Большой передел мира
267,757,387 522,920
 

  mn01 ( Эксперт )
20 май 2014 19:31:00

Тред №738221

новая дискуссия Дискуссия  85

К визиту Путина в Китай: вот и он, конец однополярности

Леонид Крутаков

Глава МИД РФ Сергей Лавров на встрече со своим словацким коллегой Мирославом Лайчаком заявил о необходимости существенного переосмысления отношений России с ЕС и НАТО в контексте украинского кризиса.

Заявление сделано в форме пожелания на будущее, но форма никого не обманывает. «Существенное переосмысление» отношений уже произошло. Подтверждением тому начавшийся визит Владимира Путина в КНР и вероятное грядущее подписание 30-летнего контракта на ежегодные поставки 38 млрд. м3 газа в Китай.

Вопрос даже не в самом визите или контракте, а в том, с каким подтекстом эти события подаются в информационном пространстве. Визит действительно символический, а контракт – очень крупный и значимый. Спорить с этим невозможно, но, как говорил Генри Киссинджер, в политике важно не то, что является правдой, а то, что кажется правдой.

Оба события подаются в тесной привязке к украинскому кризису как ответная реакция России на попытки ввести санкции со стороны США и ЕС. Что здесь правда, а что таковой лишь кажется, уже не имеет значение. Бесспорным является тот факт, что украинский кризис резко актуализировал мировую повестку, а рассматривать этот вопрос в рамках треугольника (США-ЕС-Россия) без учета интересов Китая (шире – Азии) невозможно.

Главным пунктом мировой повестки является «существенное переосмысление» всех без исключения отношений. Речь о разрыве неолиберальной матрицы однополярного мироустройства, суть которой состояла в попытке унифицировать международные отношения на базе экономизма. В попытке представить экономику как единственный критерий оценки любого общества, а прибыль – как критерий этой оценки.

В подоплеке лежало стирание ценностных основ и идеологических противоречий различных общественных систем, что открывало дорогу транснациональному капиталу в национальные экономики. Инвестиционный климат страны определялся не условиями развития национальной экономики и капитала, а удобством доступа на рынок ТНК.

Соответственно, противостоит однополярного модели мира модель политической нации и национального государства. Тот факт, что в роли правоустанавливающего субъекта неолиберальной модели выступал Вашингтон, формализовало (сделало видимым) системный кризис как серию внешнеполитических провалов США.

Иными словами, кризис неолиберализма протекает в форме национализации стратегий общественного развития. Это можно проследить даже на уровне региональных конфликтов. К примеру, в Афганистане и Ираке еще разыгрывался сценарий противостояния изгоев некой единой цивилизационной норме, а в Тунисе, Египте, Ливии, Сирии и на Украина использовалась исключительно идея национального возрождения.

Главной движущей силой кризиса являются два обстоятельства.

Первое – незавершенность процесса перераспределения компетенций среди формирующихся новых центров силы (ШОС, БРИКС, АСЕАН, ЕС и т.д.). Что размывает границы ответственности и создает ситуацию невозможности стратегического прогнозирования мировой экономики. Проще говоря, делает экономику неуправляемой.

Второе – нежелание США отказаться от монопольного лидерства, игнорирование интересов возникающих новых мировых центров силы и стремление к получению односторонней выгоды.

В основу внешнеполитической стратегии США заложена «Доктрина упреждающего реагирования», которая провозглашает недопустимость появления на мировой арене равновеликого конкурента, способного в среднесрочной перспективе сравняться с США в военной и экономической сфере.

Другими словами, политика США направлена на подавление любого источника роста, если он им неподконтролен. А любой проект, нацеленный на достижение национальных интересов, выглядит как антиамериканский. И именно так он Вашингтоном и воспринимается.


Сохранить монопольное лидерство США может либо, встроив потенциалы долговременного роста Европы, России и Китая в валютную систему США, либо блокировать их вплоть до полного разрушения. Приоритетной для США является задача не допустить формирования независимой системы взаиморасчетов и обеспечить скорейший доступ к капитальным активам, в ресурсном и производящем секторе. Целью быстрая капитализация активов в долларовой зоне, что обеспечит списание долгов США за счет стран-кредиторов.

В свою очередь, для производящего (Китай) и ресурсного (Россия) секторов мировой экономики приоритетом является наращивание взаимной интеграции с целью не допустить капитализации своих мощностей и сырьевых запасов на условиях США. В противном случае, огромные невозвратные долги, заложенные в предлагаемых американцами финансовых активах, увеличат (непроизводственные) издержки обоих секторов мировой экономики.

Так что президенту Российской Федерации Владимиру Путину есть о чем поговорить с председателем КНР Си Цзиньпином и помимо газового контракта. Именно поэтому Путина в поездке сопровождают практически половина кабинета министров, губернаторы и топ-менеджеры 46 крупнейших компаний.

И именно это (разрыв однополярной матрицы) имел в виду бывший посол КНР в РФ Лю Гучан, когда в интервью информационному агентству «Синьхуа» заявил о «новых возможностях» в укреплении сотрудничества России и Китая «как с точки зрения международной ситуации, так и с точки зрения содействия собственному развитию».

Ссылка
  • +3.49 / 34
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!