Большой передел мира
246,513,299 499,909
 

  mn01 ( Эксперт )
06 июн 2014 12:41:10

Тред №748180

новая дискуссия Дискуссия  70

Накануне высадки в Нормандии. О чём русский президент может рассказать «Франции Олланда» и «Франции Марин Ле Пен»

Андрей Каменецкий

Перед поездкой в Нормандию президент России дал интервью крупнейшим французским СМИ – телеканалу TF1 и радиостанции Europe 1. Владимир Путин поговорил с журналистами обо всех насущных проблемах и местами просветил их в плане российских реалий. Не обошлось и без провокационных вопросов.

О России

Путин отмёл предположение журналистов о том, что считает себя носителем некоей особой миссии для России. В реальности у него есть доверие свыше 63% избирателей России, и, таким образом, общенациональный мандат на проведение внутренней и внешней политики. В соответствии с этим мандатом он и намерен исполнять свои обязанности.

На вопрос, кем бы он хотел остаться в истории, Путин ответил, что хотел бы считаться человеком, который сделал максимум, на что он был способен, для счастья и процветания своей собственной страны, для своего народа.

При этом, по его мнению, в России нет режима, связанного с конкретным человеком или должностью президента. Есть «совершенно стандартные демократические государственные институты», которые имеют определённую специфику. Она состоит в том, что подавляющее большинство наших граждан «склонны опираться на свои исторические традиции, на свою историю и, если можно так сказать, на традиционные ценности». На взгляд президента, это определённый фундамент, элемент устойчивости российской государственности.

Относительно будущего России президент также отметил, что видит его даже бОльшим, чем у стран, которые не могут позаботиться о своей молодёжи и отпускают её развитие на самотёк. Он подчеркнул, что с большим уважением и любовью относится к отечественной истории и культуре, и, хотя Россия развивается вместе со всем миром, в ней значительно поддерживаются традиционные ценности и моральные нормы.

В частности, Путин отметил, что в России нет никакой ответственности за гомосексуализм как таковой, однако страна вправе защищать своих детей от его пропаганды, и она будет это делать.

Относительно возможного закрепощения интернета Путин заявил, что у нас запреты касаются лишь пропаганды способов самоубийства, наркотиков, педофилии, и в этом нет ничего дурного. Тем не менее, что бы российские власти не делали, «сразу кто-то пытается найти какой-то элемент, противоречащий принципам демократии».

Касательно угроз для оппозиции в России, Путин посоветовал журналистам послушать некоторые наши радиостанции или посмотреть некоторые телепередачи и попробовать найти во Франции аналог столь свободной деятельности. Он также рассказал о либерализации порядка регистрации партий, благодаря чему в России множество оппозиционеров уже участвует в муниципальных и региональных выборах.

Россия уже стала пятой экономикой мира, и это успех для нас, но этого недостаточно, уверен президент. Ещё очень многое предстоит сделать, чтобы занять какие-то лидирующие позиции. В современном мире влияние достигается за счёт в первую очередь экономики, затем обороны и «мягкой силы», поэтому Россия не будет останавливаться на достигнутом.

Путин напомнил, что распад СССР был в первую очередь гуманитарной катастрофой, оставившей миллионы людей без средств к существованию и по разные стороны новых границ. Поэтому Россия, хоть и стремится развиваться в своих границах, будет повышать конкурентоспособность через экономическую интеграцию на всём постсоветском пространстве, то есть Таможенный и теперь уже Евразийский союзы.

Однако развитие России не может основываться на аннексии чужих территорий. В современном мире у политики, основанной на экспансионизме и каких-то завоеваниях, нет будущего. Поэтому речь идёт ни о возрождении империи, ни о поддержке национализма, а о создании прочных экономических союзов и партнёрских связей в первую очередь с нашими традиционными странами-союзниками «в широком смысле этого слова».

Этот оборот, несомненно, предназначался именно французам, о чём мы ещё поговорим.

Об Украине

Отвечая на вопросы по украинской тематике, Путину пришлось о многом напомнить собеседникам. В частности, о том, что конфликт начался после того, как Янукович отказался подписывать соглашение с Евросоюзом об ассоциации. По мнению Москвы, в том виде, в котором предлагался этот документ, его подписывать нецелесообразно, это чревато определённым экономическим ущербом, в том числе для России. С Украиной у России 390 различных экономических соглашений и Украина является членом зоны свободной торговли в рамках СНГ. Поддерживать подобные отношения с Украиной как членом зоны свободной торговли после подписания соглашения Россия не могла.

