Война или торг за Карабах?Интрига, инициированных Путиным сочинских переговоров президентов Армении, Азербайджана и России, конечно же, заключалась не в ожиданиях какого-то прорыва в мирном урегулировании карабахской проблемы - тысячи подобных безрезультатных встреч существенно подорвали оптимистический настрой подобных ожиданий. Основная интрига была в том, что неожиданная инициатива Путина последовала именно в момент беспрецедентной эскалации боевых действий вдоль всей линии противостояния азербайджанских и армянских войск, повлекшей значительное количество жертв и резко актуализировавшей возможность начала второй карабахской войны.
В контексте сочинской встречи многие задавались вопросом: кого выручает или подставляет Кремль и какие цели преследует он, внезапно вклинившись между противоборствующими сторонами и вынудив их к короткой паузе в действиях, ведущих к реанимации войны?
Внешняя канва сочинских переговоров выглядела весьма банальной и была крайне скупой как для выстраивания каких-либо однозначных версий, так и для ответа на выше поставленный вопрос. Москва пиарилась в роли миротворца и главного куратора конфликта, а Баку и Ереван уже в который раз выражали приверженность основным принципам мадридского процесса и мирному решению проблемы. В силу информационной банальности и скупости видимой части переговоров эксперты при оценке сочинской встречи либо отмечали ее пустой, формальный характер и пиаровскую подоплеку, либо домысливали и достраивали версии, основываясь на стилистике и тональности коротких выступлений президентов, анализе их жестов, взглядов и пр.
Было ясно, что основная мотивационная интрига экстренной сочинской встречи явно осталась за кадром. Несмотря на номинально тройственный формат сочинской встречи, по сути, это были переговоры или «торги»
между Москвой и Баку,
а Ереван, давно утративший самостоятельную позицию, служил лишь дежурным и маскирующим фоном. Итак, что же могло быть за кадром?
Если официальный Баку, всегда сдержанный и осторожный в вопросе военного решения карабахской проблемы, вдруг стал выражать нетерпеливую настроенность к силовому варианту урегулирования конфликта и даже стал демонстрировать готовность всего общества к войне, то было бы наивностью полагать, что это не согласовано с влиятельными внешними кругами, не станет темой закулисных переговоров («торгов») или может ускользнуть от внимания Москвы.
Если в Баку, Вашингтоне, Брюсселе, Анкаре осознают, что сегодняшний геополитический расклад ситуации в контексте украинских событий и жесткого противостояния России и Запада, создает достаточно благоприятную возможность для форсирования мирного или военного решения карабахской проблемы, то, безусловно, это понимают и учитывают также в самой Москве.
Если возросшая геополитическая и энергетическая значимость Азербайджана, его высокий военный, экономический и финансовый потенциал, позволяют Баку в сложившейся ситуации рассчитывать на возможность «отвоевать или выкупить» свои оккупированные территории, то, нет сомнений, что все эти варианты «войны или торга» не могут быть реализованы в обход Москвы.
Для Баку сегодня постепенно открывается уникальная геополитическая возможность для того, чтобы жестким военно-политическим давлением на Ереван и активными закулисными «аукционными переговорами» добиться коренного перелома в свою пользу в решении карабахской проблемы. Потенциал Азербайджана и его значимость как для Запада, так и для России, в сложившейся геополитической ситуации создают реальный шанс на то, чтобы попытаться отвоевать свои земли или на худой конец поэтапно «выкупить» их (не у Еревана, а у ведущих держав) за солидные политические и прагматические «откупные». К слову сказать, в зарубежной и местной прессе на днях прошла информация о закулисных торгах, которые мол уже идут и где Азербайджану предъявляют счет откупных от 5 до 10 миллиардов за свои же земли.
Геополитические возможности нынешней ситуации для активизации неких «торгов» по Карабаху прекрасно осознают и на Западе, и в России, но в силу того, что Армения не является самостоятельным игроком и всецело зависит от Кремля, роль и
«торговые позиции» Москвы в этом вопросе представляются пока более весомыми, чем Вашингтона и Брюсселя.
