Православная культура или кухонный атеизм?
752,817 4,457
 

  Вергелес Сергей ( Слушатель )
04 сен 2014 00:12:08

Тред №804998

новая дискуссия Дискуссия  626

Атеисты постепенно перетекают в православных, а мусульмане остаются на месте. Так показывает история соцопросов
Вот один из графиков
Отредактировано: Вергелес Сергей - 04 сен 2014 00:13:11
  • +0.08 / 4
  • АУ
ОТВЕТЫ (17)
 
 
  VoxPopuli ( Слушатель )
06 сен 2014 14:02:33

 Для более полного понимания нужно учитывать что опросы особенно классификационные группы делаются на основе методик, за базу взята Чеснокова.
 Однако есть некоторые вопросы например выделена категория  "воцерковленных" в районе 10% от общего числа причисляющих себя к православным.

Воцерковленные (12% от всех православных)

Представители этой группы посещают храм раз в месяц и чаще, постоянно причащаются, молятся церковными молитвами, выполняют утреннее и вечернее правило. Правда надо заметить, что четверть из них никогда не открывали Евангелие и другие священные тексты, положенные к чтению. И только 14% принадлежащих к данной группе читают эти тексты регулярно. Если говорить о социальной структуре, то ядро воцерковленных в России составляют неработающие пенсионеры, а точнее пенсионерки

 На самом деле больнисво из этой категории 12% условно вецерковленных относится к обрядово-верующим.

К практикующим Православие сознательно полным кругом обрядовости как годового так и ежедневного круга можно отнести, увы, совсем незначительную группу в районе 2% от верующих или 1% всего населения.

 Что отражено группой "читаю утреннее и вечернее правило":

 Пскольку ФОМ проводил исследование они откомментировали:

Религиозность православных в современной России можно, следуя за антропологом Брониславом Малиновским, назвать магической. В своей работе «Магия. Наука. Религия» он проводит различия между религией и магией. Под последней подразумеваются повседневные практики, когда человек в собственных интересах использует, подчиняет себе «ману» – безличную природную силу, способную исполнять просьбы и желания. Религия же – гораздо более сложное образование, основанное не на механически выполняемых обрядах, а на сложившемся мировоззрении, догматах, социальном кодексе, выстраивании сложных отношений с высшим существом.

Иначе говоря, религиозность значительной части православных ограничивается обрядовой составляющей. И это лучше всего видно из статистики чтения священных текстов (52% православных никогда их не открывали). Ведь священный текст является основой религии: его не просто читают, его чтят, к нему обращаются в поисках смыслов. Кроме того, при чтении текста верующий взаимодействует с сакральным знанием напрямую, без посредников. В отличие от многих других практик, которые монополизированы церковью. Ему самому приходится прилагать усилия для интерпретации прочитанного, сверки собственного опыта с эталоном.

Интересно, что среди православных только 57% верят в то, что Вселенная была создана Богом, а 43% – что душа после смерти попадает в рай или ад. Четверть православных, следуя в данном случае индуистской традиции, верят в реинкарнацию. В нашей анкете блок вопросов про религиозность соседствовал с блоком вопросов о внеземных цивилизациях. Когда мы сопоставили некоторые ответы, оказалось, что именно воцерковленные чаще, чем остальные, верят в то, что на Землю прилетали инопланетяне и контактировали с людьми. Можно предположить, что значимую составляющую православной религиозности составляет иррациональное сознание как таковое, и оно, безусловно, эклектично: вера в сверхъестественное распространяется на любые явления мистического свойства.
 Можно не совсем согласиться в приведенном комментарии авторы пустились в спекуляции "по Ману" Улыбающийся , но есть над чем задуматься вообще-то. 
  • +0.04 / 2
  • АУ
 
 
  Petrovi4 ( Слушатель )
06 сен 2014 19:24:01

Казуистика все эти циферки . Мой отец вряд ли причащался и уж точно не вычитывал Правила . Я регулярно причащаюсь и , по возможности, вычитываю и утреннее и вечерние Правило . Но вот если мой папа не удостоился одесную Его , то у меня и рядом шансов нет . Потому что он был настоящий православный , а я так , жалкие попытки только делаю .
  • +0.06 / 3
  • АУ
 
 
 
  чебуратор ( Слушатель )
17 сен 2014 08:38:02
Мирские не только лишь все понимают серьёзность Причастия, мало кто из них понимает.