Также Путин напомнил, что Россия обсуждала этот вопрос с европейскими партнёрами, но вместо цивилизованного диалога «наши европейские друзья и друзья из Соединённых Штатов поддержали антиконституционный вооружённый захват власти». Россия не создавала этого кризиса, мы были противниками такого развития событий, подчеркнул президент.

На сегодняшний день на Украине «идёт карательная операция центральных властей против своего народа. Это не война между государствами, это разные вещи». Однако избранный президентом Украины Петр Порошенко имеет уникальный шанс прекратить карательную операцию против своего народа и начать прямой диалог со своими гражданами на востоке и юге, «пока у него руки не испачканы кровью».

Отметим, что действия украинского президента говорят о прямо противоположных намерениях, но европейской публике полезно почаще слышать о том, что от шанса на мир отказался именно Порошенко.

При этом в отношении Крыма Россия не могла не учесть волю его населения и позволить исторической российской территории уйти в международный военный альянс. Воссоединение с Крымом не мешает России признавать суверенитет Украины. Более того, Россия бы хотела, чтобы Украина сильнее ощущала себя суверенным государством и не стремилась входить в иностранные военные блоки. В случае с Украиной, если та присоединяется к НАТО, это означает военную инфраструктуру чужого блока вплотную у наших границ, и Россия попросту не может быть к этому безразличной.

Попытки мирного, дипломатического диалога об этом риске с европейцами и американцами закончились их поддержкой государственного переворота на Украине, подчеркнул Путин. После этого у России не осталось никаких гарантий, что завтра Украина не станет частью НАТО. В этих условиях позволить территории с этническим русским населением «уйти» в какой-то международный военный альянс, при том, что сами жители Крыма хотят быть частью России, было для России невозможно.

Обвинения в аннексии Крыма российскими войсками Путин назвал заблуждением, поскольку наши войска находились там на своей базе в соответствии с международным договором и ничего не аннексировали. Они действительно помогли жителям Крыма провести референдум о своей независимости и желании присоединиться к РФ, поскольку никто не имеет права отказать этим людям в реализации права на самоопределение, предусмотренного первой статьёй Устава ООН. «Крым в соответствии с волеизъявлением людей, которые живут на этой территории, является частью РФ, субъектом России», - закрыл вопрос о статусе полуострова президент России.

О русском оружии

Поскольку речь зашла о русской армии, Путин заметил, что Россия, безусловно, является одним из мировых лидеров в области обороноспособности, а по качеству ядерного оружия, возможно, и первой в мире.

При этом планы по перевооружению армии и флота никак не связаны с украинским кризисом – эта целевая программа разрабатывалась давно и идёт планово. Военный бюджет России практически не увеличивается относительно ВВП страны, однако перевооружение идёт на современной высокоинтеллектуальной базе, принося количество в жертву качеству. При этом военный бюджет США превышает военные бюджеты всех остальных стран мира, вместе взятых, напомнил европейцам российский президент. «Так кто проводит агрессивную политику?», — задал он риторический вопрос.

Что касается обвинений в поставках российских вооружений и формирований в зону конфликта в Донбассе, Путин потребовал у Запада представить доказательства прежде, чем говорить. «Весь мир видел, как госсекретарь США демонстрировал в Совбезе ООН доказательства того, что в Ираке есть оружие массового поражения, помахивая пробиркой с каким-то стиральным порошком. В конце концов, войска Соединённых Штатов вошли в Ирак, повесили Саддама Хуссейна, а потом выяснилось, что никаких средств массового уничтожения в Ираке не было и нет» — напомнил Путин журналистам. На прямой уточняющий вопрос, врут ли американцы и на этот раз, он ответил, что никаких российских инструкторов или вооружённых сил даже на юго-востоке Украины нет и не было.

О визите в Нормандию

Президент России назвал мероприятия в Нормандии трагическими, печальными и в то же время торжественными, поблагодарил президента Франции за приглашение и заявил, что в ходе визита не намерен ни от кого бегать и будет общаться со всеми. Вопрос журналиста касался в первую очередь участвующего в мероприятии Петра Порошенко и был задан таким образом, что якобы Путин уже согласился работать с Порошенко при условии, что тот не будет под слишком сильным влиянием США.

