Копия ответа по завязавшейся дискуссии.
Цитата: rat1111 от 26.08.2014 19:41:59Еще один момент на тему "базовой потребности выделения на общем фоне для поиска партнеров по размножению"
Это не экономика, это маркетинг, причем построенный на ложном тезисе.
"длина хвоста" в поисках партнеров по размножению актуальна для индивидуальных животных. Для стайных, с иерархиями - рулит цветовая дифференциация штанов, т.е. Место в иерархии. Длина хвоста при этом - не более как инструмент для обозначения этого места или мимикрии под более высокоранговую особь. Сама по себе длина хвоста играет для особей, стоящих вне иерархии , например , (условно) незамужние женщины. Именно поэтому шопоголизм - отнюдь не массовое явление, да и в значительной степени - шоппинг у женщщин - подтверждение места в иерархии опять же.
Кстати, попробуйте объяснить с т.з. Базовом и длины хвоста такое явление, как мода - которая в чистом виде подражание, а никак не "выделение из толпы"
Ps. А вот если социальные инстинкты человеку сломать и сделать его индивидуальным животным...
У социальных для того что бы пробиться на на место гамма нужно рога и копыта иметь соответствующие.
Исторически люди научились их себе "приделывать" в виде материальных примочек, начиная от бус с перьями.
Базовая потребность "выделения на фоне" ( привлечь внимание ) некуда не делась просто приняла "цивилизованные" формы, ну а дальше экономика куда уж без нее.
Даже обострилась в условиях анонимизации и атомизации мегаполиса, например, с его "безликими толпами", тем более что социум прайда замкнут, а здесь "разомкнут".
Место в иерархии - это другая тема, а именно
социальная ориентация, особенно для ориентации в иерархизированном социуме.
Сориентироваться по лычкам и "выделится на фоне" ( привлечь внимание ) разное.
Первое, когда количество перьев в головном уборе вождя имеет ранговое значение.
Но практически во всех культурах ношение знаков социального отличия строго регламентировано, причем законодательно, именно по причине возможных подлогов, как и сейчас запрещено ношение формы со знаками отличия на это не имеющими право.
Кроме того это всегда должно быть актуализированно в текущей социальной, ритуальной в т.ч., практике, т.е. если мы сейчас наденем на себя плюмажи индейцев мы разве привлечем внимание как раз "на фоне" экзотическим видом, а не принадлежностью к вождям племени.
Мода реализует другую потребность, а именно "принадлежность/самоидентификация с общностью" как раз подражательно, что и сами отметили.
По сути это фан клубы, выбравшие себе для самоидентификации общую форму, которую на самом деле проектируют под такие потребности и это же раскручивает маркетинг.
Это как правило горизонтальные сетевые общности, а не иерархизированные структуры, о которых выше, в плане знаков отличия, и не служат целям совместной социализации, кроме проведения досуга.
Выполняет функции "первого приближения", т.е. сужение поля выбора, она и характерна стала как массовое явление в крупных социумах городов.
Вот только если приглядеться внимательно, внутри подобного вроде как формализованного сообщества одетого "по одной моде" необходимость индивидуального выделения, если начинается поиск партнеров, некуда не девается, там своих заморочек хватает ( все одно причесон хочется по круче чем у других
).
А кроме того привлекать внимание приходится же на постоянной основе, периодически проводя, личный ребрендинг, так сказать, а то ведь найдутся "по-привлекательней".
Ломать ничего не нужно - можно и социальные инстинкты сломать, но и индивидуальные.
Инстинкт самосохранения работает на сохранение именно индивида, его можно и как индивидуалистический подать и раскрутить конечно, а, например, заботы о потомстве, которая иногда носит коллективный характер вплоть до самопожертвования отдельными особями, что может выглядеть как индивидуальный альтруизм.
У разного рода коллективистов как правило идет принижение индивидуального вплоть до демонизации и отрицания ценности индивида, ровно так же демонизируют порой коллективные, социальные формы общежития и поведения индивидуалисты, описывая их разного рода человейниками.
Может ли общая социальная матрица поощрять поведение в том или ином направлении, да конечно.
Вот только насколько сознательно это делается, вопрос и насколько мы вообще научились нормировать социальные матрицы.
Поскольку все время хотим как лучше, а выходит тем не менее как всегда.