В масштабах планеты конфликт Украины и России не такой уж масштабный, и эксперты его относят к локальным противостояниям. Однако чисто географический принцип в данном случае вряд ли применим. Последствия украинского кризиса ощущаются в самых дальних частях земного шара. Очень неспокойно чувствуют себя и в столицах государств Южного Кавказа. Страны этого региона заранее подумывают найти себе защиту от подобных процессов и выстраивают различные региональные системы безопасности. Не случайно министры обороны Азербайджана, Грузии и Турции собрались в эти дни в Нахчыване для обсуждения вопросов региональной безопасности.
«Дата встречи министров обороны Азербайджана, Турции и Грузии была определена давно. Это первая официальная встреча трех министров», -заявил министр обороны Грузии Ираклий Аласания накануне нахчыванской встречи министров обороны трех стран. На встрече министры обсудят вопросы защиты коммуникационной инфраструктуры в случае военного положения. В первую очередь это касается безопасности нефте- и газопроводов, железнодорожных путей сообщения, объектов связи. Ожидается подписание плана мероприятий по усилению безопасности всех стратегических объектов.
И.Аласания выразил надежду, что сотрудничество в этом формате еще больше усилит систему региональной безопасности. В Тбилиси отдают себе отчет в возможных последствиях возросших амбиций России в регионе, тем более что отношения между этими странами продолжают оставаться холодными.
Достаточно сложное положение и у Азербайджана. Страна оказалась зажатой с трех сторон: с севера Россией, с юга - Ираном, у которого усиливается сотрудничество с Москвой, с запада находится Армения. Последняя полностью находится в фарватере российской политики, и с ней у Азербайджана конфликт из-за Нагорного Карабаха.
Понятно, что в такой ситуации как Баку, так и Тбилиси пытаются создать некий региональный формат с привлечением Турции, чтобы как-то обезопасить себя от штормовых ветров, ныне бушующих на просторах СНГ. Тем более что, в отличие от США и стран Евросоюза, Турция - не новичок в кавказской «большой игре». В XVI-XVIII вв. исторический предшественник Турецкой республики - Османская империя вела борьбу за доминирование на Кавказе с Персией, а в XVIII - начале ХХ вв.- с Российской империей.
Значительные части территорий нынешних государств Южного Кавказа в различные периоды входили в состав Турции. За 17 лет, начиная с распада СССР и момента появления новых независимых государств на Южном Кавказе, Турции удалось существенно расширить свое влияние в регионе. Как и в 1918-1920 гг., главным партнером Турции на юге Кавказа стал Азербайджан. В начале 1920-х гг. основатели современной Турецкой республики и лидеры Советской России договорились о статус-кво в регионе. Турецкая Республика фактически выступала в роли гаранта автономного статуса Нахичевани в составе Азербайджана и Аджарской АССР в составе Грузии.
Однако в годы холодной войны Турция была оттеснена от разрешения этнополитических проблем Кавказа. Она играла роль главного партнера США и натовского плацдарма на юге.
Между тем относительная пассивность Турции определялась не только геополитическими соображениями. Создатели республиканского строя Турции - кемалисты - стремились оборвать все связи с наследием Османской империи (включая и исторический нарратив, и представления об «османском геополитическом пространстве», которое включало Балканы и Кавказ). Отсюда и акцент на «национальные» начала в противовес региональным (в которых, как считали отцы-основатели республики и хранители ее идеалов, турецкая национальная «самость» растворится). После распада СССР в 1991 году Турция вернулась в кавказскую геополитику. Такому «возвращению» способствовали несколько факторов. Одним из наиболее важных из них было как раз образование тюркоязычного независимого государства - Азербайджанской Республики, независимость которой Турция признала первой.
С тех пор Турция оказывала Азербайджану помощь во многих направлениях, в том числе и в военной сфере. 60-70% нынешнего офицерского состава Азербайджана прошло обучение в Турции. Кроме того, Баку всегда рассматривал Анкару как некий мост для отношений с НАТО.
Легко прогнозировать, что в свете нерешенности карабахской проблемы, напряженность на Южном Кавказе будет все возрастать. И это предмет озабоченности не только государств региона, но и НАТО. В Брюсселе обсуждаются вопросы помощи в первую очередь Азербайджану и Грузии. Легче всего это осуществить через Турцию. В нужный момент соответствующие договоры будут подписаны.
В то же время Анкара никак не может оставить Баку без поддержки. Для любого турецкого политика это чревато большими проблемами. Очевидно, что эта поддержка будет осуществляться без формального оформления в виде обязывающих документов. Кому надо, об этом легко узнает и быстро поймет вытекающие из этого последствия.
