Газовый контракт с Китаем уперся в спор о предоплате
19.05.14 23:31Российско-китайские переговоры о поставках газа увязли в обсуждении возможности предоплаты за дорогостоящие сибирские ресурсы, от которой зависит цена, сказали Рейтер три источника, близкие к переговорам.
Для покрытия расходов на почти $40-миллиардный проект "Сила Сибири" Россия хотела бы получить от Китая кредит, но согласие на предоплату Газпрому может послужить "дурным" примером другим поставщикам газа в Китай, крупнейшим из которых является Туркменистан, говорит источник в Пекине.
Российская сторона надеялась подписать долгожданный газовый контракт с Китаем во время визита в Шанхай президента РФ Владимира Путина на этой неделе.
"Да, оптимизма поубавилось. Но мы надеемся на поездку Путина в мае. Думают, договариваются (в Газпроме), что выгоднее - кредит или аванс брать у Китая. Поэтому окончательно о цене не могут договориться", - сказал Рейтер источник в Газпроме.
РФ хочет получить от Китая $25 миллиардов предоплаты за газ, как и в рамках первого нефтяного контракта с Пекином, подписанного в 2009 году. Если договориться удастся, Москва, похоже, готова на ценовые уступки, которых Пекин добивался всё последнее десятилетие, сказали Рейтер два источника, знакомые с ходом переговоров.
Представитель Газпрома отказался комментировать ситуацию.
Выход на рынок Китая позволит РФ получить нового крупного клиента на фоне охлаждения отношений с Европой из-за украинского кризиса. По восточному маршруту Россия планирует поставлять в Китай с 2018 года 38 миллиардов кубометров российского газа в год.
Глава Газпрома Алексей Миллер сказал в субботу, что от контракта его отделяет "одна цифра":
"Огромное количество сложных, непростых вопросов - коммерческих, технических, производственных, технологических - решено. И есть только один вопрос - это так называемое P-нулевое, это стартовая, базовая цена в формуле цены, которая уже, и это очень примечательно, с нашими китайскими партнерами полностью согласована. Поэтому осталось совсем немного - поставить всего-навсего одну цифру", - сказал он в интервью российскому телевидению.
России стоит поспешить - в отличие от Москвы, которая уже десятилетие определяет финансовую конфигурацию газовой "сделки века", азиатские поставщики крупнейшего в мире потребителя энергоресурсов куда сговорчивее, говорят аналитики. На фоне угрозы стабильности поставок газа в ЕС из-за неплатежей Киева крупнейший потребитель российского газа - Европа - серьезно задумалась о сокращении энергозависимости от РФ, заставив Москву еще активнее искать новые рынки.
Кремль оценивает перспективы с оптимизмом:
"В завершающей стадии находятся переговоры по трубопроводным поставкам газа по восточному маршруту", - говорится в материалах, распространенных Кремлем накануне визита Путина в Китай.
СТАВКА НА ПУТИНА
Официальный визит Путина в Шанхай назначен на 20-21 мая, вместе с ним в Китай едут представители российской газовой трубопроводной монополии Газпром. В апреле концерн в очередной раз заявил о "прогрессе в переговорах с Китаем о цене на газ", и хотя неспособность сторон договориться именно о цене уже не раз отодвигала подписание китайского контракта, на этот раз рынок поверил - акции Газпрома растут с начала мая и за последние две недели прибавили почти 16 процентов.
Для РФ, чья казна трещит по швам после щедрых предвыборных обещаний Путина и которой предстоит найти немалые средства на поддержку аннексированного у Украины Крыма, авансы Китая - привычное дело. В прошлом году Роснефть подписала с Пекином $270-миллиардный контракт на поставку нефти, в рамках которого договорилась об авансе на сумму около $70 миллиардов.
Если российский контракт о поставках 38 миллиардов кубометров топлива в год будет подписан, на российские поставки придется около четверти всего нынешнего потребления Китая. Сейчас крупнейшим поставщиком газа в КНР выступает Туркменистан, экспортирующий в Китай около 20-25 миллиардов кубометров газа в год. С 2006 года Китай более чем удвоил масштаб своих газовых контрактов с Ашхабадом, доведя их до 65 миллиардов кубометров в год, ожидая получить этот объем к 2020 году.