Сегодня Кремлю очень нужен Азербайджан – или в составе Евразийского проекта, или хотя бы в неком союзническом либо
нейтральном статусе, вне орбиты прямого влияния США, НАТО и ЕС. Западу тоже очень нужен Азербайджан - или в русле «энергетической альтернативы» и тесной интеграции в ЕС и НАТО, или хотя бы вне досягаемости прямого влияния России и Ирана. Что же касается официального Баку, то он не хочет быть ни под Москвой и Тегераном, ни под Вашингтоном и Брюсселем, он противится вступлению в Евразийский Союз, но в то же время и не горит желанием тесной интеграции в Евросоюз и НАТО. Азербайджану нужен только
Карабах. По крайней мере, для официального Баку этот тот весомый политический аргумент, который помогает ему искусно маневрировать и с которым
вынужден считаться и Запад, и Россия.
Выстраивается весьма витиеватая схема политических торгов. Москва, чтобы заполучить Азербайджан в том или ином статусе и отбить его из рук Запада, должна либо дать Баку негласное добро на военное решение карабахской проблемы, либо заставить Ереван подписать мирное соглашение и освободить захваченные территории. Разумеется, и военный, и мирный варианты решения проблемы подразумевают принципиальные «торги» и фактор реальных «откупных». Москве не резон сегодня выступать на стороне Еревана и вступать с Баку в прямую конфронтацию. Более вероятным представляется вариант не привычного «имперского кнута», а коварного «имперского пряника», с тем, чтобы с выгодой для себя и с реальными приобретениями для Баку, договориться по каждой важной теме, в том числе и по вопросу «войны и торга» за Карабах.
Запад в свою очередь также крайне заинтересован в сохранении Азербайджана в орбите своего влияния и поэтому готов активно инициировать свои варианты решения карабахской проблемы, с тем, чтобы спутать карты Москве и самому задавать тон в «геополитическом аукционе». У Запада (США и ЕС) есть свои «торговые предложения» Азербайджану, в обмен на готовность Баку к продолжению прозападного геополитического и энергетического курса. В Вашингтоне даже готовы обсудить возможность предложения
Азербайджану статуса союзника США, что дает реальные гарантии защиты безопасности, суверенитета и
территориальной целостности страны. Чувствуется, что для сохранения Азербайджана в поле своего влияния Запад готов оказать активную дипломатическую и финансовую поддержку официальному Баку и даже полностью закрыть глаза на многие негативы его авторитарного внутриполитического курса.
Что касается Баку, то, прежде всего, он крайне заинтересован в том, чтобы не ограничивать рамки политических маневров, переговоров и торгов лишь одной стороной – Западом или Россией. По закону любых торгов, чем шире круг участников аукциона, тем легче добиться желаемой цены. А в геополитических торгах, особенно в ситуации острой конфронтации и конкуренции между США и Россией, для Баку очень важно выслушивать все предложения и держать все двери открытыми.
И в тоже время Баку не может очень долго медлить с принятием важных решений по данному вопросу. Ведь благоприятный геополитический просвет для решения карабахской проблемы может в ближайшей перспективе исчезнуть. Либо (что менее вероятно) Россия дожмёт Украину и выйдет относительным победителем в геополитической дуэли с Западом: тогда Москва станет говорить с Азербайджаном уже на «языке кнута», а возможности войны или торга за Карабах будут фактически сведены к нулю. Либо (что более вероятно) Москва потерпит крах как в Украине, так и в геополитической схватке с Западом и, загнанная санкциями и внутренними проблемами, будет вынуждена отказаться от неоимперского курса: в этом случае доминирующая роль на постсоветском пространстве перейдет к Вашингтону, для которого карабахская проблема перестанет играть важную политическую роль, а Баку вновь будет трудно рассчитывать на скорое и справедливое ее решение.
Так что, ближайшие полгода или год с лишним могут стать для Азербайджана благоприятной геополитической возможностью и реальным историческим шансом для того, чтобы вернуть свои территории и решить в свою пользу карабахскую проблему – или путем войны, или путем торгов. Главное, чтобы и в том, и в другом случае добиться успеха и не нанести урон интересам страны.