Информационная война: научиться мыслить в парадигме войн нового типа Можно выделить три исторических типа войн, соответствующих различным стадиальным моделям общества: 1). традиционное общество, с преобладанием аграрного сектора экономики; 2). общество эпохи модерна; и 3). современное общество. Чем отличаются войны, представляющие каждую из обозначенных эпох.
Первый критерий сопоставления – средства поражения. Война первого типа – оружие индивидуального поражения, как его вещный аналог – меч. Война второго типа – оружие массового поражения, выражаемая через образ бомбы. И, наконец, война современного типа выдвигает новое оружие поражения – средства трансляции информации.
Другой критерий сравнения — характер воздействия на противника. Первый тип войн – физическое уничтожение неприятеля. Второй тип войн – не только физическое уничтожение, но ещё и разрушение инфраструктур. Современный тип войн – поражение сознания. Не случайно, поэтому используется понятие не просто информационные, а информационно-психологические войны. Мы в наших работах оперируем также понятием войны несилового типа.
Третий критерий сопоставления – управленческие технологии. Первый тип войн – управление боевыми единицами, отрядами. Переход ко второму типу связан с появлением феномена фронта. Второй тип войн – это уже управление государственной системой. Управленческими объектами войн, наряду с боевыми единицами, здесь уже выступают экономические, социальные, идеологические и иные компоненты. Современный тип войн предполагает уже сетевую модель управления. Само понятие сетевого управления было, как известно, разработано американским вице-адмиралом, теоретиком реформы военной сферы США Артуром Цебровски. Принципиальная новационность сетевого подхода состоит в том, что война ведется опосредованно, через формирование контекста. Противник целевым образом программируется на принятие заданного решения.
Четвёртый параметр типологизации – масштаб. По масштабу войны первого типа – локальные. Для войн второго типа характерен региональный масштаб. Максимально широкое пространственное распространение получили среди мировые войны. Но и они не имели планетарного характера (вне поля активного конфликта находилась, к примеру. вся Латинская Америка). Войны современного типа имеют глобальные параметры распространения. Пространством для них выступает уже весь мир. Победить в новых войнах можно, не пересекая границы соответствующих государств. Категория пространства сохраняется, но более важной становится в данном случае категория времени. Новым является стирание границ между войной и миром. Война теперь ведутся перманентно.
Наличие информационных войн это не какая-то конспирологическая выдумка, а доказуемый факт. Творческий эксперимент состоял в установление хронологической последовательности между явлением и его информационной раскруткой. По общей логике вначале происходит событие, а только затем его информационное распространение. Если же первоначально появляется информация, то значит именно она и вызывает к жизни явление. Темы для рассмотрения были взяты две: терроризм и фашистский экстремизм в России. Что обнаружилось? Первоначально подъем публикаторской активности по терроризму, и только потом рост динамики террористических актов. Первоначально рост публикаторской активности по теме русского фашизма, потом – собственно экстремистские акты. Это говорит о том, что именно СМИ и программируют такого рода действия. Технология информационных войн налицо. Контент-анализ средств массовой информации, выявление частотности оперируемых тем позволяет сегодня делать достаточно точные прогнозы в отношении политических процессов. Вспоминая афоризм Жана Бодрийяра, в комнате, где стоит телевизор, рано или поздно произойдёт убийство.