Путин сделал в Китае невозможноеСаид ГафуровКитайские СМИ сообщают, что "контракт с РФ на поставку газа в Китай завершен на 98 процентов", а последние поправки будут внесены накануне визита Владимира Путина в КНР. В Газпроме говорят, что долгосрочная цена на газ для Китая при поставках 38 миллиардов кубометров газа в год сроком на 30 лет составит 350-380 долларов за тысячу кубометров.
Уже российские СМИ сообщают, что итоговая цена будет
"примерно на уровне среднеевропейской". Если это так, то Путину удалось
(впрочем уже в который раз!) совершить невозможное. "Отжать" (как говорят переговорщики-внешторговцы) китайцев по ценам — кто хоть раз вел с ними серьезные масштабные переговоры по крупным проектам, знает, что это вещь совершенно немыслимая. Совсем неслучайно, что, переговоры между Китаем и Россией о поставках газа велись 10 лет. Более того, у китайцев был мощный переговорный козырь по ценам — уже введены в действие и продолжают расширяться несколько трубопроводов из стран Центральной Азии и Казахстана. Но Путин сделал это!
Уверенность европейцев, что Газпром "никуда от них не денется", получила серьезный удар. Ожидается, что в среднесрочной перспективе поставки газа в Китай будут сопоставимы с поставками газа в Европу, особенно если учесть стремление европейцев снизить свою газовую зависимость от России. Показательно, что в подготовительных к государственному визиту президента переговорах в КНР участвовали виднейшие фигуры российской "партии Газпрома" — Игорь Шувалов и Аркадий Дворкович.
А ведь именно "партия Газпрома" считалась проводящей оппортунистическую, соглашательскую линию в российской внешней и внешнеэкономической политике по отношению к ЕС, США и НАТО. Это можно было понять — им нужно продавать газ, а продавец всегда должен быть предупредительным по отношению к покупателю. Теперь ситуация, похоже, меняется. Дело не в том, что Запад встал в жесткое противостояние к России и народному Китаю, дело в том, что у Запада не остается союзников (кроме просто купленных за наличные, но эти не в счет) в российском политическом истеблишменте. "Синьхуа" пишет про российскую политику: "Одна дверь закрывается, другая открывается".
Что предпримет Запад? Оружие у него готово. Они некоторое время назад начали развивать целое направление в международном праве о том, что якобы природные ресурсы — это "общее наследие человечества". То есть, ливийская или нигерийская нефть, бразильский кофе, какао из Кот-дИвуара, редкоземельные металлы из Китая или российский газ принадлежат не этим странам, а тем, кто назначил сам себя заправлять миром от имени "человечества". Это ставит под сомнение суверенитет развивающихся государств над их национальными богатствами.
Теоретики новой концепции утверждают, что якобы "некоторые страны обладают большими природными богатствами, но эффективно распорядиться ими не могут", поэтому "человечество" (под которым эти замечательно бесстыжие неорасисты понимают себя самих) должно напрямую и "эффективно" контролировать природные ресурсы тех стран, которые сами, по их мнению, не в состоянии осваивать эти ресурсы, или темпы освоения ресурсов этими странами не устраивают "человечество". К чему эти теоретические построения приводят на практике, мы видим на трагическом опыте Украины, Сирии, Ливии, Югославии и других стран.
Недавно китайцы потерпели неприятное по экологическим и экономическим последствиям и болезненное для национального самолюбия поражение от арбитражных органов ВТО в вопросах о квотировании добычи и экспорта редкоземельных металлов. КНР является крупнейшим в мире их производителем и экспортером с долей рынка более 90 процентов (тогда как запасы редкоземельных руд в стране составляют только 23 процента мировых).
Западные страны и Япония длительное время закупали редкоземельные металлы в КНР по достаточно низким ценам, а Китай оставался единственным крупным поставщиком, развивавшим их добычу. Но после вызванного кризисом снижения спроса стали резко падать и цены, снижая эффективность отрасли, и с 2008 года (в 2009 году объем редкоземельного производства в Китае составил 150 тыс тонн, что далеко превысило рыночный спрос в размере 100 тыс тонн) Китай ввел более строгую систему по управлению экспортными квотами, тем более, что их добыча оказывает очень неприятное экологическое воздействие на уязвимые экосистемы во Внутренней Монголии и Сычуане.
Но развитые страны стали препятствовать политике Китая в этой сфере. "Редкоземельные ресурсы и аналогичные ресурсы, — пишет "Синьхуа", — попали в центр политической интриги международного сообщества. На фоне давления со стороны "железного треугольника" США, ЕС и Японии министерство коммерции Китая отметило, что правила ВТО подчеркивают либеральность торговли, но и разрешают членам принять необходимые меры для охраны ресурсов и окружающей среды". И вот западным странам удалось навязать (кто бы сомневался!) арбитражным органам ВТО решение в свою пользу. И как-то безразлична цивилизованным белым людям и японцам (и их марионеткам — арбитрам ВТО) охрана окружающей среды в Китае, особенно во Внутренней Монголии.
Главный рупор китайских коммунистов "Женьминь Жибао" желчно комментирует: "На международном рынке товаров массового потребления существует странное явление: когда Китай экспортирует полезные ископаемые, такие как нефть, уголь и железные руды, цены на них обычно невысокие, а когда Китай превращается в импортера, стоимость на товары или сырье сразу же поднимается в несколько десяток раз. США, которые также обладают богатыми ресурсами редкоземельных металлов, закрыли шахты в месторождениях этих элементов; Япония, где наблюдается дефицит различных природных ресурсов, большими партиями закупает редкоземельные металлы из Китая, затем закапывает их на дне моря для того, чтобы использовать в будущем".
Тем не менее, США и ЕС, заправляя в мировой системе экспортного контроля, после двухлетних процедур и затяжек, в самом конце марта смогли навязать арбитражу ВТО пока еще предварительное решение, признающее ограничения КНР на экспортные пошлины и квоты на редкоземельные ресурсы нарушением рамочных правил ВТО. Впереди апелляция, но шансов не очень много.
И эта торговая (и экологическая) война, развязанная Западом против КНР, сразу улучшила взаимопонимание с Россией по вопросам ценообразования на газ. Главный научный сотрудник Китайского института международных исследований Ся Ишань сказал про газовые разногласия: "Эти переговоры тянулись слишком долго, протянуть еще — значит, не оправдать ожидания всех сторон". А еще один эксперт Фэн Юйцзюнь добавил, что "хотя Европа не приняла каких-либо мер в отношении поставок российского газа, однако для России китайский рынок является очень важным. Китай придает все большее значение охране окружающей среды, увеличивается и спрос Китая на природный газ".
Нет, совсем неслучайно мы наблюдаем "поворот Путина на Восток", в сторону того, что когда-то председатель Мао называл "третьим миром". Это, кстати, происходит не на пустом месте — нас ждут на Востоке, а этот поворот воспринимают как восстановление политических и внешнеэкономических связей советского времени, разрушенных в 90-е годы.
Так и надо.
Ссылка