Правильное отношение к Причастию преподаётся в монастырях.
Спастись без Причастия в наше непростое время, не знаю, возможно ли.
Мария Египетская, после десятков лет подвижничества в пустыне, предузнав о своей смерти,
пошла искать священника, чтобы причаститься. И Бог послал ей священника.
  • +0.11 / 5
  • АУ
 
 
 
 
  VoxPopuli ( Слушатель )
17 сен 2014 15:34:36

http://fom.ru/obshchestvo/10953

"Православные":

1. Храм
 1.1. 16% не заглядывают
 1.2. 15% однажды были
 1.2  30% "На Пасху".
 Итого 60%

2. Причастие.
60% никогда

3. Посты 
83% не соблюдают.
 Вот здесь есть над чем поразмыслить как это вяжется с цифрой причащающихся хоть когда.

4. Св. Писание.
4.1.52% не заглядывали.
4.2.27% когда-то заглядывали.
Итого. почти 80%
См. мой камент к п.3.

Жаль нет данных о том сколько наизусть могут Отче Наш или Символ Веры.
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
  Handover ( Слушатель )
17 сен 2014 19:20:35

Вы же сами боитесь себе признаться в очевидном - за исключением вот этого 1%, так скажем, истинных ценителей, остальных вся вот эта требуха не интересует. Они в основном или боятся смерти, или пытаются заняться магией (боженька, хочу машину, или, давайте покрестим ребеночка, чтобы не болел). У самого куча таких знакомых/родственников.
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  VoxPopuli ( Слушатель )
17 сен 2014 20:32:54

 Серьезная религиозная практика дело многотрудное, в любой конфессии, кстати.
 Просто действительно не для каждого и ее в современном мире, если миряне предписания исполняют, вообще говоря, уже как своего рода подвиг веры можно рассматривать.
 Видимо не склалось по жизни пресекаться с глубоко верующими людьми, они действительно достаточная редкость в нынешней ситуации, причем не о монахах или каких-то подвижниках разговор, о мирянах говорю, но они есть, если встретите не спутаете с теми, кого можно назвать "верующими по случаю", которых действительно подавляющее большинство, из записавшихся в таковые.
 Так что просто внимательнее присмотритесь вокруг, может и увидите среди да же хотя и неблизкого круга знакомых.
 Думаю может интересно показаться, поскольку разоблачительный пафос как правило свойственен тем, кто предъявляет какие-то завышенные претензии к верующим, что, хотя осуждение не есть гуд, говорит о личном каким-то сформировавшемся представлении,  пусть и весьма индивидуальном,  каким же должен быть "истинно верующий", иначе не понятно с чем сравнивать.
 А так да, описали обычный вполне себе архаичный подход к религиозности, свойственный обычным верующим разных конфессий.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Handover ( Слушатель )
17 сен 2014 22:28:40

Таких людей я не встречал, хотя они, безусловно, существуют. Их на самом деле интересно было бы поизучать с психологической точки зрения.

 Разоблачительного пафоса никакого особенно нет, лично мой(как атеиста) интерес к этой теме обусловлен исключительно тем что церковь последнее время очень активно лезет в политику и в общее образование, где ей делать вообще нечего. Меня, скажем, полностью устраивала церковь позднего СССР - как клуб по интересам. Хочется людям этим заниматься - пожалуйста. Текущая ситуация, как по мне - уже перегиб палки.
  • +0.00 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  VoxPopuli ( Слушатель )
18 сен 2014 00:13:36

 Атеизм вообще говоря это одна из форм верований, вполне квазирелигиозных.
 Нигилистические воззрения имеют давнюю традицию как и богоборческие.
 Мне как раз более занятен феномен атеизма, поскольку атеисты часто демонстрируют весьма неплохой уровень знаний по догматике, ритуалистике выбранной ими религиозной системы для "атеиствования", часто существенно выше стихийно верующих которых описали выше.
 А "научные атеисты" - профи могут быть вообще уровень теологов.
 Что касается претензий клира прежде все РПЦ, то думаю эта тема раздута, конечно они есть, но Государство у нас светское, религиозные организации от него отделены.
 Но они являются элементами традиционной культуры, почему бы их не подержать даже на и госуровне?
 Выше я как-то писал, что это вполне возможно, но полностью прозрачно и открыто, т.е. что бы ясно было куда пошли средства целевым образом.
 Так как и вся коммерция при религиозных учреждениях вполне может иметь место, но прозрачно для налоговых и пр. надзирающих органов.
 Насчет образования вроде уже проехали - там же выбор предлагается, в т.ч. светской этики, чем плохо?
 Политпартии на религиозной основе у нас кста запрещены законодательно.
 Но конечно есть влияние на воцерковленных особенно в т.ч. и по политическому выбору, но оно же объективно, как и количество паствы, даже если это 10% электората с этим будут считаться и политики, это, повторюсь объективно.
 В чем конкретно видите "перегибы"?
 Можете привести конкретные примеры вмешательства религиозных организаций в частную жизнь граждан против их добровольности, тем более вмешательства в политический процесс в чем это выражается?
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Фарго ( Слушатель )
17 окт 2014 09:27:29
ЦитатаСерьезная религиозная практика дело многотрудное, в любой конфессии

