Цитата: Вергелес Сергей от 17.09.2014 11:19:59Раньше частенько считали количество православных по народу, пришедшему на Пасху. Затем сообразили. что надо бы смотреть на тех, кто в течении года приходит не только на Пасху. Теперь вот Вы объясняете, что надо следить за утренними и вечерними молитвами ...
Это всё, с одной стороны, правильно. А с другой стороны ... напоминает завязку истории праведного Иова.
Если верить Гоголю, то на Запорожскую Сечь пускали только православных, а доказательством было знание Символа Веры и готовность перекреститься по-православному. Думаю, что в реальности Символ Веры не спрашивали А другие статистические показатели мало кого интересовали.
Это не ко мне вопрос, спросите у церковников зачем это рекомендуется читать в ежедневном режиме молитвы суточного круга для мирян, если можно и без этого.
Можно и посты не соблюдать, можно и в храм не ходить, много чего можно, но при этом причислять себя к православным.
Кстати по поводу пришедших на Пасху, не самый неудачный метод, но только в условиях атеистического режима, где атеизм декларировался блоком госидеологии, которая давлела, хоть уже и не экстремально в годы застоя например, подобное действие, если угодно это уже пусть и маленький, но все же
поступок веры, придти на Пасху.
А вот в современных условиях уже нет.
Почему? Что и выявил данный опрос, хотя это и так известно.
Т.н. "молчаливое большинство", а это 70-80% социума отличается прежде всего конформизмом и следует не по убеждениям, не говоря уже о "вере", а просто из этой установки, общесоциальным трендам, особенно задаваемым госидеологией.
Сейчас когда нет особо откровенного давления госидеологии люди определяются просто по инерции общественного сознания.
"Записался в православные" и вся недолга.
Ну может крестила кого-то бабушка в детстве, он пару раз в храм зашел ( на Пасху) , одну свечку поставил однажды, как кто посоветовал, когда "приперло", вот и готовый самопричисленец в православные.
То что при этом верит в пришельцев, не говоря уже о том что ни разу не заглядывал в церковную литературу, это вообще не обсуждается.
Собственно все это и отражено в опросе.
О каком Символе Веры вообще разговор, если Отче Наш никто не знает - больше 50% "православных" ни разу не заглядывали в священные тексты?
Кстати ходили бы на службу и без спец усилий выучили когда все поют Отче Наш хотя бы.
Так что спрос Символа Веры имеет значение в смысле того ходит чел в церковь-то хоть на каком уровне регулярности, а тогда люди-то были безграмотные в основном и выучивали его от совместного пения.
Так что что бы меньше не думать, про то как "на самом деле не спрашивали", можно и выучить раз на службы не ходят хоть что-нибудь самопричесленцам в православные.
ЗЫ. Вспомнилось по случаю запавший как-то момент из воспоминаний мирт.
Антония(Храповицкого), он хоть и фигура неоднозначная, но это было в каком-то примечании мелким текстом, вряд ли подгонял, писал что его самого поразило ( при всем цинизме, видимо ), когда отменили обязательную исповедь воен священнику после революции в лагере военнопленных в Германии в 18-20г., а подавляющее их большинство составляли забритые крестьяне, ходить добровольно исповедоваться стало 4-5% от общего числа плененных русских, причисленных к православным, и это учитывая непростые условия плена, когда вроде как психологическая помощь хотя бы нужна и соц состав рабочекрестьянский.
Не поменялось ничего на самом деле по большому счету - те же несколько процентов и практикуют Православие, хоть в какой степени развернутости добровольно и целенаправленно, что означает соблюдение минимальных ритуальных предписаний, повторюсь, хоть какого уровня усеченности, но на
регулярной основе, не предъявляя максималистских претензий о полном соблюдение всех предписаний для мирян.
Ежедневное молитвенное правило сейчас вообще редко кто соблюдает, но хоть пост какой как правило Великий, хоть частично, хоть раз в год в него исповедался-причастился уже что-то.
Такие оценки то же делаются - порядка 5-10% может чуть больше причисленных в православные ( крещенных в Православие, как правило, это и есть эта широкая категория ), а учитывая что в таковые - за вычетом инославных и неверущих 60-70% населения записывается, вот и выходит те же несколько % населения.
Такие дела.
А стихийная некая религиозность на архаичной матрице матрице имеет широкое распространение, это да, только формы может разные принимать, беготни по гадалкам, например, с постановкой потом свечки, а они присоветовать могут, почему нет собственно.