Большой передел мира
262,471,574 516,363
 

  mn01 ( Эксперт )
07 сен 2014 12:46:28

Тред №807260

новая дискуссия Дискуссия  66

Кишинёв накануне выборов, которые вернут его домой

Артём Бузила



Полураспад по-европейски

Недавно по приглашению коллег из Республики Молдова (прежде всего, партии «Возрождение» и экс-премьера Василия Тарлева) автор посетил конференцию «От возрождения к единению». Мероприятие, в котором мне выпала честь представлять не только Одессу, но и Юго-Восток в целом, было посвящено будущему обустройству молдавского государства. Список выступающих оказался любопытным: помимо уже упомянутого бывшего главы правительства, здесь выступали бывшие министры, депутаты парламента, видные журналисты и общественные деятели, кстати, не только Молдовы, но и Приднестровья.

Суть своего доклада перескажу вкратце. Процессы, которые сегодня происходят на Юго-Востоке Украины, не являются чем-то уникальным, а характерны для любого независимого государственного образования, отколовшегося от империи. И коррупция, и олигархизация экономики, и бесконечные политические кризисы, наконец, территориальной распад или децентрализационные тенденции (вплоть до вооружённых конфликтов) характерны для республик, отказавшихся от имперской идентичности в пользу национальной. Единственное отличие ситуации на Украине заключается в том, что тенденции распада здесь длительное время искусственно сдерживались. Грузия и Молдова прошли по этому пути значительно раньше.

Однако Молдове ещё есть к чему «стремиться». Сегодня её территориальная целостность (даже без Приднестровья) отнюдь не выглядит слишком прочной. И очевидно, что говорить о той или иной реинтеграции приднестровского региона можно лишь в одном случае — изменении внешнеполитического вектора Кишинёва в пользу ТС.

Кишинёв-2014

Разумеется, в молдавской столице я был и ранее, причём неоднократно. Но сейчас был первый случай моего посещения Молдовы после февральского переворота. Поэтому мне хотелось узнать, какой отпечаток на молдавское общество наложили события в Киеве, на Востоке Украины, а также в находящейся всего в 170 км от Кишинёва Одессе. Тем более что уже этой осенью в Молдове состоятся парламентские выборы.

Отмечу, что в городе в десятки раз возросло количество георгиевских ленточек — это первое, что без шуток и преувеличений бросается в глаза. Они буквально на каждом шагу: на автомобилях, на витринах магазинчиков, на элементах одежды, на детях, даже на собаках. Признаться, такого не было даже в Одессе в пик расцвета патриотического движения. Видимо, это уже не столько память о Великой Победе, сколько выражение своей солидарности с теми, кто с оружием в руках вынужден защищать свою землю на Донбассе, с сожжёнными 2 мая в Одессе невинными людьми, с сидельцами николаевских, херсонских, днепропетровских, запорожских, харьковских СИЗО, попавших туда за свои убеждения. В то же время румынских и европейских ленточек за двое суток нахождения в Кишинёве мне повстречалось лишь две. И это при том, что весь город увешан билбордами в поддержку европейской интеграции, а на машинах ГАИ даже установлены флажки Евросоюза.

Что же до политических предпочтений кишинёвцев, то здесь ситуация меня более чем обнадёжила. У местных коммунистов в среде таксистов почти стопроцентная поддержка. Из десяти шофёров, согласившихся ответить на мой вопрос, шестеро собираются голосовать за Воронина, ещё двое симпатизируют лидеру социалистов Додону. У румынов лишь один сторонник. При этом несколько представителей коммунистического электората с трудом говорили по-русски, но при этом ратовали «за Россию, за Таможенный союз, против Румынии». Конечно, вряд ли эти десять таксистов могут считаться социологической выборкой, но факт любопытный.

Восприятие Украины тут домайданное. Кажется, они не понимают, насколько далеко зашла цензура и репрессивная машина киевского режима, поэтому до сих пор не могут поверить в происходящее. Да, в Молдове тоже есть цензура: местные СМИ ведут прорумынскую, пробрюссельскую пропаганду, но даже на одиозном румынском телеканале «Публика» можно нередко увидеть оппозиционных политиков. Можно открыто говорить нехорошее в отношении Евросоюза, заявлять о признании Приднестровья, отказываться считать румынский язык государственным. В 90% случаев ничего вам за это не будет. И не важно, кто вы — политик высокого ранга или простой гражданин.

В целом местный румынский национализм пассивен. Он, хотя и имеет некоторую поддержку среди населения, но скорее навязывается сверху — из Румынии и Евросоюза. Однако никаких аналогов «Правого сектора» здесь нет в помине и пока не ожидается.

На вопрос «почему у вас так высоки пророссийские и антиевропейские настроения?» отвечают следующее. В 90-х в Молдове попытались построить националистическую версию государства, но вышло настолько печально, что к началу нулевых коммунисты вполне демократическим путём обрели в парламенте конституционное большинство. К национализму вернулись после государственного переворота весны-лета 2009 года, разбавив его проевропейской риторикой. За 4 года и без того голодная Молдова превратились в чёрную дыру, из-за чего пострадала не только румынская идея, но ещё и идея европейская. Последняя, собственно, и стала ассоциироваться с нищетой, падением экономики, коррупцией и разбитыми дорогами. Россия и евразийская интеграция, соответственно, воспринимаются в контексте ожиданий по возвращению благополучия.
В отношении «сепаратизма» у молдаван совершенно другое мнение, нежели у украинцев. «Сепаратизм» тут, как это ни странно, многие называют гарантом суверенитета и независимости Молдовы. Пускай среди кишинёвцев мне не удалось поговорить со сторонниками полноценного признания Приднестровья, однако виновными в кровавом конфликте на Днестре многие считают тогдашние молдавские власти. Более того, звучат даже слова благодарности восставшим приднестровцам: мол, война не позволила Молдове исчезнуть и раствориться в Румынии.

К гагаузскому «сепаратизму» отношение аналогичное: пока есть гагаузы, которые в истории независимой молдавской государственности ещё ни под кого не ложились, — Молдове быть. Потому что на любые радикальные прорумынские действия Кишинёва последует реакция со стороны Гагаузии — вплоть до отделения региона. Недаром гагаузы в штыки воспринимают евроинтеграцию: поддержка Таможенного союза здесь, наверное, даже больше, чем в самой России, о чём недвусмысленно говорят результаты референдума 2 февраля.

***

В целом же Кишинёв производит впечатление политически, социально, психологически здорового города. В воздухе витает, с одной стороны, усталость, с другой — желание перемен. Улица и умы сегодня однозначно за пророссийским вектором, и если правящий «Альянс за европейскую интеграцию» украдёт у молдаван победу на выборах (в их честную победу мало кто верит), то «молдавская весна» (точнее, осень) не за горами.

Самое главное: никакого румынского или европейского Майдана здесь не может быть. Действующая власть разобщена, нет единого контроля над силовыми, политическими, общественными структурами. Кроме того, её рейтинг за 5 лет упал ниже плинтуса: никто, как в апреле 2009 года, не пойдёт рвать глотку за Филата, Плахотнюка или Гимпу. Прорумынские молодчики сегодня собирают на свои марши максимум сотню участников, митингуя под плотным кордоном полиции и опасаясь расправы со стороны радикальных молдавских патриотов. И это радует больше всего. В Кишинёв я пообещал вернуться. Где-то к осенним парламентским выборам, которые обязательно вернут Молдавию домой, в Евразию.

Источник

Хорошо бы.
Отредактировано: mn01 - 07 сен 2014 12:48:02
  • +3.94 / 34
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!