Российский лидер назвал это цитирование своих слов неточным и заметил, что за Порошенко отдали свои голоса люди, и все дальнейшие действия будут его личным выбором. Путин заметил, что Порошенко может находиться под сильным влиянием кого угодно, если ему того хочется.

На аналогичный вопрос про президента США Путин и ответил аналогично: у него нет оснований полагать, что Обама совсем не хочет с ним общаться, но, в конце концов, это его выбор. Со своей стороны президент России всегда готов к диалогу и считает, что это лучший способ навести мосты. Разумеется, проблемы между странами есть всегда, тем более между такими крупными странами, как Россия и США, но их не нужно доводить до какого-то крайнего предела. Во всяком случае, это не выбор российской стороны, добавил Владимир Путин.

Об американцах

На вопросы об антироссийских действиях США и попытках изолировать, ослабить и окружить Россию, Путин ответил, что Россия – самая крупная страна мира и окружить её очень сложно. Тем более мир сегодня изменяется настолько быстро, что даже виртуально это сделать практически невозможно.

Что же касается попыток США надавить на союзников в западном сообществе, чтобы повлиять на политику Москвы, то Россия их прекрасно видит. Поэтому наша политика будет, конечно, учитывать мнение партнёров, но руководствоваться она будет исключительно интересами российского народа. При этом не секрет, что именно США проводят из года в год самую агрессивную, самую жёсткую политику в защиту своих собственных интересов так, как их понимают американские руководители.

Относительно возможности новой «холодной войны», Путин надеется, что никто не вступает в этот период. Дело только в том, что люди, где бы они ни проживали, имеют определённые права и должны иметь возможность эти права отстаивать.

Отдельного комментария удостоились заявления бывшего госсекретаря и вероятного кандидата на президентских выборах в США Хилари Клинтон, которая сравнила действия России в Восточной Европе с поступками Гитлера в 1930е годы.

«С женщинами лучше не спорить и лучше не вступать с ними в пререкания. Но госпожа Клинтон и раньше не отличалась особым изяществом в выражениях. Ничего, мы с ней встречались после этого и мило беседовали на различных международных мероприятиях. Думаю, что и в этом случае можно было бы найти общий язык. Когда люди переходят определённые границы приличия, это говорит не об их силе, а об их слабости. Но для женщины слабость — это не самое плохое качество», — заметил Путин. Крайние высказывания, по его словам, говорят о том, что у людей просто больше нет аргументов, да и сами они – не лучший аргумент.

О Сирии

Прозвучали вопросы и о сирийском конфликте, в который вовлечены и Россия, и Франция. Больше всего российскую сторону беспокоит риск превращения Сирии в абсолютно неуправляемый рассадник террористической угрозы, в том числе и для европейских государств. Экстремисты, которые сегодня воюют там, рано или поздно переберутся в другие страны, в том числе и страны Европы. Это возможно, если мы будем действовать неаккуратно.

Существует и риск распада Сирии по образцу Судана, и риск превращения её во второй Ирак, и во второй Афганистан. Поэтому Россия стремится сохранить в стране легальную власть и потом постепенно вместе с сирийским народом, вместе с партнёрами в Европе и США думать о том, как преображать это общество для того, чтобы сделать его более современным, жизнеспособным и гуманистическим.

На вопрос французского журналиста, почему Путин «не попросит» Башара Асада «прекратить зверства, которые творит его армия, прекратить бороться с собственным народом», он ответил, что зверства там творятся со всех сторон, и не в последнюю, а, может быть, в первую очередь со стороны экстремистских организаций, расплодившихся в Сирии. Больше всего беспокойство вызывают группировки, напрямую связанные с «Аль-Каидой», и их там полно, чего никто даже не отрицает. Это уже стало общеизвестным фактом, заметил российский президент.

