ПО СЛЕДАМ СТАЛИНА: НА ЧЬЮ МЕЛЬНИЦУ ЛЬЕТ ВОДУ СААКАШВИЛИ / СТАНИСЛАВ ТАРАСОВ3 августа 2014
Первый матч 3-го квалификационного раунда Лиги Европы по футболу между азербайджанским «Нефтчи» и грузинской «Чихурой» не предвещал никаких неожиданностей. Грузинские и азербайджанские команды встречаются не первый раз. Но произошло неожиданное. В ходе матча грузинские болельщики вывесили на трибуне стадиона Bakcell Arena баннер-карту. Бывший игрок азербайджанского футбольного клуба «Карван» Гоча Трапаидзе, которого цитируют многие азербайджанские СМИ, заявил, что этой на карте Грузии «ряд регионов Азербайджана, Армении и Турции были указаны в качестве грузинских территорий». В частности, речь шла о Закатальском и Кахском районах Азербайджана.
В этой связи так называемые «почитатели грузинского спорта» выступили со своей версией. В распространенном ими заявлении указывается:
«Докладываем, что баннер, на котором изображена карта Единой Грузии, не была специально подготовлена конкретно к этому матчу. Баннер подготовлен год назад и сопровождал нас на всех спортивных мероприятиях, как в Грузии, так и за ее пределами. На баннере запечатлены слова Отара Чиладзе (выдающийся грузинский писатель - С.Т.): «Не сочту потерянным то, что не уступал добровольно». На баннере четко изображены те территории Грузии, которые признает международное сообщество - Абхазия и Самачабло (Цхинвальский регион), остальные же части изображены как «утраченные территории». Хотим откликнуться на одно из обвинений азербайджанской стороны о том, якобы грузинские болельщики скандировали «Армения». Данное заявление является ложным и заявляем со всей ответственностью, что ничего подобного не происходило на трибунах грузинских почитателей».
Однако затем в этом заявлении следует уточнение принципиального характера:
«Мы хотим напомнить руководству клуба наше требование: во время противостояния с турецкой «Бурсаспор» болельщики гостящей команды вывесили на трибуне империалистический баннер. Наше требование снять баннер, к сожалению, оставили без внимания».
Выходит, что грузинские болельщики в Баку своим баннером как бы мстили турецкой команде, что выглядит несколько странно. В этой связи МВД Азербайджана выступило со специальным заявлением: «Есть вероятность того, что эта провокация осуществлена силами, заинтересованными в ухудшении дружеских и добрососедских отношений между Азербайджаном и Грузией. По факту правоохранительные органы Азербайджана и Грузии проводят разбирательство». В бакинских СМИ уже появились сообщения о том, что «грузины на такое не способны», и что «это дело рук армян». Действительно, до сих пор непонятно: то ли неназванные армяне подменили грузинским болельщикам баннер, то ли определенные силы в Азербайджане пытаются, как всегда, перевести на армян «политические стрелки».
Автор этих строк обратил внимание на этот инцидент потому, что сам когда-то присутствовал на футбольном матче «Динамо» (Кировабад) - «Ширак» (Ленинакан), который вылился в азербайджано-армянское побоище, что явилось предвестником карабахских событий. Тогда ситуацию спасло только вмешательство русских десантников, но жизнь города была практически парализована на несколько суток. На сей раз сотрудникам полиции и Внутренних войск Азербайджана удалось предотвратить массовую драку между азербайджанскими и грузинскими болельщиками. Тем не менее, это - признак каких-то будущих региональных потрясений.
