции стоит начать разбираться.

Дело тут не ограничивается тем, что русское название и «родной» дизайн упаковки — не всегда точное указание. Так, например, марки кваса «Кружка и бочка» и «Русский дар» принадлежат двум крупнейшим заморским производителям совсем другого темного пенистого напитка. И наоборот, пиво «Жатецки гус» и макароны «Федеричи» — российские бренды, в угоду маркетингу сделанные «под Европу». И это не стоит машинально осуждать. В той же Америке внешняя имитация старосветского происхождения там, где стереотипы о «настоящем качестве» ничем не перебить — фокус давний и проверенный.

Разбираться в отечественной продукции — значит прежде всего перестать воспринимать ее как нечто однородное. Тезис, что импортное заведомо качественнее, к счастью, давно опровергнут эмпирически. Это не означает, что в каких-то конкретных областях нашему производителю есть что наверстывать. Как человек, никогда не сидевший за рулем, не возьмусь обсуждать самый расхожий пример, но вот те же макароны как ни назови, а итальянцы ощутимо уделывают всех — включая и немцев каких-нибудь. С другой стороны, в России всегда умели делать шоколад, и чинный синтез до- и послереволюционного в марках наших фабрик — это не маркетинг на ностальгии, а полноценные «бренды с давней историей».

Здесь не повредит больше разбочивости, больше личных предпочтений — как и, например, в естественных нишах внутреннего рынка, вроде мясной и хлебобулочной. Чтобы убеждать других покупать отечественное, хорошо иметь наготове что-то конкретное, что можно адресно порекомендовать. Мой собственный маленький пример — это кексы «Ягодное лукошко». Свое — и притом новое, в советском детстве такого не было; невероятно вкусно, прекрасно оформлено (здесь на глазах пройдена небольшая эволюция) и, надо сказать, дороговато — но не относительно качества, а относительно кошелька. В общем, вполне себе состоявшийся product. Да, это звучит как вкрадчивая реклама, но к этому-то я и призываю всех: делиться своими личными маленькими открытиями, начинать думать об отечественных товарах как о массе всякого разного и интересного, обладающего достоинствами и помимо своей отечественности.

Есть и случаи, где уместен обратный подход — некоторые потребительские ниши начисто заняты глобальными корпорациями. Поэтому, например, отечественные зубная паста и мыло, в самом буквальном смысле загнанные в угол и теснимые на полках со всех сторон, заслуживают чисто патриотического поощрения.

Рассуждая о том, чем можно было бы заняться на макроуровне, с чем совокупная сила отдельных покупателей одна не справится, ограничусь одним ярким примером. На рынке пива многое решает культурно-мифологический образ «традиционных пивных регионов» — Чехии, Баварии, Бельгии, с их золотистыми рекламными пасторалями, с их гномско-хоббитской фантазийностью и отсылками к давним векам. Есть ли в России такой регион? Нет, скажет подавляющее большинство людей. «Не наше». У нас всё больше по части полузабытой ныне медовухи да чего покрепче.

Скажут — и будут неправы. Чувашия, дамы и господа! Край отборного хмеля и традиционной пивоваренной культуры со времен Волжской Булгарии, если не раньше. Все мотивы на месте и только ждут, чтобы сколько-нибудь способный рекламщик занялся раскруткой местных сортов. Которые есть, которые очень хороши, но никому не нужны, пока «жажда — ничто, имидж — всё». И здесь понадобится пробивать себе дорогу уже и не только среди международных марок (пару-тройку которых варят по лицензии в тех же Чебоксарах), но и среди наших же крупных игроков.


Вот какая большая и непростая тема — «покупайте отечественное». Квасной патриотизм — движение, которое я с гордостью и без всякой натуги олицетворяю в том числе и в самом буквальном смысле. И нельзя не порадоваться (пускай в изначальном поводе радостного и мрачного поровну), что для него начинает складываться самая что ни на есть конъюнктура, что голосование рублем сейчас как никогда готово превратиться в голосование агрегатным миллионом рублей, что оно сможет поддерживать и воспроизводить себя в политическое и экономическое «мирное время». Хочется только напомнить, что свое — оно всегда есть. Даже когда нет чужого, чтобы от него отличаться.

Ссылка
  • +2.56 / 25
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!