) Вокс·Попули ) 2014·09·17 ) 18·32 )

     Ницше же как-то сказал, что поверил бы только в такого Бога который умеет танцевать, а не делает из человека безмятежную спокойную улитку ползущую по трудодням. Или вера в религии не главное и всё дело в кропотливых трудоднях?
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  VoxPopuli ( Слушатель )
17 окт 2014 13:34:16

 А кто сказал что ползти по "религиозным трудодням" безмятежно? Приветствующий
 Это все равно как "безмятежно" учиться музыке с раннего детства, весьма кропотливо и никто не гарантирует что в в конце чел вырастет пренепременно выдающимся музыкантом с гарантированным результатов.
 Каким образом "вера" отменяет необходимость ее демонстрировать религиозной практикой? Улыбающийся
 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою беретсяи употребляющие усилие восхищают его
  • +0.04 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Petrovi4 ( Слушатель )
18 окт 2014 21:58:31

Иногда очень здорово почитать Библию на церковнославянском , и тогда данный стих будет выглядеть так : " От дний же Иоанна крестителя доселе царствие небесное нудится, и нуждницы восхищают е " ( Мф 11;12)

 А согласно словарю Дьяченко "нудИти" означает "принуждать,неволить, удерживать" . Т.е. Царствие Небесное не просто "силою берется" , а берется именно через собственное принуждение , через нудный , однообразный труд собственного спасения .  И  ) 25·ый ( прав во многом , труд спасения похож на  "спокойную улитку ползущую по трудодням". Но не "безмятежную" .

 

Цитата: Цитата: ) 25·ый ( от 17.10.2014 03:27:29Или вера в религии не главное и всё дело в кропотливых трудоднях?

 "Вера без дел мертва есть" . 
 А "дела" это и есть именно "кропотливые трудодни" . Но , в отличии от католицизма, это не внешние дела , а внутренние . И поверьте , это очень тяжелое занятие .

 Сумбурно изложил , но надеюсь понятноУлыбающийся .
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  VoxPopuli ( Слушатель )
18 окт 2014 22:00:41

 И "внешних" дел так же никто не отменяет.
 
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Petrovi4 ( Слушатель )
18 окт 2014 22:06:50

Само собой . Но главное в самом себе порядок навести .
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  Вергелес Сергей ( Слушатель )
17 сен 2014 13:19:59

Раньше частенько считали количество православных по народу, пришедшему на Пасху. Затем сообразили. что надо бы смотреть на тех, кто в течении года приходит не только на Пасху. Теперь вот Вы объясняете, что надо следить за утренними и вечерними молитвами ...
Это всё, с одной стороны, правильно. А с другой стороны ... напоминает завязку истории праведного Иова. 

Если верить Гоголю, то на Запорожскую Сечь пускали только православных, а доказательством было знание Символа Веры и готовность перекреститься по-православному. Думаю, что в реальности Символ Веры не спрашивалиУлыбающийся А другие статистические показатели мало кого интересовали. 
  • +0.04 / 2
  • АУ
 
 
 