«Баннерная» политическая география грузин появилась не на пустом месте. Еще в 1924 году, после подавления крупного антисоветского выступления в Грузии, на заседаниях Политбюро ЦК РКП (б), а также на пленуме ЦК РКП(б) 25-27 октября 1924 года, Сталин - Генеральный секретарь ЦК РКП(б) и Григорий Орджоникидзе - глава Закавказского краевого комитета большевистской партии - активно продвигали проект присоединении к Грузии новых территорий и народностей, «с целью нейтрализации националистических настроений в грузинском обществе». Наряду с уже входившими в состав Грузии Абхазией, Аджарией и Южной Осетией предлагалось присоединение к Грузинской советской республике также Северной Осетии, Ингушетии и Сунженского округа. Как считают многие историки, Сталин, как и абсолютное большинство грузинских большевиков в центре, стали диктовать Москве «кавказскую политику», популяризируя идею «создания грузинского государства в виде «Малой империи» и в этом отношении шли на тактический альянс с лидерами грузинских националистических партий». После Второй мировой войны Сталин поставил вопрос об изменении положений Карского договора с Турцией от 1921 года, намеревался присоединить Карсскую область к Советской Армении, а Ардаганскую — к Советской Грузии. Как докладывал тогда в госдеп посол США в Турции Вильсон, «требования о возвращении Карса и Ардагана должно быть принято всерьез, так как восстановление всего того, что имел прежде царский режим, является вопросом престижа для нынешнего советского правительства». Но в то время из этого проекта ничего не вышло. Остались только идеи, которые стали кристаллизироваться именно сейчас, когда Ближний Восток вновь оказался в зоне геополитической турбулентности.
Но дело не только в этом. Футбольный инцидент в Баку совпал с решением суда по инициативе Главной прокуратуры Грузии избрать меру пресечения в виде предварительного заключения бывшему президенту страны Михаилу Саакашвили. Уголовное дело ведется по фактам разгона акции оппозиции в ноябре 2007 года, разгрому телекомпании "Имеди" и изъятии собственности у учредителя телекомпании Бадри Патаркацишвили. Экс-президент Грузии Михаил Саакашвили обвиняется по части 3 статьи 333 УК Грузии – «превышение служебных полномочий с применением насилия или оружия». Ему грозит от пяти до восьми лет лишения свободы.
В этой связи Саакашвили в интервью телекомпании "Рустави 2" наговорил много и всякого, что требует специального посюжетного анализа.
«Мы создали грузинское государство впервые за последние десятилетия, - говорил экс-президент. - Сегодня в Грузии российский олигарх, пришедший к власти на российские деньги, судит создателя этого грузинского государства. Это останется в истории Грузии как одно из постыдных пятен».
Но дело в том, как заявлял бывший глава ЦРУ и Пентагона Гейтс, «операция Иванишвили - дело рук не российской, а французской дипломатии». Отметим и некоторые другие фрагменты из заявлений Саакашвили, особенно по части грузино-азербайджанских отношений. Комментируя произошедший инцидент во время футбольного матча между командами "Чихура" и "Нефтчи", он заявил следующее:
«Азербайджан нам помог несколько раз так, что я пока об этом не могу рассказать. То, что Грузию превратили в полигон российской провокации против Азербайджана, то, что президент Турции и Азербайджана прибыли в Грузию и имели встречу с президентом, и не пришел туда ни один грузинский министр - это ведь на всех языках является оскорблением? Россия добилась того, что правительство Грузии дистанцировало нашу страну от Украины, в течение этих последних месяцев у нас сложились невиданные проблемы с Азербайджаном, серьезные вопросы возникли в отношениях с Турцией. На кого Грузия теперь может надеяться?! В чьи интересы входит эта игра? Теперь, как в 1921 году, Грузия осталась совершенно одна».
Но речь не только о Грузии. Саакашвили также утверждает:
«В Грузии собираются настроенные против президента Азербайджана Ильхама Алиева лидеры, и один из них неделю назад встречался с экс-премьером Грузии Бидзиной Иванишвили. Точно знаю, что неделю назад прилетал представитель антиалиевского центра ФСБ и встречался с Иванишвили».
Отметим, что после баннерной акции в Баку, заявление Саакашвили можно считать второй провокацией с целью подрыва грузино-азербайджанских отношений. Третью, но уже в адрес Грузии, обозначил МИД Польши, который – после решения суда об аресте Саакашвили - выразил «обеспокоенность выборочным правосудием, которое может иметь место в Грузии», и предупредил власти страны, что «интеграция Грузии в европейские и евроатлантические структуры может осложниться». Таким образом, экс-президент Грузии Саакашвили вступил на путь борьбы с целью возвращения к власти и демонстрирует намерения внести раскол между Тбилиси и Баку, понимая, что это может затронуть и Армению. А тут еще и резкие осложнения между Баку и Ереваном на линии противостояния в карабахском конфликте. Случайно ли все это и кому это сейчас выгодно?