Минфин
и Минэнергосогласовали новые параметры налогового маневра
- в нефтяной отрасли.С весны в правительстве готовится налоговая реформа
- резкое снижение пошлин на экспорт нефти
- примерно до уровня Казахстана — $80 за тонну,
- сейчас в России — $385 за тонну
- и компенсаторно резкое повышение налога
- на добычу полезных ископаемых - НДПИ.
В начале июня Минфин и Минэнерго согласовали параметры маневра,
- но они не понравились президенту Роснефти Игорю Сечину
- он пожаловался президенту, что от такого маневра
- пострадают новые проекты, прежде всего проект
- Восточной нефтехимической компании - ВНХК.Правительство услышало Сечина:
Аркадий Дворкович поручил обоим министерствам
- подкорректировать параметры маневра,
- чтобы не обрушить маржу в нефтепереработке.Роснефть предложила чиновникам совершить маневр за счет бюджета,
- его потери за три года в таком случае достигли бы 0,5 трлн руб.
Чиновники предложения не приняли и выработали
- компромиссный, на их взгляд, вариант.Новый сценарий более выгоден для нефтегазовых компаний
- и приведет к выпадению доходов бюджета.
Пошлины на сырую нефть и НДПИ в новой версии почти такие же,
- как и в старой, и снижаются почти с той же скоростью. Но гораздо резче в 2015 г. снижаются пошлины на нефтепродукты
- это и даст выигрыш НПЗ.
Экспортная пошлина на все светлые нефтепродукты по первой,
- четырехлетней, версии снижалась в конце маневра
- в 2018 г. до 26%,
- а по новой версии,
- т. е. за три года — до 30%,
- но пошлину на дизельное топливо предполагалось уменьшать
- в 2015, 2016 и 2017 гг. до 52, 44 и 33% соответственно
- сейчас ставка — 65%;
- а будет 48, 40 и 30%. Заградительную - 90% пошлину на бензин
- планировалось снижать в 2015, 2016 и 2017 гг.
- до 86, 65 и 50%,
- а теперь будет 78, 61 и 30%.
Нефтепереработку поддержат
- еще и сильным снижением акцизов.По прежней версии правительства, по завершении налогового маневра
- средняя маржа в отрасли снижалась с $55 за тонну
- до $22, по новой — до $30:
это неплохой компромисс. Правда, только у компаний, которые успеют завершить модернизацию
- и довести глубину переработки примерно до 80%;
а при глубине переработки примерно в 70%
- маржа будет по-прежнему падать до $20-15.Бюджету за такую уступку
- придется заплатить.
Первая проблема — дополнительные доходы,
- которые должны были бы поступить
- от 100%-ной пошлины на мазут, снизятся:
в бюджет придет не 250 млрд руб,
- а, возможно, на 100 млрд меньше. По новому сценарию Минфин планирует повышать пошлины
- на темные нефтепродукты постепенно - до 100% к 2017 г,
- но появятся выпадающие доходы от резкого снижения акцизов
- и пошлин на светлые нефтепродукты.
Непонятно еще, чем наполнять дорожные фонды,
- основной источник которых — акцизы: возможный вариант — за счет части НДПИ.
Из-за реформы возникнет и вторая проблема
- кассовый разрыв в бюджете:
сниженные пошлины начнут поступать на месяц раньше,
- чем повышенный НДПИ. Проблема будет только в 2015 г,
- но кассовые потери будут значительны
- сумма может достичь 200 млрд руб.
НДПИ уплачивается до 25-го числа следующего месяца,
- т. е. в январе НДПИ будет платиться по результатам декабря;
- а пошлина уплачивается, как только товар вывезен
- и задекларирован, т. е. в январе
- будет платиться за январь. НДПИ в 2015 г. должен платиться по ставке 775 руб. за тонну,
- а получится, что в январе будет заплачен по ставке текущего года
- 493 руб. за тонну, отсюда и возникает такой разрыв.
Чем можно закрыть эту дыру, пока непонятно
- возможно, придется задействовать резервный фонд. Новый маневр надо будет еще согласовать с Сечиным — и не факт,
- что даже такой компромисс может его устроить. В среднем маржа переработки в Европе за последние пять лет
- варьируется от $15 до $40 за тонну,
- так что $30 попадает в этот интервал.