Большой передел мира
262,448,952 516,364
 

  Cubitor ( Слушатель )
05 сен 2014 16:59:42

Тред №806147

новая дискуссия Дискуссия  202

Цитата: ps_ от 29.08.2014 21:26:23
Напишите если не трудно. Очень интересно почитать Хлопающий


Прошу прощения - сразу ответить не смог. Да и пятница, опять жеУлыбающийся

Если очень коротко об особенностях взгляда на жизнь ближневосточных людей, то примерно так.

1. Если у черных африканцев производство материальных ценностей в культуре практически отсутствует, а у европейцев занимает важное место и является частью культуры, то на Востоке соблюдается некая золотая середина между этими двумя крайностями.
И при этом:

- на первом месте не утилитарная составляющая любой вещи (от пиалы до здания), а эстетическая.
- у любой вещи должна быть индивидуальность 
- и то, и то должно быть гармонично и служить комфорту - прежде всего душевному.

Например, мы удивляемся, почему их водители  украшают крылья грузовиков чеканкой, а кабины коврами - а они недоумевают, как можно пользоваться неуютной, холодно-утилитарной машиной, лишенной индивидуальности.
Кстати, с этим косвенно связано особое отношение к грязи: при общей достаточно высокой личной чистоплотности - затертость, засаленность или наличие слоев какого-то налета на вещах к грязи не причисляют, считая "патиной веков" и относя к индивидуальности вещи, часто повышающей ее эстетическую ценность.


2. Как у любых народов, ориентированных на социум, в обществе есть четкая иерархия. При этом понятия "на равных" нет, есть только "над" и "под" - наивные попытки неискушенных европейцев эдак снизойти до общения на равных однозначно толкуется как "я под", после чего возникают всякие забавные коллизии). 
А "на равных"  порой бывает, но толкуется как взаимное признание превосходства друг друга в разных областях, и понятие это зыбко.


3. Любое взаимодействие между людьми заточено прежде всего на личное общение - даже включая такой отвлеченный способ как реклама. Знакомый араб-владелец ресторанчика, устраивая бесплатные(!) обеды на троих-четверых, если ко мне кто-то приезжал, искренне удивлялся - зачем вкладывать деньги в холодные и обезличенные картинки, когда можно доставить конкретное удовольствие конкретным людям, хорошо накормив их в приятной атмосфере - они ж потом так и так расскажут своим знакомым, как у него комфортно и вкусно.
 
Но тут есть нюанс - любое взаимодействие рассматривается прежде всего как часть бесконечного процесса взаимных услуг, причем степень значимости услуги и ожидаемой расплаты за нее вычисляется восточным мозгом автоматически, что часто вызывало удивление у белых сахибов - почему это вдруг вроде бы покорный и готовый исполнить любую прихоть вдруг взбунтовался и стал врагом. 
А на самом деле и покорность, и терпеливость, и готовность оказать услугу первым у восточного человека сопровождается эдаким подсчетом "очков" и впоследствии вызывает удивление и даже гнев, когда он вдруг получает отказ после вежливого намека на расплату, хотя бы по частям. 
И все это спокойно и вполне гармонично сочетается с иерархичностью - услугу вышестоящему оказать как дышать, а  за услугу господин тоже расплатится, и не обязательно чем-то материальным - тоже услугой, продвижением в иерархии, закрыванием глаз на проделки и пр. Лучший вариант - сочетание материальной оплаты со встречной услугой по ситуации, пусть даже отсроченной. Тогда расположению к вам со стороны восточного человека не будет границ. 
Понимание такого взгляда на мир очень облегчает жизнь на Ближнем Востоке.

Кстати, тут еще есть нечто общее для всех, ориентированных на социум, культур - что в черной Африке, что южнее Байкала - норма просьбы чего-нибудь у вышестоящего. Что для европейца выглядит раздражающим выклянчиванием ништяков, то для восточного человека совершенно нормальная ситуация: "- Ты стоишь выше, ты вождь, ты сильнее и богаче,  а значит просто обязан в силу положения решить мою проблему - а я и так служу тебе верой и правдой, коль надо будет вообще расстелюсь". 
Но при этом вежливый отказ с объяснением причин часто приносит больше удовлетворения просящему, чем молчаливое вручение купюры - что для европейцев и прочих WASP-ов вообще лежит за пределами понимания.


