Большой передел мира
249,027,212 503,018
 

  mn01 ( Эксперт )
10 апр 2014 14:10:37

Тред №713796

новая дискуссия Дискуссия  71

Севастополь и Вильнюс

Бронислав Лаговски

Венгерское правительство заявило, что в споре о Крыме «она не является заинтересованной стороной». Я одобряю эту позицию, меня тоже не волнует, будет ли Крым принадлежать России, Украине, или после двух веков вернётся назад в Турцию. Польские политики и журналисты фанатично настаивают, чтобы Крым был украинским и планируют большие закупки всякого рода вооружения у американцев, чтобы чем-то поддерживать Украину в войне с Россией. Также они громче всех призывают людей во всём мире к применению самых строгих санкции по отношению к России. Премьер-министр Туск говорил в течение получаса об этом, якобы,очень важном для нас, поляков, вопросе с премьер-министром Китая, но ни одним словом не известил, чего добился. А ведь я говорил, что Олимпийские игры в Пекине нельзя бойкотировать.

Многие ломают себе голову, с чем можно сравнить занятие Крыма Россией. Был ли это аншлюс, как пишут почти все немецкие газеты? Этот полуостров не слишком напоминает Австрию, которая ещё до аншлюса перестала быть почти древней германской империей, у которой осталась большая голова со следами бывшей роскоши, но надетая на уже карликовое тело и ищущая решения своих проблем в сочетании с великой Германией, что, наконец, произошло в самый неподходящий момент, и под абсолютно самым худшим руководством.

Другие сравнивают Крым с Косово, насильно оторванного от Сербии и превращенного американцами в независимое государство. Нет сомнения, что Косово есть и будет соблазнительным прецедентом для любых сепаратистов, которые хотят создать своё собственное государство за счёт — так сказать на старом польском — родины-матери, но быстро говорящие демагоги добавят сразу, что косовские албанцы достигли цели идя по трупам сербов, что, якобы, является лучшей легитимностью, а в Крыму никто не был убит.

На косовский прецедент лучше не ссылаться по другой причине. Крымчане провозгласили независимость — право народов на самоопределение полагается им как и другим — только на мгновение, но их реальной целью было присоединение к России.

Никто в Крыму не погиб, но могло быть иначе. Мы слышали от Юлии Тимошенко, что «кацапов» на Украине надо уничтожить атомом. Это нам немного объясняет, почему и провозглашение независимости, и присоединение к России крымские русские делали в такой спешке.

Если новое мы хотим понять и, возможно, оценить через сравнение со старым, в данном случае может служить примером дело Срединной Литвы.

После войны в 1920 году граница между Польшей и Литвой под давлением западных держав — Франции и в особенности Англии - была так проведена, что Вильнюс остался на литовской стороне. Западные люди не могли себе представить, чем для поляков был Вильнюс и прилегающие, бедные и почти пустые районы. Даже сегодня этот город имеет для нас какое-то обаяние и содержит что-то ностальгическое в себе, а какую интенсивность это имело в 1920 году! В беседе с британским дипломатом Пилсудский сказал: «Только в Вильнюсе я искренние счастлив ...».

Леон Василевский, близкий соратник Пилсудского, только раз видел как маршал плакал — когда Красная Армия заняла Вильнюс. Когда проекты федерализации сошли на нет, надо было Вильнюс получить обратно вопреки решению западных держав. Любой ценой, но закамуфлированным способом. Как это произошло, было широко освещено, но повторю цитируя автора: Пилсудский дал генералу Люциану Желиговскому секретное поручение, чтобы тот со своей дивизией «взбунтовался» и взял Вильнюс. На мой взгляд, Желиговский выполнил поручение отлично. Встретив литовские отряды, не стрелял, офицеров заверял, что «поляки не хотят войны с литовцами, они только возвращаются после войны в свои дома».

Идея не хуже, чем купить в магазине мундиры без знаков отличая. В Вильнюсе польское население приветствовало «мятежное» войско с большим энтузиазмом. Желиговский взял под свой контроль город и окрестности и провозгласил правительство Серединной Литвы. «Несмотря на это, "бунт" Желиговского был очевидным обманом и генерал несомненно действовал по указке Пилсудского, но польское правительство в течение некоторого времени настаивало, что "мятеж" был самым аутентичным».

Польша очень быстро призналa Срединную Литву независимым государством и даже установилa дипломатические отношения, Лига Наций угрожала санкциями, но польское правительство не перепугалось. Затем последовало голосование по вопросу о будущем Срединной Литвы, в котором подавляющее большинство поляков высказалось за присоединением к Польше. Сейм в Варшаве, без промедления «принял акт воссоединения, на основании которого Срединная Литва с Вильнюсом стала неотъемлемой частью Польши».


Почему я, поляк, имеющий в своей национальной истории такие похвальные или не похвальные поступки должен быть какой-то стороной в споре Украины и России из-за Крыма? Для русских, Севастополь является городом так же овеянным легендой, как для меня Вильнюс.

Ссылка
  • +2.50 / 26
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!