Россия нашла золотую середину в Нагорном Карабахе12.08.2014В Нагорном Карабахе второй день спокойно. Прошедшие в выходные в Сочи переговоры президентов РФ, Азербайджана и Армении стабилизировали ситуацию во взрывоопасном регионе. Конечно, это не навсегда. Через некоторое время, как подсказывает опыт, провокации опять возобновятся. Карабахская проблема крайне тяжела в решении.
Для этого одной из сторон следует отказаться от идеи: азербайджанской – от восстановления территориальной целостности, армянской – от суверенитета Карабаха. Ни одна, ни другая к такому не готовы. Поэтому окончательное решение вопроса может затянуться на неопределенно долгий срок. Но это не фатально. История полна примеров, когда конфликты не решались десятками лет, а то и веками.
Карабахский же конфликт сравнительно молод – ему «всего-то» двадцать лет. Поэтому наивно было полагать, что в переговорах в Сочи, состоявшихся по инициативе Владимира Путина, будет найдено решение. Главная их цель заключалась в деэскалации напряженности в Нагорном Карабахе хотя бы на краткосрочную перспективу. Цель эта, похоже, достигнута. Москва записала себе несколько важных очков на мировой арене в качестве важнейшего и незаменимого посредника в карабахском урегулировании.
Во-первых, пока западные посредники размышляли над причинами внезапной эскалации напряженности и философски предлагали перевести карабахский конфликт из разряда «замороженных» в «активные», Россия предложила лидерам сторон, не мешкая, сесть за стол переговоров.
Во-вторых, эффективность действий Москвы предстает двойной, если вспомнить, что незадолго до сочинской встречи Баку и Ереван не сказали ни «да» ни «нет» аналогичной инициативе другого посредника в урегулировании – президента Франции Франсуа Олланда. Общими фразами было встречено и предложение провести переговоры в Нью-Йорке на полях ближайшего саммита по линии ООН.
В-третьих, Россия четко дала понять, что чьи-то возможные расчеты на то, что она, занятая проблемой Украины и санкционной войной с Западом, не станет или не сможет распыляться на Карабах, являются неверными. Россия пристально следит за событиями на постсоветском пространстве, Южный Кавказ считает зоной своих геополитических интересов и ответственности и готова уделить региону и время, и внимание, а если понадобится, выделить и ресурсы – тут миротворческие силы. От этого, правда, и Алиев, и Саргсян отказались, не лишив карабахский конфликт уникальности: это единственное противостояние, в котором вооруженные силы враждующих сторон не разделены третьей силой, а «смотрят друг другу в глаза».
В-четвертых, Путин посрамил аналитиков, уверявших, что ради привлечения Азербайджана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) он пожертвует некоторыми интересами своего союзника – Армении, «порекомендовав» ей немного «подвинуться» в карабахском вопросе.
В-пятых, посрамлены и те, кто полагал, что в условиях все большей поляризации мира Москва начнет рубить: «кто не со мной, тот – против». Путин продемонстрировал, что Армения – союзник и с ней вопросов нет, но и Азербайджан и его народ дороги России. Она реально заинтересована в устойчивом мире на Южном Кавказе и готова делать все необходимое ради стабильной обстановки.
Успех России, пусть и локальный, на фоне кризиса в отношениях с Западом не мог не вызвать в некоторых кругах раздражение. Особенно с учетом того, что попытки западных политиков усадить глав Армении и Азербайджана за стол переговоров, как отмечалось, не увенчались успехом. Выражением этого стало провокационное предположение одного из посредников урегулирования карабахского конфликта: мол, Ереван и Баку проявили такую покладистость, что недавнее обострение на линии соприкосновения кажется разыгранным. Сторонникам подобной версии можно лишь пожелать пожить пару недель в зоне конфликта. И не сейчас, когда благодаря своевременному вмешательству Москвы там прекратилась стрельба.