3. Имеется очень большая мистическая составляющая в обыденной жизни.
Если у черных любая религия - что христианство, что ислам - только тонкая скорлупа, и они почти по каждому поводу ходят к своим посконным колдунам, то на Ближнем Востоке это очень крепко переплетено с исламом. 
У меня, скажем так, была возможность познакомиться с "деятельностью" как черных марабу, так и карамако арабской школы.
Основные отличия:
 - у марабу все действа связаны с материальными объектами (от ракушек до собачьих потрохов) и на 90% направлены на причинение зла ближнему, а оставшиеся 10% - на защиту от этого самого наведенного зла. 
- у карамако все сложнее и, как ни странно звучит, все очень системно, а обряды и заклинания основаны на математике - от определения количества слогов и количества раз произнесения заклинания до вычисления наиболее благоприятной фазы Луны.
Мне довелось ознакомиться с одной из книг-пособий по арабской магии, которые европейцам не то что не показывают, а стараются вообще умалчивать об их существовании. Так вот, даже не зная арабского и лишь задавая вопросы по поводу иллюстраций и таблиц, понимаешь, что математики там много, даже матричное исчисление применяется.

И вот этой мистической стороне жизни, тщательно скрываемой от европейцев, ближневосточные люди придают очень важное значение. И даже объясняют ею то, что европейцы с американцами до сих пор не смогли прибрать к своим рукам их страны. Говоря так :"- Европейцы и американцы сильны в производстве материального, прежде всего орудий войны - а мы сильны в духовно-мистическом, поэтому и наблюдается некое равновесие. А вот если бы европейцы овладели еще и нашим "оружием" - тут-то нам конец бы и пришел". При этом приводя массу примеров того, как удалось отвести беду именно таким способом - от многолетней стойкости Ирана до удачного и незапланированного падения самолетов. И как все плохо складывалось, если некий правитель начинал отходить от основополагающих духовных правил и скреп.

4. Терпимость и участие в делах ближнего тоже занимают важное место. Достаточно сказать, что в массе своей люди практически не знают, что такое депрессия - потому что при малейшей проблеме сбегается масса родственников-соседей-друзей, которые совершенно искренне стараются помочь эту проблему решить. И реально помогают.


Вот, в основном так. 
Есть еще масса нюансов : от лжи и неписаных правил ее применения и ситуаций, когда лучше стерпеть и умолчать - до чисто восточных утонченностей и манер поведения, включая жесты. 
Плюс куча более конкретных  особенностей - например то, что с персами (и их ветвью таджиками) или ливанцами  русскому найти общий язык проще, чем с марроканцами и алжирцами. 
Или реалий терпимости ислама ( именно осознанной терпимости, а не дурацкой толерантности с зажиманием в себе неприятия и ненависти)   к христианству  - которых гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.
Но, к сожалению, все это потребует отдельных трактатов.)


А если в целом - русскому человеку, при знании вышеперечисленных особенностей, жить в среде восточных людей порой комфортнее, чем среди европейцев. И при том существует множество особенностей, которые вызывают позитивный отклик в русской душе - от умения быстро собираться из расслабленного состояния для решения сложных проблем, до отзывчивости и деликатности.

И главное - нам общий язык с ближневосточными людьми найти не только возможно, несмотря на пропаганду чуждости и запугивания, идущие прежде всего с запада, но и гораздо проще и легче, чем может показаться.
Отредактировано: Cubitor - 05 сен 2014 18:34:36
  • +4.72 / 53
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  Удаленный пользователь
05 сен 2014 17:14:15

На этом и погорел Каддафи, оплатив президентскую кампанию Саркозла и получив в ответ штыком в одно место.
  • +1.62 / 10
  • АУ