Православная культура или кухонный атеизм?
752,834 4,457
 

  Lange ( Слушатель )
31 мар 2014 10:10:03

Тред №707622

новая дискуссия Дискуссия  121

Где находится "Лоно Авраамово"
Так куда же все-таки попал Лазарь — в Рай, или в ад?

Куда неслась огненная колесница

Где оказывались умершие праведники до пришествия и искупительного подвига Христова — в аду или в раю? На этот вопрос очень трудно ответить однозначно. С одной стороны, христианское вероучение со всей определенностью утверждает, что Рай стал доступен людям лишь после Крестной Жертвы Спасителя. Следовательно, все люди дохристианского мира, даже ветхозаветные праведники, патриархи и пророки, после смерти неизбежно оказывались в аду.

Такое рассуждение не противоречит Преданию Церкви, которое гласит, что Христос вывел из ада тех, кто оказался достоин спасения. Но, с другой стороны, в том же Предании мы имеем ряд свидетельств, которые можно понять совершенно противоположным образом. Например, по слову Писания пророк Илия понесся в огненной колеснице на небо (4 Цар 2:11). Как понимать этот факт библейской истории в рамках учения о схождении во ад всех без исключения ветхозаветных праведников? Ведь нелепо было бы предполагать, будто упомянутая колесница пылала «адским огнем», а слово «небо» в данном случае нужно считать метафорой, на самом деле означающей преисподнюю. А ведь есть еще притча о богаче и Лазаре, где говорится о непреодолимой пропасти, отделяющей Авраама и прочих праведников от находящихся в мучении грешников:

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк 16:19-31).

И эту притчу Христос говорил фарисеям еще до Своего схождения во ад, когда пророки и патриархи еще не были освобождены Им из плена преисподней. Так куда же все-таки попал Лазарь — в Рай, или в ад?

Читать
Отредактировано: Lange - 31 мар 2014 10:10:20
  • +0.02 / 1
  • АУ
ОТВЕТЫ (3)
 
 
  Вергелес Сергей ( Слушатель )
07 апр 2014 23:27:06


Lange, если сходу, без проверки, то
1) из людей первым в рай вошёл разбойник (после Иисуса Христа, разумеется). Такое учение я не раз слышал от богословов, в частности, от А.И. Осипова: там акцент ставился на том, что в рай первым попал не праведник по жизни, а, наоборот, преступник.
2) но вот Илия и Моисей беседовали с Иисусом Христом, когда произошло Его Преображение на Фаворе. Предположить, что Илия и Моисей постоянно находились в аду, а на это короткое время были выведены оттуда для демонстрации ученикам -- было бы по меньшей мере странно.
3) Ещё, видимо, следует вспомнить о том, что о попадании в рай говорится как о "вступлении в наследство". А это "наследство" появилось только после смерти и Воскресения Иисуса Христа.

Поэтому получается, что рай -- это не то, что не даётся человеку, поскольку он не праведен, но, вообще говоря, если бы он "достаточно праведен", то попадал бы туда автоматически. Рай -- это нечто существенно большее; там "праведники возсияют как солнце". Потому, по-видимому, для ветхозаветного человека можно было вести праведную жизнь и потому не мучиться после смерти. Но, тем не менее, отсутствие мучений -- это ещё не рай
  • +0.06 / 3
  • АУ
 
 
  Lange ( Слушатель )
08 апр 2014 15:47:30


Там по ссылке - большая часть статьи.Улыбающийся
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  Вергелес Сергей ( Слушатель )
08 апр 2014 17:51:40


да, теперь прочёл. Вот этот ход мысли для меня оказался неожиданным, хотя, если подумать, он соответствует наблюдениям.

Цитата
Но завистливый не ищет своего блага, не стремится из состояния мучения к блаженству. Зависть не умеет предпочитать полезное. Она ищет другому зла, чтобы видеть ближнего в муке. Цель зависти — видеть, как тот, на кого направлена зависть, из счастья впадает в несчастье. Богач хочет видеть Лазаря в аду больше, чем себя в раю. Почему? Потому что зависть есть печаль о благополучии ближнего. Богословы доказывают, что наибольшая мука для содержимых в аду будет — сознавать, что навеки ими все это по своей вине утрачено, а святые вечно наслаждаются, отсюда произойдет плач и скрежет зубов, здесь-то они и найдут для себя величайшую муку из всех мук».

  • +0.01 / 1
  • АУ