  VoxPopuli ( Слушатель )
17 сен 2014 14:57:31

 Это не ко мне вопрос, спросите у церковников зачем это рекомендуется читать в ежедневном режиме молитвы суточного круга для мирян, если можно и без этого.
 Можно и посты не соблюдать, можно и в храм не ходить, много чего можно, но при этом причислять себя к православным.
 Кстати по поводу пришедших на Пасху, не самый неудачный метод, но только в условиях атеистического режима, где атеизм декларировался блоком госидеологии, которая давлела, хоть уже и не экстремально в годы застоя например, подобное действие, если угодно это уже пусть и маленький, но все же поступок веры, придти  на Пасху.
 А вот в современных условиях уже нет.
 Почему? Что и выявил данный опрос, хотя это и так известно.
 Т.н. "молчаливое большинство", а это 70-80% социума отличается прежде всего конформизмом и следует не по убеждениям, не говоря уже о "вере", а просто из этой установки, общесоциальным трендам, особенно задаваемым госидеологией.
 Сейчас когда нет особо откровенного давления госидеологии люди определяются просто по инерции общественного сознания.
 "Записался в православные" и вся недолга.
 Ну может крестила кого-то бабушка в детстве, он пару раз в храм зашел ( на Пасху) , одну свечку поставил однажды, как кто посоветовал, когда "приперло", вот и готовый самопричисленец в православные.
 То что при этом верит в пришельцев, не говоря уже о том что ни разу не заглядывал в церковную литературу, это вообще не обсуждается.
 Собственно все это и отражено в опросе.
 О каком Символе Веры вообще разговор, если Отче Наш никто не знает - больше 50% "православных" ни разу не заглядывали в священные тексты?
 Кстати ходили бы на службу и без спец усилий выучили когда все поют Отче Наш хотя бы.
 Так что спрос Символа Веры имеет значение в смысле того ходит чел в церковь-то хоть на каком уровне регулярности, а тогда люди-то были безграмотные в основном и выучивали его от совместного пения.
 Так что что бы меньше не думать, про то как "на самом деле не спрашивали", можно и выучить раз на службы не ходят хоть что-нибудь самопричесленцам в православные.
ЗЫ. Вспомнилось по случаю запавший как-то момент из воспоминаний мирт. Антония(Храповицкого), он хоть и фигура неоднозначная, но это было в каком-то примечании мелким текстом, вряд ли подгонял, писал что его самого поразило ( при всем цинизме, видимо ), когда отменили обязательную исповедь воен священнику после революции в лагере военнопленных в Германии в 18-20г., а подавляющее их большинство составляли забритые крестьяне, ходить добровольно исповедоваться стало 4-5% от общего числа плененных русских, причисленных к православным, и это учитывая непростые условия плена, когда вроде как психологическая помощь хотя бы нужна и соц состав рабочекрестьянский.
 Не поменялось ничего на самом деле по большому счету - те же несколько процентов и практикуют Православие, хоть в какой степени развернутости добровольно и целенаправленно, что означает соблюдение минимальных ритуальных предписаний, повторюсь, хоть какого уровня усеченности, но на регулярной основе, не предъявляя максималистских претензий о полном соблюдение всех предписаний для мирян.
 Ежедневное молитвенное правило сейчас вообще редко кто соблюдает, но хоть пост какой как правило Великий, хоть частично, хоть раз в год в него исповедался-причастился уже что-то.
 Такие оценки то же делаются - порядка 5-10% может чуть больше причисленных в православные ( крещенных в Православие, как правило, это и есть эта широкая категория ), а учитывая что в таковые - за вычетом инославных и неверущих 60-70% населения записывается, вот и выходит те же несколько % населения.
 Такие дела.
 А стихийная некая религиозность на архаичной матрице матрице имеет широкое распространение, это да, только формы может разные принимать, беготни по гадалкам, например, с постановкой потом свечки, а они присоветовать могут, почему нет собственно.
  • +0.06 / 3
  • АУ
 
 
  mr_ttt ( Слушатель )
17 сен 2014 14:03:25



Особо задумываться тут не над чем. Это то о чем обожают говорить ненавистники православия. Раз не соблюдаешь ежедневный круг ты и не верующий.

На самом деле нелепо в современном обществе требовать от людей жить так как обычно живут монахи. Они действительно регулярно читают молитвы, знают наизусть тексты и тп

Ритм современной жизни не позволяет отдавать значительное время на внешние проявления веры. Главное - человек должен верить и верить искренно. И жить согласно канонам веры.
  • +0.04 / 2
  • АУ
 
 
 
  VoxPopuli ( Слушатель )
17 сен 2014 15:12:35

 Определитесь для себя ( не для меня Улыбающийся ), что вкладываете в понятие "жить согласно канонам веры".
 Довольно часто подобное понимание оказывается весьма далеким от этих самых канонов.
 Кстати.
КАНО́Н (от греч. χανών — прямая палка для измерений) — устоявшиеся нормы, правила, традиции. 1) К. в иск-ве — правила, определяющие нормы образа, композицию и т. д.
2) Церк. — нормы, регламентирующие жизнь ц.; приняты в первые века христианства.
3) К. библейский — совокупность книг Ветхого и Нового Завета, признанных Ц. боговдохновенными (Свящ. Писание).
  • +0.04 / 2
  • АУ