Об отношениях с Францией

«Россия, страны антигитлеровской коалиции, Франция в том числе, были союзниками в этой борьбе за свободу, и наша страна сыграла важнейшую, если не решающую, роль в победе над фашизмом. Но мы никогда не забудем и бойцов французского Сопротивления, никогда не забудем тех, кто на советско-немецком фронте, на так называемом Восточном фронте, сражался вместе с нами — из числа граждан Франции» - сказал Путин о предстоящих мероприятиях в Нормандии. Он отметил, что участие России в этом мероприятии является знаковым, и что отдание должного уважения тем, кто не позволил нацизму поработить Европу, должно не только напомнить нам о прошлом. Это то, что может помочь нам выстроить отношения сегодня и помогать строить их в будущем.

Что касается будущих отношений, то в отношении Франции российский президент позволил себе некоторую конкретику. В первую очередь, разумеется, он коснулся контракта на поставку вертолётоносцев класса «Мистраль», который американцы уже неоднократно пытались то сорвать, то перекупить. Владимир Путин отметил, что отношения России и Франции очень неплохо развиваются, и что Россия хотела бы и готова развивать их дальше. Со своей стороны, естественно, от французских партнёров ожидается и дальнейшее выполнение контрактных обязательств. Если всё будет согласно договорам, наша страна не исключает каких-то новых заказов, например, перспективы есть в области авиации, судостроения, космоса.

Разумеется, если Франция осенью решит всё-таки не передавать корабль России, то это будет её решением, но тогда надо будет вернуть деньги и быть готовым к тому, что развитие отношений в военно-технической сфере не произойдёт. Россия в целом готова и к расширению взаимодействия, и к новым заказам, но если на то будет воля французских партнёров, подчеркнул Путин.

==


Читая это интервью, надо понимать, что Путин разговаривает со всей Европой, но в первую очередь учитывает чисто французскую специфику, ведь французы услышат его с наименьшими купюрами. И вот в чём нюанс. Франция – это не Америка. Нота Холодной войны никогда не была доминирующей в отношениях наших стран, сама Франция до последнего дистанцировалась от интеграции в американские структуры, и только после одной из первых «цветных революций», студенческого переворота, Францию удалось загнать в НАТО. Для отношений наших стран характерно взаимное уважение, чего Франция далеко не всегда получает от своих официальных союзников.

Поэтому французы традиционно очень чутки к тому, как на них смотрят в России. Их комментаторы во время церемонии открытия нашей Олимпиады даже приостановили репортаж в момент появления национальной сборной Франции и уделили особое внимание реакции трибун. После бурного приветствия комментаторы с удовлетворением отметили, что «русские всё такие же франкофилы». Для понимания важности сигналов, которые Путин рассыпал по своему выступлению, эту чуткость надо учесть.

Сигналы же вполне отчётливы. Во-первых, напоминание Франции о том, что это наш исторически недавний союзник и выказывание ей уважения. Вклад французского Сопротивления в победу над фашизмом по своим причинам традиционно принижали и немцы, и союзники. Но не Россия. Это, безусловно, льстит французам и напоминает им о временах, когда их страна вела самостоятельную политику.

Во-вторых, Россия признаёт Францию важным партнёром и готова с ней сотрудничать, если та будет играть честно. Причём современная Франция – это уже не столько Франсуа Олланд, сколько Марин Лё Пен. Характерный штрих – вплоть до сенсационных выборов в Европарламент французские СМИ отжимались на её партии «Национальный фронт», называя её сборищем маргиналов, с которыми ни один серьёзный политик даже говорить не станет. В прошлом году Марин Лё Пен совершила неофициальную поездку в Россию, где встретилась с Владимиром Путиным. Наши СМИ осветили встречу дежурно. А вот во Франции у критиков НФ очень резко поубавилось аргументов. При этом НФ с его вполне умеренной программой шельмовался французской прессой годами и с полной силой. Так же, как сегодня европейская пресса шельмует Россию за «разжигание войны на востоке Украины».

Французский обыватель, разуверившись в привычных политиках, нашёл в себе силы преодолеть этот вал злословия. Преодолевает и сейчас, уже в отношении России и Путина, которого Марин Лё Пен назвала своим единомышленником и защитником европейских ценностей. Приглашение к дружбе с «традиционными союзниками в широком смысле слова» — это не только естественный шаг в развитии наших отношений, но и реальная альтернатива евробюрократии, атлантизму и бешенству толерантности. Есть уверенность, что многие французы правильно это услышали.

Ссылка
Отредактировано: mn01 - 06 июн 2014 13:00:37
  • +5.00 / 46
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!