Цитата: graycat от 11.06.2014 13:33:34
Есть такая штука - самоскрепление, у супостата - автофретаж называется
http://www.army-guid…e_905.html"...Автофретирование – технологический процесс повышения сопротивляемости ствола пушки деформированию путем создания на автофретажной установке в заготовке трубы ствола-моноблока внутреннего гидравлического давления до 10000 кг/кв.см, значительно превышающего давление, которое развивается при выстреле.
При этом происходит деформация стенок трубы, причем внутренние слои получают остаточную деформацию, а наружные – упругую. После снятия нагрузки внутренние слои металла остаются в деформированном виде и препятствуют внешним слоям возвратиться в исходное состояние, вследствие чего каждый бесконечно тонкий слой, лежащий дальше от внутренней поверхности, сжимает соседний с ней внутренний слой. В результате все слои металла принимают участие в сопротивлении продольному разрыву. Процесс иногда называют самоскреплением..."
В двух словах. Расчет ствола -- это т.н. задача Ляме в теории упругости. Толстая труба под давлением снаружи и изнутри. Прочность ствола зависит от толщины и механических характеристик стали. Начиная с определенной толщины, точнее, постепенно, увеличение толщины всё меньше добавляет в прочности. После определённой толщины практически бесполезно (там экспонента в решении). Максимальные напряжения при давлении изнутри -- во внутренних слоях. Наружные слои нагружены слабо.
Соответственно, за счет пластических деформаций, в наружных слоях создается поле растягивающих остаточный напряжений, а во внутренних -- сжимающих. При воздействии давления в канале ствола сначала выбираются отрицательные (сжимающие)напряжения, а потом уже появл. растягивающие.
Т.е. наружные слои в этом случае нагружены несколько больше (чем без автофретирования), а внутренние меньше. Это позволяет увеличить рабочие давления при прочих равных условиях.
Но в этом случае опасен перегрев выше определённой температуры...