Каждый понимает меру своей ответственности: репортаж с боевых постов КарабахаНа мартунийском направлении линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана тихо. Тишину нарушает звук проезжающего автомобиля – группа журналистов направляется на посты, чтобы на месте ознакомиться с атмосферой на передовой после ряда диверсионных вылазок азербайджанской стороны. «Вон там недалеко азербайджанские посты», - рукой показывает сопровождающий нас военнослужащий, одновременно отдавая указания водителю проезжать эту часть дороги быстрее, мало ли, что взбредет в голову противнику. Подъезжаем к одному из постов, где нас с улыбкой встречают солдаты: «Добро пожаловать». После посменно проведенной бессонной ночи они нам не только добродушно улыбаются, но и бодро занимаются своими текущими делами.
В окопах по всему периметру поста чинно разгуливают несколько собак, которые не проявили какой-либо агрессии. «Они нам очень помогают, при малейшем шуме начинают лаять. Мы их приучили реагировать на противника», - улыбается один из офицеров. Интересуюсь, а почему не овчарки, а простые дворняги. «Перед нашими собаками не поставлена задача обезвредить нарушителя, их задача – предупредить своим лаем о попытке совершить диверсионную вылазку, и они отлично с этим справляются. Кстати, в свое время азербайджанские постовые для этого дела заводили гусей, которые известны своей шумливостью и бдительностью», - отметил он.
По-видимому, азербайджанские вооруженные силы были воодушевлены легендой о том, как гуси спасли Рим. Гуси-то, согласно легенде, в свое время Рим спасли, а вот куда делись гуси азербайджанской армии, осталось непонятным. «Некоторое время назад в одно приграничное армянское село приходила постовая исхудавшая собака азербайджанцев, пересекала минное поле, сельчане из жалости ее подкармливали, и она уходила. Заложенные на поле мины не взрывались, так как реагируют на определенный вес», - рассказывает один из солдат.
Впереди азербайджанские посты, от которых нас отделяет пустынная выжженная солнцем местность. Наши попытки подольше фотографировать или снять на видео из маленького окошка постового пресекает обеспокоенный военнослужащий: «Хватит. Это опасно, по вам могут начать стрелять». Неохотно возвращаемся в блиндаж, где солдаты приготовили для нас угощение: черный кофе и сладости. Обед себе готовят сами солдаты, на специально оборудованной печи. В этот день в меню было мясо и макароны.
Группа постовых на ногах с 5 часов утра. Каждый приступает к своим обязанностям, согласно установленному графику, знает свою задачу. Вне зависимости от погодных условий постовой знает, что должен бдительно следить за доверенным ему участком линии соприкосновения в течение предусмотренного времени.
«Диверсионных вылазок на этом участке, который контролируем мы, еще не было, мы уверенно и бдительно несем службу. Это первая, самая ответственная линия, и каждый солдат, поднимающийся на пост, осознает возложенную на него ответственность», - рассказывает постовой Михаил Амирханян, который служит в Армии обороны 21 месяц. Участок не маленький, но, по словам Амирханяна, он и его товарищи уверенно контролируют его. «Помню первый день, когда пришел на пост. Тогда я был сержантом, морально и психологически мне помогли товарищи, поддержав в первый день в качестве постового. Вне зависимости от того, это твой первый или десятый день в качестве постового, чувство ответственности всегда одинаково. В первую очередь, армия закаляет человека, что позволит быть стойким на гражданке. За два года службы становишься самостоятельным и уверенным», - продолжает Амирханян, отмечая, что дома его ждут родители и любимая девушка.
По дороге в Степанакерт просим ехать через Агдам, о котором недавно упомянул президент Армении Серж Саргсян, отметив, что у нас есть баллистические ракеты, радиус действия которых более 300 км, и они в очень краткие сроки могут превратить любой процветающий населенный пункт в такие руины, в какие превращен Агдам. ФОТОРЕПОРТАЖ