Неспортивное поведение ВВП:
Комментарий: Хорошие немцы, плохие французы?Франция планирует поставить России два военных корабля. Германия же приостанавливает контракт, который не подпадает под санкции. ЕС грозит раскол,
опасается обозреватель DW Кристоф Хассельбах.Большей разницы в сигналах трудно представить: Франция проталкивает договор с Россией на поставку вооружений, а Германия дает по тормозам.
На прошлой неделе страны ЕС после долгих колебаний согласовали введение комплексных экономических санкций против России, несмотря на сопротивление немецких экспортеров, британских банков и Франции, государственная верфь которой планирует поставить России два корабля-вертолетоносца. И Франция сделает это, невзирая на принятые санкции. Потому как, по словам президента Олланда, отозваны могут быть только будущие сделки, а не те, договоренность по которым уже достигнута.
Учебный центр боевой подготовки вооруженных сил России в Мулино, который должен был быть построен немецким оружейным концерном Rheinmetall для нужд российской армии, под санкции не подпадал. Контракт был заключен несколько лет назад. И, несмотря на это, федеральное правительство отозвало разрешение на прибыльную сделку ценой в несколько сотен миллионов евро. Правительство столкнется с исками концерна и готово к этому. Реальность еще и в том, что под удар попадут и налогоплательщики.
Без жертв не обойтисьТеперь в любом случае речь идет о реальных жертвах, ведь санкции могут ударить и по тем, кто их налагает. Но они того стоят. Ведь, только когда европейцы покажут, что готовы заплатить эту цену, они смогут показать Путину красную карточку. Можно ли сказать, что в данном случае немцы демонстрируют образцовое поведение, а французы эгоистичны? Не все так просто.
Россия может использовать военные корабли для атаки или в качестве рычага давления, а центр подготовки нет. Но до сих пор у правительства в Берлине не было никаких возражений против военно-технического сотрудничества с Россией. Сделка с концерном Rheinmetall была, например, одобрена спустя три года после российско-грузинской войны. Многие расценивают эту операцию, в ходе которой Россия заняла грузинские регионы Абхазию и Южную Осетию, как своего рода пробный шар перед аннексией Крыма.
На тот момент в Берлине правила коалиция блока ХДС/ХСС и либеральной СвДП, сегодня - "большая коалиция" ХДС/ХСС и СДПГ. Первым, кто высказал свои возражения по поводу сделки, стал министр экономики от СДПГ Зигмар Габриэль. И если раньше у представителей ХДС/ХСС никаких сомнений не было, то сейчас они единодушно поддержали отзыв сделки. В Берлине хоть и поздно, но поняли и сделали выводы из того, что с собой несет политика Путина для Европы.
Путин использует разногласияЧтобы оправдать французов, нужно отметить, что стоимость военных кораблей примерно в десять раз выше стоимости немецкого центра боевой подготовки. И отмена контракта может повлечь для французской верфи серьезные неприятности. Концерн Rheinmetall, напротив, может легко и даже с компенсацией перенести эту потерю. Нельзя забывать, что положение Франсуа Олланда внутри страны очень непрочно и для плохих новостей сейчас совсем не время. При этом экономическое положение Германии внушает только уверенность.
Но при всем понимании различных позиций характер европейской разобщенности остается роковым. Европе было непросто достичь согласия по экономическим санкциям. Теперь вновь появляются трещины в единстве. Одни делают даже больше, чем предусматривает режим санкций, другие пытаются подстроить его максимально выгодным для себя образом. Президент России Путин понял это сразу. Он будет пытаться заставить европейцев играть друг против друга так же, как он делал до сих пор. В то время как европейцы наконец поняли, что их свобода имеет свою цену, они не должны позволить разъединить себя.