За эти годы сложились военные отношения и между Турцией и Грузией. Началом установления официального военного сотрудничества между этими странами принято считать подписание 4 апреля 1996 г. в Анкаре «Соглашения о сотрудничестве в военной сфере». Соглашение подразумевало передачу опыта турецких военных для обучения грузинских ВС. С этого момента военно-политическое и военно-техническое сотрудничество между двумя государствами стало развиваться поступательными темпами. В результате в 1997 г. был заключен целый ряд двусторонних документов, где уже детально оговаривался тот или иной вид помощи, предоставляемой турецкой стороной грузинской армии. Не менее результативным в этом смысле оказался также и следующий, 1998 год.
Так, во время визита турецкого премьер-министра Месута Йылмаза в марте 1998 г. в Тбилиси, глава правительства охарактеризовал Грузию в качестве «страны, с которой Турция имеет общие интересы, в направлении которых Турция будет расширять сотрудничество во всех сферах».
А 15 апреля 1998 г. Генеральный штаб ВС Турции подписал с министерством обороны Грузии Меморандум о взаимопонимании в вопросах военного сотрудничества. Данный документ предусматривал турецкую помощь в формировании соответствующей материально-технической базы ВС Грузии и оказание организационно-методической помощи в подготовке офицерских кадров для ее вооруженных сил. Тогда же грузинские военнослужащие получили возможность проходить обучение в военно-учебных заведениях Турции.
Уже в 1998 г. из Грузии в Турцию для учебы был направлен первый поток военнослужащих. С того времени в военно-учебных заведениях Турции ежегодно проходит обучение от 30 до 60 грузинских военнослужащих. По состоянию на 2006 г., общее число грузинских военнослужащих, прошедших курсы подготовки или переподготовки под руководством турецких инструкторов непосредственно в Грузии, достигло 911 человек.
Согласно же данным, опубликованным на официальном сайте Министерства обороны России незадолго до войны в Южной Осетии, в самой Турции, по состоянию на 2007 г., прошло военное обучение 780 чел.
Более того, еще в октябре 2000 г. в Анкаре был подписан нашумевший протокол, предусматривавший выделение турецкой стороной гранта в размере $1,125 млн. на проведение работ, нацеленных на модернизацию Марнеульского аэродрома (расположен в 40 км от Тбилиси). Со своей стороны, Грузия обязывалась в течение пяти лет обеспечивать турецким самолетам на аэродроме в Марнеули бесплатное и внеочередное обслуживание. С этой целью здесь должна была нести службу группа турецких военнослужащих.
В данном контексте более точно было бы сказать, что турецкая помощь Грузии в достижении стандартов НАТО рассматривалась Турцией в качестве весьма удобного способа для закрепления своей роли в процессе становления грузинских ВС, что избавляло от ведения разведывательных операций напрямую. Кроме того, в чисто геополитическом отношении расширение турецко-грузинских, а также турецко-азербайджанских связей рассматривалось турецкой стороной в качестве попытки сбалансирования влияния России, а в перспективе и Ирана, на развивающиеся армяно-российские отношения, так и возможности для дальнейшего укрепления собственных позиций в регионе.
Особая роль в укреплении связей Азербайджана с НАТО принадлежит, несомненно, Турции. Азербайджано-турецкий договор о военном сотрудничестве был подписан еще в августе 1992 года; затем в ходе рабочих встреч был заключен еще ряд соглашений. Наиболее успешно идет сотрудничество в подготовке военных кадров. Обе стороны подумывают о регулярном военно-техническом сотрудничестве, в том числе о совместном производстве военной техники и вооружения, в частности, о производстве авиационных ракет и двигателей на азербайджанских предприятиях. Турецкие военные специалисты непосредственно участвуют в разработке и осуществлении планов строительства Национальной армии Азербайджана. Некоторые аналитики склонны считать это сотрудничество настоящим военным альянсом – само собой разумеется, под патронажем НАТО...
Иные региональные альянсы формируются на конъюнктурной, сиюминутной основе и быстро распадаются. Еще быстрее это происходит, когда тот или иной союз пытаются искусственно сколотить на почве неприятия «внешнего врага». Благодаря растущим экономическим связям и проложенным множественным коммуникациям альянс Турции, Грузии и Азербайджана пока что выглядит более перспективным. И в этой связи нахчыванская встреча главных военначальников Турции, Грузии и Азербайджана представляется логически оправданной и достаточно многообещающей…