Урегулирование конфликта между Азербайджаном и Арменией из-за Нагорного Карабаха остается сегодня одним из немногих международных вопросов, где Россия, США и Франция (читай – Европа) действуют рука об руку. Но, естественно, не без конкуренции. И все, кто следит за событиями в Закавказье, не могли не отметить: на фоне новых перестрелок в Карабахе, гибели солдат с обеих сторон и призывов к новой встрече президентов Армении и Азербайджана организовать эту встречу смогла только Россия – притом что до последнего момента не было уверенности, состоится ли трехсторонняя встреча или нет.
По сути дела, Москва сумела возродить в регионе собственную посредническую миссию, и то, что произошло это на фоне явного стремления Запада «отжать» Россию из мировой политики, вдвойне показательно и красноречиво. И правы были российские дипломаты, которые предупреждали: без России в этом регионе не будет ничего – ни войны, ни мира
Сам факт сочинской встречи – это, конечно, впечатляющая дипломатическая победа России. Да еще в весьма «чувствительном» для нашей страны регионе. Армению принято считать историческим союзником России, эта страна готовится к вступлению в Евразийский союз. Одновременно у нашей страны по-настоящему добрые отношения с Азербайджаном. Где не закрывают русских школ и газет, не создают «музеи советской оккупации» и вообще не занимаются антироссийской пропагандой. Зато успешно проводят политические реформы, за десять лет добились больших успехов в экономике, создали около миллиона новых рабочих мест (это на страну с населением 9 миллионов!), снизили безработицу и бедность с 49% до 5% с маленьким «хвостиком»… Азербайджан сегодня – важный политический и экономический партнер России. Словом, слишком много политических факторов «сложилось» так, чтобы урегулирование конфликта из-за Карабаха стало бы приоритетной задачей российской дипломатии.
Только вот, как показала сочинская встреча, тут по-прежнему все непросто, Россию могут ждать и неприятные сюрпризы. В ходе этой встречи, точнее, одного из совместных выходов к журналистам, между президентами Азербайджана и Армении – Ильхамом Алиевым и Сержем Саргсяном – состоялся весьма показательный «обмен репликами». Президент Азербайджана Алиев напомнил, что Совет Безопасности ООН принял четыре резолюции, требующие вывода армянских военных с территории Азербайджана. «К сожалению, прошло более 20 лет – эти резолюции так и остались на бумаге», – приводятся слова Ильхама Алиева в стенограмме встречи, размещенной на сайте президента РФ.
Президент Армении Серж Саргсян этого заявления, похоже, ждал. И отреагировал немедленно: «Азербайджанская сторона все время ссылается на четыре резолюции ООН, но у меня такой риторический вопрос к господину Алиеву: какой пункт из этих резолюций выполнял Азербайджан? Единственный выполнивший пункт резолюции – Армения, которая использовала свое влияние, чтобы прекратить боевые действия».
Напомним, что Совет Безопасности ООН по пустяковым вопросам не собирается. И он действительно собирался четыре раза и принял четыре резолюции. Резолюция 822 появилась 30 апреля 1993 года, после того как Армения оккупировала Кельбаджарский район Азербайджана. В этом документе выражается поддержка территориальной целостности и суверенитету Азербайджана и содержится требование немедленно вывести армянские войска из Кельбаджарского района, а также других недавно оккупированных регионов Азербайджана. Следующая резолюция, номер 853, была принята 29 июля 1993 года, после захвата Арменией Агдамского района Азербайджана. В ней также признается территориальная целостность Азербайджана и содержится призыв вывести армянские войска с оккупированных азербайджанских земель. 14 октября 1993 года, на фоне продолжающегося территориального конфликта Армении и Азербайджана, появляется резолюция номер 874. 12 ноября 1993 года, после захвата Арменией города Горадиз в Физулинском районе Азербайджана и Зангиланского района Азербайджана, появляется еще один документ – Резолюция 884 Совета Безопасности ООН. С теми же основными пунктами – поддержка территориальной целостности Азербайджана, вывод войск из оккупированных районов. В течение всего этого времени в регионе продолжаются военные действия. Причем от перемирия каждый раз отказывается именно Армения, имевшая на тот момент явное военное превосходство.
Так продолжается до зимы 1994 года. К этому моменту в Азербайджане закончился период внутриполитической нестабильности, и страну возглавил Гейдар Алиев, который, в числе прочего, начал превращать наспех сколоченные формирования территориальной самообороны в настоящую армию – с дисциплиной, единоначалием, жесткой командной вертикалью. Зимой 1994 года на линии фронта в наступление переходит уже Азербайджан. Освобожден Горадиз, еще несколько сел и поселков поменьше. В Ереване, судя по всему, осознали, что «войны в одни ворота» больше не будет. И после этого если и пытались осторожно прощупать передний край азербайджанской обороны, то к масштабным боевым действиям не переходили. Однако выводить войска с оккупированных азербайджанских земель, как того требовали и требуют резолюции СБ ООН, к которым теперь добавилось множество других документов, Армения, до сих пор так и не стала. О чем и напомнил в ходе сочинских переговоров президент Азербайджана.
Подведем итоги. Речь идет не о том, что «у каждой из сторон своя трактовка событий» и «на Кавказе все помнят, кому какая скала принадлежала пять веков назад, и каждый помнит в свою пользу», при помощи которых уже традиционно принято объяснять территориальные проблемы. Резолюции СБ ООН – это конкретные международные документы, которые принимались в связи с конкретным событием, и содержат конкретное требование – вывести иностранные войска с территории Азербайджана. И это требование остается до сих пор не выполненным вот уже 20 лет.
Но по публично озвученной версии президента Армении, резолюции СБ ООН не выполняет именно Азербайджан. Однако каким же образом Азербайджан должен был бы поспособствовать мирному выполнению этих резолюций? Отказаться от своих законных территорий вообще? Подарить соседу процентов двадцать своих земель?
Наверное, в силу специфики «конфликтной дипломатии» можно было ожидать, что президенты, выйдя к журналистам, не ограничатся набором округло-обтекаемых фраз вроде «мы пришли к единому мнению, что конфликт надо как можно скорее урегулировать». Если бы между сторонами не было несовпадения позиций, порой диаметрального, если бы не было острейших разногласий, будем откровенны, встречи, подобные сочинской, вообще вряд ли были бы нужны. Но «взаимные обвинения», «несовпадение позиций сторон» и т.д. – это одно, а вот прямая и намеренная дезинформация – уже другое.
В быту заявления вроде тех, с которыми выступил Серж Саргсян, носят название «с больной головы на здоровую». В «большой политике» их называют провокационными. Только вот с такими провокационными заявлениями президент Армении выступил не на митинге своих сторонников где-нибудь в Ереване или Гюмри, а в российском Сочи, на встрече с президентами России и Азербайджана, посвященной урегулированию карабахского конфликта, где Россия взяла на себя роль посредника. А это значит, что его понимание резолюций СБ ООН может стать и нашей проблемой.